«Золотой абрикос» в контексте дня
В Ереване завершился ХIII международный кинофестиваль «Золотой абрикос»
Главный приз – «Золотой абрикос» – в конкурсе игровых фильмов достался хорватскому режиссеру Бранко Шмидту за фильм «Обделенные». «Серебряный абрикос» в той же номинации и приз экуменического жюри вручен иранскому режиссеру Сейеда Хади Мохахеху за фильм «Бессмертный». За лучший документальный фильм первого приза удостоилась лента «На другом берегу» россиянина Евгения Григорьева, а «Серебряный абрикос» получил фильм «Дон Жуан» Ежи Сладковского.
В конкурсной программе «Армянская панорама» лучшим короткометражным фильмом названа лента Вигена Арменяна «Молчание леопарда», а документальным – картина Арно Хаяджаняна «Каменные тропы». Лучшим же полнометражным армянским фильмом стала картина «Доброе утро» Анны Аревшатян.
Специальный приз имени известного армянского писателя Гранта Матевосяна и спецнаграда жюри «Армянская панорама» вручены Давиду Сафаряну за фильм «Местное время 29.84». Впервые в этом году был вручен также приз президиума кинофестиваля российскому режиссеру Анне Меликян.
Жаклин Биссет – знаменитая британская киноактриса, почетная гостья кинофестиваля – была отмечена «параджановским талером» за вклад в мировой кинематограф. На кинофестивале чествовали и двух юбиляров, известных кинематографистов – Рубена Геворкянца, которому также вручили «параджановский талер», и Романа Балаяна, удостоившегося награды Католикоса всех армян «Да будет свет!»
В этом году «Золотой абрикос» был посвящен 25-летию независимости Республики Армения. В связи с этим наряду с традиционным фестивальным конкурсом был организован еще один показ – «Армянское кино: современность», куда вошли лучшие армянские фильмы, снятые за минувшую четверть века. Авторы и постановщики двух полнометражных игровых картин пожелали, чтобы мировая премьера их работ состоялась именно в Ереване. Это лента кинорежиссера Дживана Аветисяна «Последний обитатель» и фильм Анны Аревшатян «Доброе утро».
В рамках нынешнего киносмотра, к сожалению, не состоялся конкурс «Абрикосовая косточка», в котором участвуют в основном молодые режиссеры. Как объяснил директор программ «Золотого абрикоса» киновед Микаел Стамболцян, организаторы пришли к такому решению с единственной целью – «отпочковать» короткометражные работы молодых кинематографистов в отдельный фестиваль. Спрашивается, зачем «отпочковывать» цельное? Быть может, «молодые всходы» могут стать кому-то препонами на пути к славе?
Из почти тысячи фильмов, присланных на «Золотой абрикос» из 91 страны, для показа в конкурсных программах было отобрано около полусотни. Всего же на кинофестивале демонстрировалось 135 фильмов, из которых 43 – в трех конкурсных программах: «Международный игровой конкурс», «Международный документальный конкурс» и «Армянская панорама».
Во внеконкурсной программе проходили не менее значимые показы: «Новое французское кино», «Новое датское кино» и «Новое баскское кино», День польского кино, День немецкого кино, а также программа «К 400-летию смерти Уильяма Шекспира», подготовленная совместно с Британским советом, в рамках которой демонстрировались ленты Лоуренса Оливье, Кеннета Брана, Романа Полански, Питера Брука, Франко Дзеффирелли и Питера Гринуэя.
2016 год объявлен в России Годом кино, и стремление популяризировать российское кино не только в стране, но и за ее пределами закономерно. Российские кинематографисты не раз говорили о том, что «Золотой абрикос» является «самым ярким, самым насыщенным и успешным кинофестивалем на пространстве СНГ».
На этот раз из России приехали продюсер Екатерина Филиппова, которая привезла картину «Инсайт» Александра Котта, режиссер Виталий Манский с новым, но уже достаточно известным фильмом «В лучах солнца» о Северной Корее. Картина уже была представлена на многих известных кинофестивалях, вышла в прокат в ряде стран, включая США, но пока не добралась до российских кинотеатров. Впервые Союз кинематографистов Армении наградил медалью «Рыцарь культуры» российского кинокритика Кирилла Разлогова «за значительный вклад в развитие киноведения и укрепление армяно-российских отношений».
В рамках фестиваля на столичной площади Азнавура были заложены еще три именные звезды в память о режиссерах Эдмонде Кеосаяне, Дмитрии Кесаянце и операторе Альберте Явуряне.
В рамках фестиваля профессионалы и любители кино смогли не только посмотреть лучшие фильмы мира, но и познакомиться с талантливыми людьми и звездами кинематографа.
Гости кинофестиваля Фред Келемен – немецкий кинорежиссер, оператор, сценарист. По его словам, именно такое сочетание «специальностей» помогает ему гармонично работать. На кинофестивале Келемен был награжден золотой медалью министерства РА.
Режиссер провел блестящий мастер-класс. Он подробно разъяснял собравшейся публике, как строит свое «метафизическое действо», основанное на «общении душ». Демонстрируемый им черно-белый фильм «Человек из Лондона» был сделан одной камерой без монтажа. Автор стремился создать призрачный фильм, который не имеет ни сценария, ни диалогов, но при этом очень реальный, со своей логикой образов и ассоциаций.
По признанию Фреда Келемена, ему понравилась армянская молодежь, ее осведомленность в области кино и, главное, сильнейшая тяга к знаниям. «Общение с такой молодежью подзаряжает меня, и я могу говорить с ней, не чувствуя ни времени, ни усталости», – признался он.
Желимир Жилник – югославский режиссер, возглавивший на «Золотом абрикосе» жюри документальных фильмов. Он называет себя представителем так называемой Югославской черной волны, а ретроспективный показ его фильмов явил собой своеобразную аллегорию революционного движения молодежи 60-х. Подкрепил же мастер свое отношение к революциям фразой Сен-Жюста: «Те, кто делает революцию наполовину, роют себе могилу».
Жилник тепло отозвался о кинофестивале «Золотой абрикос», отметив его «особо удачно составленную программу»: «Можно за какие-то семь дней не только насладиться прекрасными фильмами, но и получить представление о современной мировой кинопродукции». Свое документальное кино он делает «влет», ориентируясь на эксперимент и интуицию, при этом не увлекаясь кастингом – он присматривается к своим героям, беседует с ними. К молодежи его отношение самое что ни на есть демократичное, и он считает нормальным явлением, когда молодые кому-то подражают, по крайней мере, в начале творческого пути. Ведь подражание «уточняет то, что в будущем режиссере лишь намечено».
Виталий Манский – российский режиссер документального кино и продюсер. Он представлял свой фильм «В лучах солнца», снятый в Северной Корее, где культ личности доведен до абсолюта. Подробно Виталий Манский остановился и на написанном им манифесте «Реальное кино». Один из его пунктов гласит, что «никакой фильм не может быть завершенным, так как реальность бесконечна». Он ратует за отказ от понятия «конец фильма», ибо это дает возможность автору «в любой момент сделать новые версии и продолжать съемки». На вопрос, кто из армянских документалистов ближе ему по духу, Виталий Манский тут же назвал Пелешяна. Известно, что у Манского есть все девять фильмов Пелешяна, он собирал их двадцать пять лет. Причем ленты Пелешяна не продаются, они передаются от документалиста к документалисту по наследству. Именно поэтому «посмотреть Пелешяна» к Манскому приезжают даже из-за границы.
Хомаюн Эршади – иранский актер и член жюри «Золотого абрикоса» – провел свой мастер-класс, рассказав о своих ролях в фильмах «Вкус вишни» Аббаса Киаростами и «Последний житель» Дживана Аветисяна.
Будучи архитектором по образованию, Эршади прохладно относился к кинематографу, пока случай не свел его с известным режиссером Аббасом Киаростами. «Киаростами убедил меня, непрофессионального актера, поверить в свои силы и преодолеть страх перед камерой», – вспоминает Эршади.
Эршади не раз был в Армении – съемки продолжались несколько месяцев – и в итоге пришел к заключению, что следует обосноваться в Ереване, купить жилье и перевезти сюда семью.
Сегодня Эршади снялся более чем в пятидесяти фильмах, как полнометражных, так и короткометражных, играет в театре, о карьере архитектора забыл, кино стало его призванием.
Андрей Лошак – режиссер ролика о претендентах на премию Aurora Prize, основанную армянскими предпринимателями во главе с Рубеном Варданяном. На мастер-классе Андрей Лошак поделился историями созданных видео, которые не вошли в окончательные версии пятиминутных фильмов про каждого из претендентов – Маргарит Баранкице, доктор Том Катина, борец за свободу Седа Гулам Фатима, священник Бернар Кинви… «Эта премия позволила нам узнать о том, как в чудовищных обстоятельствах проявляются человеческие качества. Эта история про героев особенно актуальна сегодня, когда нас повсюду окружают боль и страдания…» – подытожил он свой сказ. Сирия, Ирак, Афганистан, Сомали, Судан… – страны, где проходили съемки. В 2017 году Андрей Лошак намерен продолжить работу – подготовить фильмы про номинантов премии Aurora Prize. Проект этот, призванный увековечить память тех, кто спасал жизни людей во время геноцида армян в 1915 году, близок Андрею Лошаку – отец и мать его, евреи по национальности, были убиты немецкими захватчиками.
В честь почетной гостьи XIII международного кинофестиваля Жаклин Биссет был организован ретроспективный показ фильмов с участием актрисы: «Американская ночь», «Убийство в Восточном экспрессе» и «Буллет». Жаклин Биссет снималась у Трюффо, Полански, Коменчини, работала с Одри Хепберн, Фрэнком Синатрой, Полом Ньюманом, Энтони Хопкинсом, Шоном Коннери, Жан-Полем Бельмондо и другими.
Биссет рассказала о том, как начинался ее путь в жизнь. Англичанка по отцу, француженка по матери, она занималась балетом, работала официанткой в китайском ресторане, затем манекенщицей. Она и не думала, что ей суждено стать известной актрисой с мировым именем и сняться более чем в 80 фильмах. Самые сильные впечатления актрисы от Армении – армянская архитектура, особенно храм Гарни. С собой в обратный путь она захватила путеводитель по Армении, обещая приехать снова.
На сегодняшний день «Золотой абрикос» с полным правом можно считать национальным брендом Армении – у многих этот международный кинофестиваль пробудил интерес к стране, где он проводится. Гостеприимство армян не было омрачено ни ливнем, ни градом, ни заторами на городских улицах, ни внезапно потухшим в кинотеатре светом, где демонстрировался очередной фильм, ни даже захватом заложников в здании полицейского участка… Участники и гости фестиваля воспринимали все, как яркий сценарий «абрикосовых дней».
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии