№5 (373) май 2024 г.

«Наполеон шансона» – великий артист века и гордость мирового армянства!

Просмотров: 1671

Владимир Хомерики: Надеемся, что Армения и Грузия будут в стратегическом партнерстве с Россией

Артур Согомонян: Мы обязаны уважать и защищать свою историю, именно это и есть генофонд нашей нации. Наследие, без которого невозможно построить успешного будущего!

Героическое участие армян в СВО. Часть третья

На Пискаревском мемориальном кладбище прошла памятная акция в честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады

Необыкновенные патриоты приближали День Победы советского народа над фашизмом – и на поле боя, и в тылу

Арутюн Сурмалян: На Донской земле мы достигли взаимопонимания между народами

С праздником Победы!

Стихийных революций нет, есть подготовленные спецоперации

Леонид Решетников: История учит только одному: врага надо добивать в его берлоге

Нерадостные итоги шестилетнего правления «бархатной» власти

22 мая легендарному Шарлю Азнавуру исполнилось бы 100 лет

«Азнавур для Армении» – именно так был назван благотворительный фонд, который помогал Армении начиная с 1988 года, после спитакского землетрясения. Помощь своей исторической родине Азнавур считал делом чести и достоинства, так как всегда с гордостью говорил о том, что он – армянин. В 1946 году, впервые встретившись с Эдит Пиаф, на вопрос: «Ты еврей?», он гордо ответил: «Я армянин». Заботиться, помогать и любить – дар артиста, унаследованный от предков. Азнавур активно участвовал в благотворительных акциях для многих стран мира, но Армению до конца своих дней держал под крылом. Был почетным послом Армении по особым поручениям по вопросам гуманитарной деятельности, постоянным представителем Армении при ЮНЕСКО, постоянным представителем Армении при отделении ООН и в других организациях в Женеве, послом Армении в Швейцарии. Шарль Азнавур – Национальный Герой Армении, его именем названа площадь в Ереване, в самом сердце столицы у Каскада расположился Дом-музей великого патриота, для открытия которого он лично приезжал в Ереван. Памятник в его честь установлен и в Гюмри. Шансонье, артист, композитор, «писатель песен», как он сам любил себя представлять, патриот и гордость мирового армянства!

Настоящее имя Шарля Азнавура – Шахнур Вахинак Азнавурян. Родился в 1924 году в Париже в семье армянских эмигрантов. Отец – Мамикон (Миша) Aзнавурян – родился в 1897 году в Ахалцихе Тифлисской губернии Российской империи, мать Кнар Багдасарян (Азнавурян) родом из армянской купеческой семьи, которая проживала в Западной Армении. Во время геноцида Кнар потеряла всех своих родных и близких, но до последних минут жизни (умерла в московском аэропорту. – Авт.) она искала их по всему миру. Родители приехали во Францию в 1923 году, откуда они хотели легко перебраться в США, однако, увидев Париж, навсегда поселились здесь, тем более что вот-вот должен был родиться сын.

Свою творческую деятельность Азнавур начал в детстве, в ресторане русской и кавказской кухни, который открыли его родители по совету деда – Мисака Азнавуряна (позже он назовет именем деда своего внука. – Авт.), повара тифлисского губернатора, одного из тех поваров, кто сопровождал Его Императорское Величество Николая Второго и императрицу Александру Федоровну в поездке по России. Особенностью заведения было то, что перед публикой выступал глава семейства Азнавурян со своими детьми – дочерью Аидой и сыном Шахнуром (Шарль), которые помогали семье. Несмотря на то, что родители из-за своей доброты несли убытки, ресторан всегда был полон гостей, а многие приходили ради выступлений маленького Азнавура: послушать стихи, пение и игру на скрипке, лицезреть его мини-спектакли. Хотя любовь к искусству и музыке он унаследовал от родителей, они не воспринимали всерьез его тягу к творчеству. «Лучше бы он учился торговать, больше толку было бы», – твердил отец. Семья жила небогато, но мальчик любил мечтать. Об этом он написал в своей автобиографической книге «Громким шепотом»: «Когда я был ребенком, у меня были самые обычные мечты. Я помню, как мечтал иметь много обуви. Это была моя маленькая мечта о лучшей жизни. Мои родители много работали, им было тяжело обеспечить нас, но даже в трудные времена они всегда старались уделять внимание моим мечтам. Они никогда не смеялись даже над самыми, казалось, простыми или необычными моими фантазиями, как, например, иметь много разной обуви». Позже, он вспоминал о своей детской мечте и считал, «что это было символом того, что даже самые скромные мечты могут стать реальностью, если вы верите в себя и упорно работаете».

В девять лет его приняли в труппу одного из парижских театров, но серьезная карьера шансонье началась после окончания Второй мировой войны, в период, когда они с сестрой помогали евреям укрыться от нацистов. В 2017 году за этот подвиг они были награждены медалью Рауля Валленберга. Стоит отметить, что Аида Азнавур-Гарваренц на правах старшей сестры всегда опекала брата, называя его ласково «апарик» («братик»), они всегда держались вместе, до конца своих дней Шарль был неразлучен с сестрой. 13 января сего года ей исполнился 101 год, она до сих пор живет и здравствует в большой дружной семье Азнавур, активно участвуя в делах семьи, поддерживая своим авторитетом, советами и воспоминаниями («Я вообще храню все – хорошие и плохие письма, фотографии, сувениры, афиши удачных и неудачных концертов… Не забываю я лиц тех, кто сделал нам добро и уже умер, и тех, кто желал нам зла и еще жив. Я ничего не уничтожаю и не теряю, все здесь, у меня дома или в моей голове. Потому-то Шарль и говорит, что я – его память и память всей нашей семьи», – из романа-воспоминания Аиды Азнавур-Гарваренц «Мой брат Шарль Азнавур»).

Не секрет, что ошеломительный успех к Шарлю Азнавуру пришел именно благодаря дружбе и поддержке Эдит Пиаф. В самом начале публика не воспринимала ни его голос, ни манеру исполнения, ни внешние данные артиста – мешали невысокий рост и армянский нос. В одном из интервью Азнавур сказал: «В дружбе с Эдит Пиаф я научился многому, я научился всему, что можно узнать об искусстве шансонье, это единственная женщина, которая оказала на меня влияние». А ведь это по ее настоянию он сделал пластическую операцию, уменьшив свой выдающийся нос. Они были хорошими друзьями, он чутко поддерживал ее, прибегал по первому звонку, выполнял все ее прихоти – был и шофером, и своего рода жилеткой, в которую можно было поплакаться, писал для нее песни… Однако все вокруг считали их любовниками, и они уже и не пытались убедить кого-то в том, что никогда ими не были. Подробности знакомства, дружбы и взаимоотношений с Эдит Пиаф Азнавур изложил в своих мемуарах «Прошлое и Будущее». Наверняка петь дуэтом осталось у него после выступлений с Эдит Пиаф. За годы своего творчества он выступил со многими знаменитостями, в том числе с Фрэнком Синатрой, Пласидо Доминго, Хулио Иглесиасом, Элтоном Джоном, Далидой, Лайзой Миннелли, Селин Дион, Мирей Матье и многими другими.

В СССР его впервые занесло в 1964 году во время первого мирового турне. Эти гастроли в столице оказались особенными по разным причинам, но главное – впервые за свои 40 лет он встретился с родной бабушкой, именно тогда в глубине души он познал Армению. После этого артист периодически приезжал в Советский Союз, а потом и в Россию. По воспоминаниям современника, песни Азнавура занимали особое место в культурной жизни школьников из интеллигентных московских семей, в первую очередь обучающихся во французских спецшколах и изучающих французский язык со второго класса. Поэтому содержание песен они понимали, в отличие от других, с точностью. Те, у кого родители по работе бывали за границей, привозили пластинки-сорокопятки с песнями Эдит Пиаф, Адамо, Жоржа Брассанса, Жака Бреля и обязательно – Шарля Азнавура.

Под песни Азнавура, которые звучали на разных языках – французском, испанском, английском, итальянском, русском, армянском, – было здорово танцевать, и молодежь того времени чувствовала себя уверенной, приобщенной к кругу избранных знатоков великой французской эстрады. Его голос не мог не затронуть струнки души, он пел, танцевал, жестикулировал, проявлял эмоции на сцене. Как написал о нем Шарль де Голль: «Вы покорите мир, потому что умеете волновать». И он покорил: его концерты ждали с нетерпением, приглашали на бис, ему рукоплескал весь мир, потому что он был Великим. По версии журнала Time и телекомпании CNN, Азнавур был признан лучшим эстрадным исполнителем XX века, а в 2019 году посмертно получил Международную профессиональную музыкальную премию BraVo за вклад в музыкальную культуру. Во Франции его называли «Наполеоном шансона». Вообще, говоря о его своеобразной манере, хотелось бы подчеркнуть, что Азнавур сыграл огромную роль в преобразовании музыкальной сцены в целом, так как многие исполнители шансона до сих пор пытаются перенять его манеру исполнения.

С армянской тематикой творчество Азнавура, который никогда не забывал о своих корнях, переплелось еще в 1975 году. Началось с песни «Они пали», посвященной 60-й годовщине геноцида армян, написанной им и его незаменимым соавтором, мужем сестры – Жоржем (Геворгом) Гарваренцем. Можно сказать, это была панихида по народу, павшему от рук палачей Османской империи.

Из книги Аиды Азнавур-Гарваренц: «Шарль записал эту песню в ночь с 23 на 24 апреля. На следующий день в Париже в замке Плейель, как и каждый год, в память жертв геноцида должен был состояться большой мемориальный концерт. Около полуночи, когда выступления уже заканчивались, на сцену поднялся один из распорядителей и обратился к залу: «Господа, наш соотечественник Шарль Азнавур сегодня утром вылетел в США и потому не смог быть с нами. Но он оставил свой завет». Занавес открылся – на сцене стоял один лишь микрофон. И вдруг раздался голос Шарля: «Они пали, не зная, за что, мужчины, женщины, дети, хотевшие всего лишь жить…» Взволнованные, люди бесшумно встали. Крепко сжав Гарваренцу руку, я думала о наших родных и всех других погибших… Еще о том, кем стал для армян мой дорогой «апарик»… Конечно, я не в первый раз гордилась им и не в последний…»

Далее были песни «Автобиография», «Нежная Армения», «Для тебя, Армения» и всем известная красивая песня Саят-Новы «Ашхарумс», которую Азнавур с дочерью Седой прекрасно исполняли на армянском языке. На русском языке он красиво, в своей своеобразной манере играл на сцене мини-спектакль, исполнял хит «Эх раз, еще раз, еще много-много раз» и красивую лирическую песню «Вечная любовь» – шедевр, написанный им вместе с Гарваренцем. Композитор посвятил эту песню своей супруге Аиде, а Азнавур, как любящий брат, написал слова к музыке. Позже песня прозвучала своего рода как саундтрек к фильму «Тегеран-43», спетая дуэтом с Мирей Матье, а на бис он неоднократно пел ее на русском языке.

В своем интервью журналисту Леониду Иоффе, которое велось на французском языке, Азнавур рассказал о своей любви к Москве и русским: «Да, я люблю Москву, ведь вырос в русском окружении Парижа, мой дед и отец управляли русским рестораном, отец был русофилом, они с матерью часто говорили на русском языке, особенно когда хотели, чтобы мы с сестрой не догадались, о чем они секретничают». Гастроли в Россию Азнавур в основном выбирал на осень или весну. Здесь его ждали не только поклонники, но и друзья, ведь артист везде пользовался большим авторитетом. Ему нравилось ходить в армянский ресторан в Москве, он мог с удовольствием, без комплексов положить сыр и зелень в лаваш, завернуть это в трубочку, приготовив себе так называемый брдуч (бутерброд). Предпочитал он и русскую кухню.

О русском языке он неоднократно говорил с нежностью и теплом. Так, на своем 70-летии в Кремле Иосиф Давыдович Кобзон пригласил легендарного маэстро на сцену. Азнавур вышел с переводчиком, но шутя обратился к Кобзону на русском: «Дорогой Иосиф, я не понимаю по-русски, только по-армянски (на что Кобзон отреагировал: «Хайес?»), – Азнавур продолжал: – По-английски, итальяно и конечно, по-французски (смеются)». А потом под аплодисменты зала на русском напел любимую песню своего отца «Чубчик кучерявый» и отметил, что воспитывался на русской музыке, знает еще другие песни и надеется однажды спеть вместе с Кобзоном, на что тот утвердительно ответил: «Конечно, на Вашем столетии, на сцене Кремля». Азнавур согласился и произнес: «Вы правы, Вы еще слишком молоды для меня». Интересовался он и творчеством Арно Бабаджаняна, любил слушать его музыку.

В 1965 году на парижской сцене состоялась премьера музыкального спектакля «Господин (Мсье) Карнавал». Именно в этом мюзикле впервые прозвучала одна из самых популярных песен, которая в то время звучала из всех радиоприемников, магнитофонов и проигрывателей – La Boheme («Ла Богема»). Другая знаменитая популярная песня She («Она») была написана им для телесериала «Семь лиц женщины» в 1974 году. Но на этом великий маэстро не останавливался. Несмотря на то, что в шутку Азнавур называл себя «писатель песен», мастерство и талант он проявлял также в театре, кино и в своих автобиографических произведениях.

Впервые он снялся в кино в 1955 году и мастерски вживался в любую роль, успешно снимался у таких режиссеров, как Франсуа Трюффо – «Стреляйте в пианиста», Клод Лелуш – «Эдит и Марсель», Клод Шаброль – «Призраки шляпника» и многих других. За фильм Кайта «Завтра моя очередь» Азнавур получил приз Каннского кинофестиваля в 1960 году. За артистическую натуру говорили и гены. Помимо родителей, которые занимались искусством, в роду были еще артисты: тетя – Арус Азнавурян, народная артистка Армянской ССР, актриса Ленинаканского драматического театра им. А. Мравяна, который ныне носит имя Вардана Аджемяна, и двоюродный брат – Майк Коннорс, американский актер, лауреат премии «Золотой глобус».

Его книги как автобиографического плана, так и сборники мемуаров, состоящие из интересных историй, – с ноткой тоски, с армянским юмором, французским шармом и долей гордости за свой авторитет, который помог в свое время многим. Например, в книге «Громким шепотом» есть интересный факт, что он обращался к премьер-министру СССР Николаю Ивановичу Рыжкову с просьбой освободить будущего первого президента Армении в обмен на несколько концертов в Кремле.

В своих мемуарах «Прошлое и Будущее» великий Азнавур рассказывает о своем творческом пути, о своих успехах на сцене и съемочной площадке, искренне передает читателю свои любовные похождения и приключения, повествует о гастролях, странах и многом другом. Вспоминает родителей, друзей, песни, которые также вошли в сборник. «Мне больно вспоминать о родителях, друзьях, мне больно вспоминать о множестве вещей, но… те, кто остался, занимают место ушедших, и жизнь продолжает свой бег, время от времени наталкивая меня на воспоминания».

В книге «Мой папа – великан» прослеживается все та же знакомая грусть, исходящая от воспоминаний, отдающая армянским колоритом, где-то легкостью и сарказмом. Но во всех произведениях маэстро превалирует вера в жизнь и людей – нет бедных и богатых, черных и белых, есть люди. И не нужно откладывать встречи с дорогими людьми на потом, а то можно опоздать на 60 лет. «Надо встречаться как можно чаще, в скором времени один из нас, увы, может пожалеть о том, что не делал этого». В 1981 году Шарль потерял сына Патрика от второго брака. Песня «Игла», написанная и исполненная им, была посвящена сыну, который погиб от пагубной зависимости. Он редко говорил об этом, но вспомнил в мемуарах. В одном из его сборников написано: «Никто не знает, на какой дороге его поджидает Неизведанное. Наперекор всему – надо жить!»

Любовь всегда занимала главное место в жизни артиста. Женщины любили его, он – женщин. Но, несмотря на свой любвеобильный нрав, официально женат он был трижды. Первые два брака распались быстро: как говорил Азнавур, «первый – по молодости, второй – по глупости». Но остались дети, с которыми он всегда был рядом. А с дочерью Седой, которая на сегодняшний день проживает в США, оставив сцену ради семьи, не раз выступал и снимался в кино.

Он чтил семейные ценности и традиции, был сторонником модели семьи, где мужчина – глава и защитник, отвечающий за любимых людей – женщин, детей, внуков. Кстати, о любви к внукам, о дружбе с ними он также написал в сборнике мемуаров: «…достаточно лишь отбросить предрассудки и открыть душу для бесхитростной любви ребенка…»

Истинное семейное счастье – свою «вечную любовь» – он обрел, женившись в третий раз на шведской девушке Улле Торсель, с которой прожил 51 год. В этом браке родились трое детей – Катя, Миша и Николя. Любовь к России передалась и Мише Азнавуру, который некоторое время жил в России, а впоследствии написал книгу о русском менталитете. Сам Азнавур писал: «В этом браке я научился многим вещам. Например, терпимости. Нет, я не изменился, но встал на правильный путь». А все благодаря случаю и старому другу, который указал на статную блондинку на одной из очередных вечеринок и оказался прав. Жизнь показала, что третья супруга – добрая, уравновешенная и улыбчивая, не вмешивающаяся в дела мужа – была практически идеалом женщины великого шансонье. До конца его дней она была рядом и сопровождала супруга в его турне по разным странам и городам.

В одном из своих последних интервью шансонье с юмором поделился: «Боюсь даже представить себе, как, выкрикнув последнюю ноту, валюсь на сцену и лежу в нелепой позе с перекошенной рожей. Предпочитаю, если Богу это будет угодно, тихо угаснуть дома, в окружении детей, их детей, детей их детей и, почему бы и нет, еще и детей детей их детей…» Бог услышал его. Великий артист эпохи ушел из жизни в своем доме в окружении большой семьи. В интервью Познеру на вопрос: «Если Вы когда-нибудь встретитесь с Всевышним, что Вы ему скажете?», он ответил: «Я сказал бы ему привет – что я могу сказать ему еще? Потом говорить должен он, потому что я, может быть, делал ошибки на Земле, но он тоже сделал их немало, нужно, чтобы он мне их разъяснил…»

Он любил свою историческую родину, всегда помнил свои корни. После землетрясения в Армении в 1988 году он сразу приехал помогать своим соотечественникам, всегда был готов помочь людям и делал это безвозмездно. Своим примером и гуманностью он приучил помогать и своих детей. Его песня «Для тебя, Армения» (Pour toi Armenie), написанная после страшного землетрясения в Армении, стала для многих гимном памяти о погибших и веры в будущее. Клип к этой песне снял другой известный француз армянского происхождения – Анри Верней.

Твои дети станут сильнее

После ужаса, после страха.

Залечит Бог твою раненую почву,

Для тебя, Армения!

В декабре 2008 года президент Армении Серж Саргсян подписал Указ о предоставлении гражданства Шарлю Азнавуру и его импресарио Левону Саяну. Он был почетным гражданином Гюмри, Еревана и грузинского города Ахалцихе. В его честь и память воздвигли памятники во многих городах мира.

В апреле 2016 года он побывал в Армении, куда прилетел для участия в мероприятиях, приуроченных к 101-й годовщине геноцида армян. Он признавал геноцид и в интервью Познеру заявил: «Нельзя игнорировать того, что произошло. Туркам надо сказать, что пришло время сказать правду». В фильме Атома Эгояна «Арарат», снятого в 2002 году и посвященного геноциду армян, Азнавур снялся в одной из главных ролей – режиссера Эдварда Сарояна. Своего рода «кино в кино», показывающее зрителю знаменитое историческое Ванское восстание, занимало особое место в творчестве артиста. Его тянуло в Армению, особенно в последние годы. В Ереван в последний раз он приезжал в конце мая 2017 года, лично присутствовал в Театре оперы и балета им. Спендиарова на премьере балета «Ла Богема», посвященного его творчеству.

В апреле 2017 года Шарль Азнавур в возрасте 93 лет во время своего выступления в Государственном Кремлевском дворце при полном зале почитателей его таланта шутя отметил, что будет первым, кто выйдет на сцену в 100 лет, и даже уже планировал организовать концерт. К сожалению, человек предполагает – Бог располагает: он не дожил до этого момента всего шесть лет. Его не стало 1 октября 2018 года. День похорон Великого человека в Армении был объявлен днем траура, гроб с телом Великого французского артиста армянского происхождения вынесли под народную армянскую мелодию «Дле Яман», исполненную на дудуке.

У Шарля Азнавура было много наград, почестей и регалий, но самым главным и превалирующим в его жизни оказалось призвание быть Человеком!

Нана Аветисова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля