№5 (385) май 2025 г.

Движение властей Армении в «тюркский мир» прикрывается проевропейской риторикой

Просмотров: 856

4 апреля президент Армении Ваагн Хачатурян подписал скандальный закон «O начале процесса присоединения Республики Армения к Европейскому союзу», принятый 26 марта армянским парламентом. Как и в других постсоветских странах, в качестве «евроморковки» муссируется так называемая либерализация визового режима, и вот глава Службы миграции и гражданства Нелли Давтян поспешила сообщить, что этот процесс «ориентировочно займет около 4–5 лет».

Напомним, проевропейскую инициативу выдвинула группа небольших прозападных партий и политических групп – завсегдатаев т.н. Консультативного собрания по сотрудничеству с непарламентскими политическими силами, неоднократно встречавшихся с главой правительства Николом Пашиняном. Далее сомнительную идею подхватило «гражданское общество» в лице «Платформы демократических сил», собравшей при явном благословении властей за 2 месяца 60 тыс. подписей, необходимых для вынесения проекта на рассмотрение в Национальном Собрании.

Согласно формально-декларативному документу, «…стремясь к развитию демократических институтов, повышению благосостояния общества, укреплению безопасности страны, устойчивости и верховенству закона, объявляет о начале процесса вступления республики в Европейский союз».

«На данный момент не предусматривается подача заявки на членство в ЕС, этот законопроект просто выражает волю армянского народа», – рассказал глава комиссии по евроинтеграции Арман Егоян. Принятие закона не является заявкой на членство в ЕС, но отражает стремление граждан «вывести партнерство с Евросоюзом на новый уровень», соглашаются в МИД Армении. По словам заместителя главы ведомства Паруйра Ованнисяна, в ближайшие месяцы планируется утвердить новую повестку партнерства, включающую в себя «краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные действия, которые направлены на еще большее сближение с Евросоюзом».

О каких действиях идет речь? Прежде всего это легендарный безвиз, однако когда-то, в отдаленной перспективе и лишь частично. Представители второй экспертной миссии Евросоюза 7–11 апреля оценивали общую готовность Армении в рамках «диалога по либерализации визового режима с ЕС в сферах общественной безопасности, внешних связей и основополагающих прав, содействуя разработке соответствующих европейским и международным стандартам реформ, а также ориентиров для перспектив либерализации визового режима». Один из заместителей министра внутренних дел отчитался об институциональных реформах ведомства, коснувшись централизации функций полиции, внедрения новой функциональной модели, перехода к гражданскому управлению, внедрения нового стандарта применения силы, а также существенных изменений, реализованных в других целевых областях.

Предполагается, что с 2026 года в Армении начнется внедрение системы биометрических паспортов, которые станут обязательными для поездок в страны ЕС после визовой либерализации. Согласно упорно циркулирующей информации, премьер-министр Пашинян крайне недоволен ходом переговоров с европейскими партнерами, что якобы стало подлинной причиной экстренной отставки ушедшей в декретный отпуск министра внутренних дел Арпине Саркисян: якобы главу правительства не устраивает пятилетний горизонт получения поблажек. Соответственно новому министру была поставлена задача «продавить» Брюссель на любые относительно приемлемые визовые преференции не позднее начала весны 2026 года.

Думается, срок этот отнюдь не случаен: летом будущего года в Армении должны пройти очередные парламентские выборы, на которые действующей власти надо идти хотя бы с какими-то достижениями, которых нет и не предвидится. Недавние муниципальные выборы в Гюмри в очередной раз засвидетельствовали падение популярности и низкий рейтинг правящей партии «Гражданский договор» и правительства, активно педалирующего «проевропейскую» риторику в ущерб традиционным связям с Россией, удерживающим республику от углубления социально-экономического кризиса.

Армения не может одновременно состоять в Евросоюзе и Евразийском экономическом союзе, напомнил в очередной раз заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин, добавив, что выбор между двумя блоками лежит на плечах армянского руководства. В случае присоединения Армении к ЕС России надо будет пересматривать весь комплекс экономических отношений с Арменией, заявил ранее вице-премьер правительства России Алексей Оверчук: «Я ознакомился с текстом самого закона, который принят. Он такой – за все хорошее против всего плохого, совершенно общие слова. Но это внутреннее дело Армении».

Заметим, никто в Брюсселе никаких обещаний будущего членства не давал, что ясно следует, в частности, из заявлений представителя ЕС Петера Стано. Процесс вступления в ЕС может занять десятилетия, поскольку он включает в себя оценку соответствия страны критериям блока по широкому спектру направлений, включая функционирование демократических институтов, судебной системы и основных прав человека, пишет Politico, благоразумно помалкивая об их очевидном кризисе в современной Европе, что ясно показывают хотя бы события в Румынии, власти которой преследуют неугодного им популярного политика Кэлина Джорджеску.

Показателен и пример соседней Грузии, ставшей было европейским «новобранцем» в 2023 году, однако ныне подвергаемой брюссельскими чиновниками жесткой обструкции по мере того, как правительство «Грузинской мечты» пытается следовать сбалансированному курсу, развивая связи с Китаем и отказываясь присоединяться к антироссийским санкциям.

Однако армянские «европейцы», похоже, обуреваемы давно отжившими свое идеологическими химерами, чреватыми как минимум крупными неприятностями, включая падение производства и необходимость изыскивания немалых сумм на модернизацию производственно-технологических цепочек в соответствии с жесткими европейскими стандартами. Способна ли на это преимущественно сервисно-аграрная экономика (более половины ВВП формируется за счет услуг, что не требует концентрации производственных сил и выстраивается без привязки к экономическому сотрудничеству), как ее определяет доктор экономических наук Аза Мигранян? Думается, вопрос риторический.

За 2024 год объем торговли Армении со странами ЕАЭС возрос почти до 13 млрд долларов США, в то время как торговля с Европейским союзом сократилась на 14% и составила лишь 2 млрд долларов – это около семи процентов от общего внешнеторгового оборота страны. Таким образом, ЕАЭС обеспечивает основную долю внешнеторгового оборота Армении и является ее главным торговым партнером, а значит, основой экономической стабильности страны, заявил 12 апреля в ходе встречи Ассоциации армянских предпринимателей ее президент и основатель группы «Ташир» Самвел Карапетян. По его мнению, выход из ЕАЭС и попытка переориентации на Европейский союз могут привести к серьезным экономическим последствиям. Введение таможенных барьеров и пошлин затруднит экспорт продукции в страны ЕАЭС и приведет к снижению ее конкурентоспособности.

Ереван вносит позитивный вклад в евразийскую интеграцию, получая при этом немалые преференции, напоминает А. Оверчук. Еще с середины 2023 года в армянских СМИ циркулирует информация о растущем реэкспорте российских драгоценных камней и золота, достигшем в этом и последующем году рекордных показателей. В 2024 году поставки продолжали расти, отражая растущую роль Армении в качестве немаловажного транзитного канала экспорта российских камней и золота на мировые рынки, включая Дубай и Гонконг.

Как полагает политолог Грант Микаэлян, возможный ответ Москвы на проевропейские устремления Еревана последует по нескольким направлениям: «Первый удар придется по тем, кто осуществлял эту политику. Я считаю, что процесс по этому направлению уже запущен. То есть речь идет об олигархах, связанных с властью. Во-вторых, уже на страну будет оказано как политическое, так и в какой-то степени экономическое, военное, иное давление. В-третьих, будет предъявлено очень четкое требование: либо Армения откажется от процесса членства в ЕС, либо Россия поставит вопрос членства Армении в ЕАЭС и ОДКБ».

Многие армянские компании ориентированы на российский рынок, потеря которых может привести к массовому закрытию предприятий и росту безработицы, отмечает глава партии «Во имя социальной справедливости» политолог Арман Гукасян. Армения пользуется льготными тарифами на газ и нефтепродукты из России. В случае дистанцирования от ЕАЭС энергоносители придется закупать по рыночным ценам, что приведет к росту тарифов и увеличению стоимости жизни для населения. Не следует забывать также о льготах на поставляемую из России пшеницу и другие сельскохозяйственные товары, потеря которых чревата новыми проблемами.

Брюссель на только не предоставляет Армении никаких экономических льгот, но и недавно отказал Еревану в возобновлении режима Генеральных торговых преференций (GSP+), теоретически позволяющего беспошлинный экспорт в Европу некоторых товаров. Здесь можно разглядеть прямой недвусмысленный намек на требование полного разрыва связей с ЕАЭС, прежде чем рассчитывать на какие-то преференции, которые еще не факт, что будут предоставлены. Гипотетическое сближение кавказской страны с ЕС означало бы не только следование антироссийским санкциям, но и поставки оружия режиму Зеленского, явно нацеленному на максимальное затягивание вооруженного конфликта.

Не исключено, что «европейская» информационно-пропагандистская шумиха видится тем, кто ее задумал и дирижирует ею, рассчитанным на внутреннюю аудиторию отвлекающим маневром, призванным камуфлировать реальный курс правительства Пашиняна и парламентского большинства на интеграцию Армении как минимум в турецко-азербайджанское экономическое пространство. Ранее премьер-министр Никол Пашинян не исключал поставок в республику природного газа с берегов Каспия, а в начале марта в статье на сайте Арменпресс он же поведал о готовности запустить автомобильное грузовое сообщение от контрольно-пропускного пункта «Корнидзор» (напротив Лачина) до КПП «Маргара» на турецкой границе, заверив: «Армения взяла на себя обязательство гарантировать безопасность транзита, что мы готовы сделать».

В октябре 2023 года, через месяц с небольшим после падения Степанакерта и остававшейся армянской части Нагорного Карабаха, в интервью The Wall Street Journal Пашинян заявил, что в историческом контексте он бы «не столько подчеркивал отношения между Арменией, армянским народом и Россией, сколько подчеркивал бы отношения между Арменией и Турцией или между Арменией и тюркоязычными народами региона, точнее, отношения Армении с Турцией и Азербайджаном. Именно здесь все вопросы и здесь ответы на все вопросы».

Взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: кратчайший путь из Армении в Европу проходит через Турцию, граница с которой закрыта с 1993 года, однако вышеупомянутый пункт КПП «Маргара» был капитально отреставрирован и готов к открытию и даже использовался для переправки гуманитарных грузов в Сирию, что не замедлили поприветствовать в Брюсселе. «Этот жест доброй воли не только помогает нуждающимся в Сирии, но и демонстрирует ценность двустороннего диалога и способствует усилиям по полной нормализации отношений между Арменией и Турцией», – заявила официальный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Анитта Хиппер. Ранее, в первой половине марта, в Анкаре побывала специальный представитель Европейского союза (ЕС) по Южному Кавказу и кризису в Грузии Магдалена Гроно, обсуждая актуальные проблемы Кавказа. Не осталась в стороне и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, заявившая на недавнем саммите ЕС – Центральная Азия в Самарканде о том, что после 30 лет закрытости разблокировка границ Армении с Турцией и Азербайджаном может кардинально изменить ситуацию в регионе: «Это сблизит Европу и Центральную Азию как никогда». Рассуждая о важности интеграции и создания новых торговых маршрутов, фрау Урсула отметила важность Транскаспийского международного транспортного маршрута, призванного сыграть ключевую роль в укреплении связей между Европой и странами Центральной Азии.

В качестве условия разблокирования границы в Анкаре указывают на нормализацию армяно-азербайджанских отношений, включая подписание мирного договора между Баку и Ереваном. Будучи в активном диалоге с Европой, президент Эрдоган в последнее время активно высказывался по вопросам региональной безопасности, выражая интерес и к оборонным инициативам «коалиции желающих» и далее поддерживать режим Зеленского во главе с Парижем и Лондоном.

Таким образом, представляется весьма вероятным, что инициативы и практические действия армянских «евроинтеграторов» и их патронов чем дальше, тем увереннее будут идти в логике турецко-азербайджанской политики на Кавказе.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля