№3 (359) март 2023 г.

Кто опасается Рубена Варданяна на посту государственного министра Арцаха?

Просмотров: 3628

С 12 декабря 2022 года азербайджанские «экологические активисты», которые реально представляют «слоенный пирог» из государственных служащих, отставных и действующих силовиков, блокируют Лачинский коридор, который связывает Республику Армения с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. Российский миротворческий контингент (РМК), который несет ответственность за обеспечение бесперебойной работы этой транспортной коммуникации, не имеет мандата на реализацию полицейских функций и формально не может добиться деблокады, используя силу.

Одновременно с блокадой транспортной коммуникации азербайджанская сторона блокирует поступление в Нагорный Карабах электроэнергии, а также полноценное и ритмичное газоснабжение.

Но есть некоторые послабления: выборочный пропуск небольших гуманитарных конвоев под охраной РМК, перевозка больных машинами Международного Красного Креста в Армению и возвращение их в НКР после завершения лечения.

120 тысяч жителей НКР, в том числе 30 тысяч несовершеннолетних, остаются заложниками этой непростой ситуации. Основные продукты питания, а с недавних пор некоторые фрукты и овощи распределяются по талонам.

Таким образом, речь может идти о рукотворной гуманитарной катастрофе, организованной официальным Баку, реальной целью которой является полное вытеснение из Карабаха армянского населения, т.е. этническая чистка.

Судя по сообщениям армянской прессы, в середине января при посредничестве РМК состоялись переговоры между президентом НКР Араиком Арутюняном и уполномоченными представителями официального Баку. На переговорах азербайджанской стороной были выдвинуты следующие условия снятия блокады Лачинского коридора, которые должны были быть выполнены незамедлительно:

1) увольнение государственного министра Арцаха Рубена Варданяна, прибывшего из России, но который является гражданином Армении;

2) размещение обязательных азербайджанских КПП на въезде в Степанакерт;

3) установка видеонаблюдения и рентгеносъемки в азербайджанском КПП на трассе Горис – Степанакерт;

4) полное разоружение Арцаха, т.е. ликвидация Армии обороны НКР;

5) закрытие Кашенского рудника.

Заметим, что пункты 2 и 3 являются нарушением трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, экологические требования сведены в последний пункт, а пункта 4 вообще нет в заявлении.

При этом азербайджанская сторона не гарантирует, что в случае выполнения этих требований Лачинский коридор не будет перекрыт ею вновь. Она также не гарантирует, что не будут выдвинуты какие-то новые требования, после того как будут выполнены вышеупомянутые пять.

По итогам переговоров президент НКР Араик Арутюнян дал понять, что руководство непризнанной республики не намерено выполнять эти требования.

Сегодня мы остановимся на первом пункте требований, а именно увольнении (отставке) государственного министра Рубена Варданяна, который, по сути, является центральной фигурой нынешнего арцахского сопротивления. В Баку прекрасно понимают это, и поэтому им нужно отстранить этого человека. Кроме того, в Азербайджане многие просто уверены в том, что Варданяна послал в Карабах лично президент России Владимир Путин. Ничего на этот счет мы сказать не можем, т.к. какой-либо достоверной информацией не обладаем.

Таким образом, требования и мотивация Баку в этом вопросе нам понятны. Но удивительным образом эти требования совпадают с желаниями и некоторых армянских кругов. Совпадение желаний есть, но мотивация другая:

– власти в Ереване опасаются, что Варданян, приехав в Армению из постблокадного или блокадного Арцаха, может развить бурную политическую деятельность на исторической родине и в итоге свалить здешнюю власть, т.к. может представлять собой реальную альтернативу;

– парламентская оппозиция в Ереване (за ней стоят экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян) опасается, что Варданян, приехав в Армению из постблокадного или блокадного Арцаха, может развить бурную политическую деятельность на исторической родине и, в итоге, полностью деактуализировать парламентскую оппозицию, т.к., весьма вероятно, будет представлять собой куда более реальную альтернативу;

– часть армянских кругов в Москве, говоря о Варданяне, начинают искать черную кошку в темной комнате, хотя никакой кошки там нет, но при этом они утверждают, что бывший российский миллиардер является «агентом западного влияния». Это для того, чтобы выглядеть более убедительно в глазах нынешней российской власти, которая находится в жесткой конфронтации с Западом.

Возникает вполне естественный вопрос: насколько аргументирована эта мотивация?

Обратимся к социологии, к которой, правда, надо относиться осторожно, но тем не менее заметим: малоизвестный в Армении Свободный альянс евро-азиатских социологов «Фокус» (САЕАС «Фокус») с 31 января по 4 февраля провел телефонный опрос 840 респондентов (погрешность 3,5%). Согласно данным социологического опроса, электоральный рейтинг действующего премьер-министра Никола Пашиняна в Армении составляет 21,67%.

Второе место в рейтинге занял государственный министр Нагорно-Карабахской Республики Рубен Варданян – если выборы в Национальное Собрание про-

шли бы в момент опроса, его поддержали бы 20,36% избирателей. Лидер парламентского оппозиционного блока «Армения» экс-президент Роберт Кочарян занял только 4-е место с поддержкой 7,74% респондентов, пропустив вперед бывшего омбудсмена Армана Татояна – 9,17%. При этом Кочарян и Пашинян обладают наибольшим антирейтингом – 67,62% и 58,1% соответственно. У Варданяна он составляет 8,21%, Татоян – 4,05%.

Впрочем, в отличие от армянских политических деятелей, чей уровень узнаваемости уверенно превышает 90%, известность государственного министра НКР, согласно исследованию, составляет 78,33%. Ничего удивительного в этом нет, т.к. в Армении он находится в информационной блокаде, которую ему объявили как провластные, так и оппозиционные СМИ. От новостных выпусков армянских телекомпаний создается ощущение, что Рубена Варданяна вообще не существует, хотя информация о событиях вокруг Арцаха дается достаточно подробная.

О росте популярности Варданяна на фоне ситуации вокруг Лачинского коридора говорят и результаты исследования армянского представительства Gallup International Association, которое также было проведено в конце января, но среди 1100 респондентов. Согласно этому опросу, посвященному отношению армян к блокировке Лачинского коридора, действия государственного министра НКР Рубена Варданяна по урегулированию вопроса в Армении оцениваются на 3,7 из 5 (самый высокий балл), министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна – на 2,8, а Пашиняна – на 2,7.

Таким образом, исходя из представленных выше сведений, становится очевидным, что опасения власти в Ереване и парламентской оппозиции касательно фигуры Рубена Варданяна вполне обоснованны.

Таким образом, как полагает авторитетный армянский эксперт Виген Акопян, налицо определенные настроения, пока в основном в Арцахе, связанные с фактором нового человека – Рубена Варданяна. Но это все пока находится в Армении в зародышевом состоянии. В Арцахе на него возлагаются определенные надежды в качестве альтернативы. Как представляется автору, силы, которые добиваются его отставки, до конца не понимают, что в случае его вынужденного ухода со своего поста он может получить куда более масштабную общественную поддержку. Весьма вероятно, что это создаст куда большие проблемы для тех, кто хочет его смещения с поста государственного министра.

Что касается образа Варданяна как «агента западного влияния», то обращаю внимание читателей на то, что в прошлом году Рубен Варданян опубликовал свою «Концепцию будущего: какой мы хотим видеть Армению?» Вероятно, что эта публикация может оцениваться как программный документ. Там есть и блоки, посвященные армяно-российским отношениям. В частности, приведу некоторые тезисы:

«...Реальность такова, что Российская Федерация – основной стратегический партнер и один из основных кредиторов Армении, важнейший экспортный рынок для наших товаров и услуг, а также рынок труда, притягивающий мигрантов из нашей страны. Россия – ведущий внешнеполитический и военно-стратегический партнер Армении, поставщик вооружений. Российские вооруженные силы, охраняющие наши границы – гарант нашей территориальной целостности.

Необходимо выстроить такую модель взаимоотношений с Россией, в рамках которой Армения при выполнении своих партнерских обязательств получит возможность экономического развития, сохраняя при этом свою идентичность и международное позиционирование, каким бы ни был ее статус – независимое суверенное государство, государство – член Евразийского экономического союза или страна – участница Союзного государства. Вне зависимости от выбранного формата отношения Армении и России должны строиться на полном доверии и принципах взаимовыгодного сотрудничества. В противном случае Армения рискует превратиться в сателлит России, страну с малочисленным населением и значительным присутствием российских военных баз, что сделает ее еще более зависимой от России и уязвимой в экономическом и социальном плане.

Однако слабая Армения крайне невыгодна России как партнер, постоянно рассчитывающий на помощь более сильного. Ослабленная Армения становится мишенью для манипуляций со стороны недружественных России сил, сулящих более существенную поддержку. Для того чтобы Россия смогла сохранить свою роль интегратора южнокавказских стран в единое экономико-социальное пространство, ей нужна другая Армения – не малонаселенное государство-капсула, существующее в основном благодаря поддержке государства-спонсора, а сильный стратегический партнер…»

Откровенно говоря, я не нашел в этих тезисах чего-то, что позволило бы воспринять Рубена Варданяна как «агента западного влияния». Лично мне куда более интересно то обстоятельство, что требование о его отставке со стороны Баку идет под номером один.

Когда номер был готов к печати:

23 февраля президент Арцаха Араик Арутюнян отправил в отставку госминистра Рубена Варданяна.

Илья Погосов, Москва – Ереван – Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Компетентная статья. Она полностью раскрывает суть власти в Арцахе и Армении. Также показывает никчемность оппозиции Как так получилось, что и власти двух армянских государств и оппозиция дуют в одну дудку с Алиевым и желали и настаивали на отставке Варданяна? Добились отставки. Каждый пусть сделает выводы.
  2. Рубен Варданян приехал в Арцах из патриотических чувств от которого далеки власти Армении и Арцаха. Доказательство тому то, что даже после отставки он остался там, где жизнь не сахар. Пусть те, кто болтает о Варданяне всякую чушь, задаст себе вопрос: А что сам сделал во благо Арцаха?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты