№1 (357) январь 2023 г.

Азербайджан при соучастии Пашиняна диктует новые реалии на Кавказе

Просмотров: 6752

Утром в воскресенье, 4 декабря, группа лиц, представившихся сотрудниками министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, государственной службы по имущественным вопросам при министерстве экономики Азербайджана и ЗАО AzerGold, на несколько часов заблокировали на участке Шуши – Карин Так единственную дорогу, связывающую Армению с Нагорно-Карабахской Республикой. Более 100 тысяч человек оказались, пусть пока и на короткое время, практически в безвыходной ситуации, способной привести к гуманитарной катастрофе, заявили в правительстве и в Минздраве Нагорного Карабаха. Продвигаемые Баку «экологические причины» в Степанакерте считают несостоятельными, обращая внимание на попытку подрыва трехстороннего соглашения от 10 ноября 2020 г. и удар по российской миротворческой миссии.

В конечном итоге инцидент удалось решить благодаря посредническим усилиям командующего российским миротворческим контингентом генерала Андрея Волкова, что, однако, сопровождалось противоречивыми заявлениями сторон, подпитывающими неопределенность и нервозность. 6 декабря появилось заявление Совета безопасности Нагорного Карабаха с опровержением слухов о «якобы согласии командования РМК установить азербайджанский таможенный пост в Лачинском коридоре... В целях недопущения ввоза в зону ответственности РМК запрещенных предметов российскими миротворцами рассмотрена возможность установки на посту рентген-сканера для досмотра въезжающих транспортных средств. Осуществление контроля грузов спланировано силами специалистов РМК...»

До окончательного урегулирования конфликта необходимо обеспечить бессрочную миссию российских миротворцев как гаранта безопасности народа республики, заявил президент НКР Араик Арутюнян на встрече с представителями армянской общины Франции, подчеркнув необходимость параллельной работы над обеспечением дополнительных международных гарантий. Между тем, по словам секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна, пока нет окончательного решения о том, будет решен нагорно-карабахский конфликт посредством мирного договора или отдельного международного механизма: «Ереван выступает за создание гарантий безопасности, чтобы был создан механизм обсуждений между Нагорным Карабахом и Азербайджаном по вопросам прав и безопасности. Это может быть зафиксировано мирным договором или другим международным механизмом».

В Совете безопасности непризнанной республики призывают население «не поддаваться ложным сведениям и следить исключительно за официальной информацией», однако не приходится сомневаться, что информационно-пропагандистское, политико-экономическое, а также военное давление как на армянское население края, так и на российских миротворцев будет только нарастать. В конце ноября министерство обороны Азербайджана потребовало от миротворцев употребления исключительно азербайджанских названий населенных пунктов на оставшейся армянской части Нагорного Карабаха. В публикациях бакинских СМИ и в социальных сетях, в эмоциональных речах депутатов Милли меджлиса неизменно подчеркивается временный характер размещения в крае российского миротворческого контингента, командование которого априори подозревается в «проармянских симпатиях».

По итогам встречи представителей минэкологии Азербайджана с командованием российского миротворческого контингента 7 декабря объявлено о предстоящем мониторинге и инвентаризации на медно-молибденовых месторождениях Дрмбон (Гызылбулаг) и Кашен (Демирли) в Мартакертском районе, что может быть чревато новыми осложнениями. Между тем к самозваным «экологам» присоединились намеренные во что бы то ни стало проехать в Ходжалу журналисты, специально провоцирующие конфликт, дабы в случае его возникновения иметь основания потребовать вывода российских военнослужащих с «суверенной территории Азербайджана». В Баку не скрывают, что так называемый «мониторинг», затеянный по линии министерства экологии и природных ресурсов, – «это важный шаг на пути окончательного освоения наших территорий, которые находятся пока еще не под нашим контролем… Этот процесс необходимо углублять, его надо расширять и сделать его последовательно постоянным… и никакие миротворцы не должны этому препятствовать». По сообщению Информационного штаба Арцаха, 10 декабря, основываясь на письме, заранее направленном командованию миротворческого контингента Российской Федерации о проведении мониторинга на месторождениях Мартакертского района, дислоцированных в Республике Арцах, азербайджанская сторона планировала совершить визит на Дрмбонские и Кашенские месторождения. Командованием российских миротворцев, согласно распоряжению вышестоящих органов, разовый визуальный визит на вышеуказанные месторождения был разрешен. В то же время, «учитывая, что предложенная программа в установленном порядке не была согласована с властями Республики Арцах и организацией, эксплуатирующей месторождения, сотрудники горнодобывающей организации и жители соседних общин спонтанно заблокировали вход вышеуказанной группе на территорию месторождения. С целью разрешения сложившейся ситуации на места собраний отправились представители властей Республики Арцах, в результате переговоров которых было принято решение прекратить предусмотренный обход месторождений и обратиться к этому вопросу после дополнительных обсуждений».

По оценке некоторых наблюдателей, политика Баку последних двух лет до некоторой степени напоминает действия президента Грузии Михаила Саакашвили в 2004–2008 гг. в отношении российских миротворцев в Южной Осетии. Правительство Армении и правящее парламентское большинство демонстративно отмалчиваются, демонстрируя таким образом полное согласие с действиями азербайджанских старших партнеров, снимая с себя какую-либо ответственность за происходящее и перекладывая ее на российскую сторону. Мол, раз в Москве сами взяли на себя головную боль в виде размещения в конфликтном регионе миротворческого контингента, чем больше, тем дальше по факту превращающегося в «коллективного заложника», то сами разбирайтесь, у нас тут есть дела поважнее – например детское Евровидение. Но вот в случае вынужденного досрочного вывода российских миротворцев (а такая перспектива уже вовсе не кажется нулевой) непременно последует гвалт относительно очередного «предательства русских» с соответствующими последствиями для российско-армянских отношений, и без того расшатанных донельзя.

Не секрет, что в Баку прямо увязывают бесперебойное функционирование Лачинского коридора (с сентября 2022 г. пролегающего по альтернативному маршруту) с открытием сквозного сообщения между «материковым» Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией. В ходе недавней встречи Ильхама Алиева с помощником российского президента Игорем Левитиным в очередной раз обсуждалось возобновление железнодорожного сообщения через Мегри, так как акционерное общество «РЖД» является собственником Армянской железной дороги. Делая акцент на возобновлении коммуникационного сообщения, российская сторона предлагала отложить вопрос о статусе Нагорного Карабаха на неопределенное время, не снимая его, однако, полностью с переговорной повестки дня. Однако, судя по некоторым комментариям после сочинской встречи 31 октября, такой подход не встретил поддержки со стороны не только Ильхама Алиева (что было ожидаемо), но и Никола Пашиняна, стремящегося избавиться от головной боли в виде Нагорного Карабаха раз и навсегда.

Как рассказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, приехав в Сочи, президент Алиев и премьер-министр Пашинян «привезли из Праги тот самый документ, в котором говорилось, что они хотят подписать мирный договор, руководствуясь Уставом ООН и руководствуясь Алма-Атинской декларацией. А Алма-Атинская декларация о создании СНГ четко говорит… что границы между новыми государствами будут основываться на административных границах между союзными республиками бывшего СССР, где Нагорно-Карабахская автономная область однозначно является частью Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Поэтому, когда, подписав эту договоренность, нам армянские коллеги говорят, а вот пусть Россия подтвердит свои предложения по статусу Карабаха, вы сами понимаете, это немножко не из оперы ведения переговоров, а из другой оперы».

Напомним, Алма-Атинская декларация о целях и принципах СНГ была подписана 21 декабря 1991 года, будучи призвана легитимизировать заключенное 13 днями ранее Беловежское соглашение лидеров России, Украины и Белоруссии о роспуске Советского Союза, легитимность которого небезосновательно оспаривается некоторыми историками и правоведами. Присутствовавший тогда на церемонии подписания документа в столице Казахстана бывший премьер-министр Армении Хосров Арутюнян напоминает о состоявшемся 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе референдуме о независимости, означавшем выход края из состава Азербайджанской ССР согласно Закону СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Примечательно, что в Азербайджане референдума о выходе из Советского Союза не проводилось: принятая в конце августа 1991 года Декларация о независимости была утверждена в ноябре Милли меджлисом.

В преамбуле Алма-Атинской декларации, принятой в период, когда большая часть территории провозглашенной 2 сентября 1991 года Нагорно-Карабахской Республики (включая Шаумяновский район) по факту не контролировалась властями независимого Азербайджана, говорится о признании и сторонами-подписантами территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. Среди подписантов декларации был и тогдашний президент Украины Кравчук, что означало признание на тот момент российской стороной территориальной целостности бывшей Украинской ССР вместе с Крымом, Донбассом и некоторыми другими регионами, в настоящее время являющимися неотъемлемой частью РФ. Согласимся: едва ли Москва будет вести переговоры с Киевом на основании бумаги более чем 30-летней давности, имеющей конкретно-историческое значение, положения которой не выдержали проверки временем. Но вот в случае с закавказским конфликтом, видимо, придется принимать во внимание этот явленный из пыльного сундука призрак, да к тому же еще и трактуемый более чем специфическим образом. Мягко говоря, едва ли это повысит эффективность российских посреднических усилий, более того, не исключено, что весь этот спектакль затевался исключительно для того, чтобы их окончательно торпедировать или, по крайней мере, придать им карикатурный характер. Впрочем, удивляться тут не приходится – ведь еще начиная с 2018 года, сразу после прихода к власти по результатам «бархатной революции», Пашинян и компания принялись последовательно рушить все многолетние переговорные наработки посредников из Минской группы ОБСЕ, демонстрируя собственную невменяемость и открывая таким образом Азербайджану прямую дорогу к военному реваншу, позволив тому наконец реализовать накапливавшееся годами военно-политическое превосходство. В ноябре 2020 года в последний момент Москве удалось отчасти предотвратить «окончательное решение карабахского вопроса», однако дискредитация российской миротворческой миссии позволит наконец заинтересованным силам в Баку, Анкаре, Ереване и на Западе довершить начатое до логического конца.

Едва ли случайно инцидент близ Шуши и последующая эскалация под журналистские камеры совпала по времени с приездом в Москву министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, объявившего о передаче Еревану подготовленного в Баку проекта мирного договора, основанного на тех же Уставе ООН, Алма-Атинской декларации, но главное – на пяти базовых принципах, озвученных тем же Байрамовым еще минувшей весной:

– взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности своих международных границ и политической независимости Азербайджана и Армении;

– взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и принятие юридического обязательства о том, что такой иск не будет предъявлен в будущем;

– отказ от угрозы взаимной безопасности в межгосударственных отношениях, использования угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также других обстоятельств, не соответствующих целям Устава ООН;

– делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений;

– открытие транспорта и коммуникаций, строительство других соответствующих коммуникаций и налаживание сотрудничества в других областях, представляющих взаимный интерес.

Глава азербайджанской дипломатии надеется на проведение очередного, третьего раунда переговоров по вопросу подписания мирного договора уже до конца 2022 года. Со своей стороны выше упомянутый Армен Григорян обещает представить Азербайджану собственную редакцию документа: «Мы продолжаем работать над текстом. Армения прилагает все усилия, чтобы как можно быстрее достичь подписания мирного договора, а для достижения мира в регионе еще есть много работы». По итогам предыдущего обмена мнениями состоялась встреча в Вашингтоне, а двумя неделями ранее – крупнейшая с ноября 2020 года приграничная военная эскалация, унесшая несколько сот жизней с обеих сторон. События начала декабря свидетельствуют, что и в наступающем году Черного Водяного Кролика поводов для всевозможных тревог и волнений будет, к сожалению, более чем достаточно…

Андрей Арешев, Москва, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Однозначно, Пашинян в сговоре с турками . Может быть между Алиевым с Эрдоганом есть посредник в секретных переговорах с Пашиняном, но уже мало кто сомневается в предательстве сына Вовы. Ну а пожар и гибель 15 молодых ребят повод, чтобы убрать Иуду с политической жизни Армении.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты