№ 01 (148) Январь 2010 года.

Во славу Отечества, но без права на славу

Просмотров: 4516

В энциклопедическом словаре слово «разведка» довольно скупо разъясняется как «совокупность мероприятий с целью сбора данных о действующем или вероятном противнике и местности, что необходимо для оценки обстановки и принятия решения». Сухие строчки подтверждаются свидетельством легендарных разведчиков Геворга и Гоар Варданянов, писавших когда-то, что «профессия разведчика далека от романтического авантюризма и в действительности в ее основе лежат собственная преданность и кропотливая работа». Об этом – интервью с профессиональным военным разведчиком, заместителем начальника Главного штаба РА - начальником управления разведки ГШ ВС Армении генерал-майором Аршаком Карапетяном.

– Профессия разведчика в любой стране мира овеяна ореолом романтики. Но это, видимо, лишь верхняя часть айсберга?

– Действительно, о разведчиках принято говорить в возвышенных тонах, о них написаны интересные книги, сняты героические фильмы. Возможно, и в моей жизни все это сыграло определенную роль. Но романтики в нашей работе как раз меньше всего, примерно 10 процентов - ровно столько, сколько об этом говорят. На самом деле, разведка – это большая работа и серьезная ответственность по обеспечению безопасности своей страны, тем более, когда знаешь, что в каждом отдельном случае от принятия важных решений зависит судьба народа. Поверьте, романтика тогда уходит на второй план. Остается ответственность. И еще повседневная работа, где разведчик обязан дойти до цели, выполнить задачу и вернуться живым. И наша главная задача – преданностью Родине и народу, профессиональным умением, мудростью и интеллектом победить превосходящего численностью противника. Так случилось, что в нашей истории мы всегда воевали меньшинством против большинства. Конечно, были и потери, и горькие поражения. Но в этих неравных войнах мы всегда выходили победителями за счет интеллекта и сплоченности. И в карабахской войне, где наша рота наступала на азербайджанскую бригаду, тоже победили именно этими качествами. Очень легко рассказывать про разведку, когда ее истории много лет. Азербайджан вон вообще отмечает «90-летие своей разведки»… И, наверное, в этом разрезе времени там есть что рассказать…

– Война уже много лет как закончилась. Но в наше мирное время подразделения спецназа продолжают совершенствоваться…

– Скажу больше, сегодня нет страны, где бы не было подобных подразделений. Они есть даже в такой стране с гарантированным миром, как Швейцария. И у нас, даже если с четырех сторон будет мир, то все равно подразделения спецназа всегда нужны. Это самые быстрые и самые подготовленные структуры, которые малочисленным составом могут выполнить большую задачу. К сожалению, мир не гарантирует отсутствие силовых операций. И речь идет даже не о конкретных действиях против какой-нибудь страны. Сегодня нельзя закрывать глаза на угрозы, к примеру, террористических или преступных группировок. Впрочем, хочу сказать еще вот о чем. Не думайте, что наши ребята из спецназа только и умеют, что ловко крошить кирпичи. Среди них есть инженеры, юристы, филологи, то есть специалисты с хорошим базовым образованием. Почти каждый из них прекрасно владеет двумя-тремя иностранными языками, не считая армянского и русского. Они достаточно хорошо подготовлены на специализированных курсах в Армении, России, Америке, Греции. Требования, конечно, повышенные, и не только в отношении физических данных, но и интеллектуального потенциала. Потому что интеллект – главная составляющая нашей работы.

– Господин Карапетян, на праздновании 17-летия Дня военного разведчика в Арзни говорилось, что в нашей новейшей истории подразделение разведки сыграло большую роль в победе над врагом.

– Разведка – достаточно закрытая тема, и по понятным причинам многое сказать не могу. Но неоспоримым фактом остается то обстоятельство, что информированность при принятии решений была на достаточно высоком уровне, что соответственно повлияло на исход войны. А информацию поставляли люди, которые занимались разведкой. Почему я говорю – «люди, которые занимались разведкой»? Потому что в то время у нас только шел процесс формирования. И любой гражданин, патриот мог прийти к нам и сказать, что у него имеется соответствующая информация. Кстати, в настоящее время подобная практика тоже не исключается в нашей работе и очень много граждан помогают нам. Я бы не назвал данный факт сотрудничеством, так как зачастую это бывает единичный звонок, например, от нашего соотечественника из-за рубежа, от армянина – носителя определенной информации, которого волнует судьба Родины. Однако поступивший сигнал еще не означает, что мы тут же принимаем его на веру и используем. Естественно, нет. Вся поступающая информация подлежит проверке. С одной стороны, это бывают просто слухи, хотя с другой – бывают и довольно серьезные темы. Но пусть не создается впечатление, что мы занимаемся только этим направлением. На самом деле работы очень много. К сожалению, и проблем тоже – примерно столько же, сколько их в регионе. Например, когда один азербайджанский генерал (известный тем, что «героически» бежал с поля боя и сдал наш древний Шуши) теперь пытается защитить интересы соседнего государства, говоря об «армянской угрозе» для Грузии со стороны проживающих там армян. Это, по меньшей мере, смешно для обывателя. А профессионал понимает, что речь идет об информационно-психологической войне, на что азеры тратят сегодня миллионы…

– В азербайджанской печати периодически появляется информация о наших перебежчиках и пленных из числа военнослужащих. Ваше подразделение обладает предварительной информацией по данным фактам?

– А зачем в данном случае мне помогать информацией нашему противнику? Единственное, что я хочу сказать: пусть не создается впечатление, что у нас, к примеру, два человека в плену, а у них шесть. Или наоборот. Не надо создавать атмосферу превосходства с той или иной стороны. Ведь, в принципе, выравнять соотношение можно всего лишь за одну ночь. Это дело техники. В первую очередь, на мой взгляд, не надо задавать тон этой проблеме. К сожалению, и эту проблему наш противник превратил в элемент информационно-психологической войны.

А что касается самих военнопленных, то их надо возвращать. Не важно, с какой стороны – с той или другой. И ни в коем случае не использовать в других целях и, тем более, применять к ним репрессивных мер. А вот в отношении СМИ хочу сказать, что журналистам не мешало бы провести собственное объективное журналистское расследование по поводу дальнейшей судьбы возвращенных на Родину военнопленных. Списки с их фамилиями, в том числе и по открытым публикациям, хорошо известны как в Армении, так и в Азербайджане. За 15 лет, прошедших с момента подписания Договора о перемирии, могу с полной ответственностью сказать, что все возвращенные в Армению военнопленные сегодня спокойно живут и здравствуют. У нас даже был случай, когда вернувшийся из плена солдат продолжал служить в своей воинской части. Однако то же самое не могу сказать про азербайджанских военнопленных. Посмотрите, где они находятся после возвращения домой? Или в тюрьме, или их уже нет в живых.

– Разведка – это та сфера, где информация практически полностью закрыта. Есть закон «О государственной тайне», призванный защищать общенациональные интересы и который распространяется на всех граждан нашего государства, в том числе и на СМИ…

– Коротко скажу: армянский народ дал многим странам выдающихся и легендарных разведчиков, которые могут украсить аллею славы героев любой страны. Сегодня мой народ может гордиться своими разведчиками. Но я хочу сказать не только о военной разведке, но и об армии в целом. Армия, как ребенок, которого надо беречь и растить. А став сильной, армия будет опорой и мощной защитой для своего народа, оплотом армянской государственности. Так же, как подросшие дети становятся опорой для своих родителей. Можно критиковать, помогать вскрывать и устранять недостатки, чему сегодня уделяет большое внимание руководство МО РА, но нельзя использовать методы и формы «желтой прессы», нельзя злословить, наносить личные оскорбления. Разница, как сами понимаете, огромная. Нельзя вымещать личные амбиции на армии, на генеральском и офицерском составе, на тех, кто прошел войну, воевал и разгромил врага. Мы всегда должны помнить, что мы выиграли, что мы победили врага, но мир еще не настал, война еще не закончена и противник серьезно готовится к реваншу, а такой развединформацией мы располагаем. Общеизвестны воинственные заявления азербайджанского военно-политического руководства, иногда доходящие до маразма и армянофобской истерии. Мы должны помнить, что, пока у Армении и НКР профессионально подготовленная, оснащенная, мощная, преданная государству и народу армия, враг не посмеет развязать войну. А если посмеет, то пусть вспомнит уроки прошлой… Как начальник разведки, я не раз говорил и могу повторить: пытаться запугать сегодня Армению и армян уже не оружием, а деньгами – это не только несерьезно, а просто глупо.

Я могу понять азербайджанских журналистов, которые постоянно оценивают армянские Вооруженные силы только в негативных тонах. Их позицию и объяснять не надо. А вот журналист-армянин, в первую очередь, обязан определить с гражданских позиций свое отношение к Армянской армии и к интересам безопасности страны. А военные разведчики сделают все зависящее от них, чтобы помочь этому святому делу. Наш девиз давно известен – «Во славу Отечества и армянского народа, но без права на славу».

– Господин Карапетян, что бы Вы пожелали нашим соотечественникам в Армении и за ее пределами в новом году?

– Самого главного, того, что нам всем больше всего нужно – мира. Мира в 2010 году и, конечно, во все последующие годы. Мира и процветания вам и вашим семьям, дорогие соотечественники!

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хорошее и полезное интервью с генералом Карапетяном.Но он говорит только о позитивном.Сколько трудностей им приходится преодолевать!Нужно всем армянством поддерживать армию.Ведь известно,кто не хочет кормить своего солдата-кормит чужого.
  2. Видно,генерал хорошо знает свое дело:умен,интеллектуален,и как ни странно для разведки,правдив.Приятно читать.
  3. Ответы просто профессионала.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты