№7 (318) июль 2019 г.

Русскому театру в Ереване нужен был рестарт

Просмотров: 5573

По мнению местных театроведов, отсчет новейшей истории Ереванского русского драматического театра имени Константина Станиславского начался в прошлом году, когда в его руководстве произошли значительные изменения. На должность художественного руководителя был назначен известный российский режиссер Карен Нерсисян, а исполняющим обязанности директора стал известный армянский актер этого же театра Юрий Игитханян.

«После пятилетнего отсутствия я снова вернулся в родные пенаты, но не актером, а пиар-менеджером, – говорит собеседник. – И лишь после того, как в декабре прошлого года не был продлен контракт с предыдущим директором Фредом Давтяном, мне предложили попробовать свои силы на этом поприще с испытательным сроком в шесть месяцев». О планах и перспективах развития единственного русского театра в Армении и.о. директора Юрий Игитханян рассказал в интервью газете «Ноев Ковчег».

– Господин Игитханян, за период пятилетнего отсутствия в родном театре что изменилось в Вашей творческой биографии?

– За пять лет театральной паузы в личностном и профессиональном плане я несколько изменил концепцию в своей работе, обратив внимание на продюсинг, рекламные фильмы, проекты в телевизионном эфире и многое другое. И хотя театр по-прежнему занимал значительное место в моем сердце, тем не менее на эти проблемы я начал смотреть уже немного с другого ракурса, понимая, что в нынешние времена для успешного развития театра необходимы более современные подходы: пиар, маркетинг, рекламные акции, активность в соцсетях. Ведь не секрет, что сегодня они занимают достаточно значимые позиции в информационном пространстве наших соотечественников. В частности, если говорить цифрами, то за короткий период число подписчиков нашей страницы в фейсбуке (https://web.facebook.com/russiantheater.yerevan/) возросло до 5300 человек.

– Какие нововведения произошли в театре с декабря прошлого года и можно ли их назвать кардинальными?

– Понимая, что маркетинг является двигателем любого бизнеса, мы поменяли привычный уклад на новые маркетинговые подходы. Ведь театр, даже государственный, тоже может считаться бизнесом, а значит, его надо правильно представить и умело продать. Одним из самых значимых достижений прошедших месяцев можно назвать переход на режим «открытая касса», что наши оппоненты изначально считали провальным экспериментом, предрекая ему крах. Мол, многолетняя практика бесплатных пригласительных билетов стала чуть ли не традицией, когда за свои деньги зритель разучился ходить в русский театр. Как бы грубо ни звучало, но получалось, что мы «выклянчивали» своего зрителя, забывая при этом об имидже театра и о статусе актеров на сцене. Именно эта порочная практика была нами изменена. Во-первых, мы прекратили распространение билетов через профсоюзы для больниц и других организаций. Это был рискованный шаг, но мы пошли на него. И не пожалели. Конечно, в первые месяцы, как и предполагалось, наблюдался спад в продажах билетов, однако сегодня мы уже вышли на те показатели, которые были в прошлом году. Наш верный и благодарный зритель остался верен нам! Как и раньше, он опять приходит к нам. Кстати, мы поменяли и сам протокол встречи зрителя. В этом случае я не изобретал велосипед, поскольку мы вернули хорошо забытое старое. Например, после третьего звонка уже не пускаем опоздавших зрителей в партер из уважения к зрителям и актерам. Поначалу это вызывало бурю гневных эмоций, хотя я до сих пор не могу понять – почему? Повторю, что я очень уважаю и люблю нашего зрителя, но и к актерам у меня не менее теплые чувства.

– А как по поводу известного изречения – театр начинается с вешалки?

– Он действительно у нас теперь начинается с вешалки благодаря еще одному нововведению. Зрителей в фойе теперь встречает живой аккомпанемент на рояле, что создает особую театральную ауру. И в такой атмосфере заходить в зал в верхней одежде становится просто неприличным. Люди стали возвращаться и оставлять свои вещи в гардеробной, как это было когда-то. И это правильно. Ведь театр действительно начинается с вешалки, а дальше идет волшебство. Кстати, в фойе мы поменяли галерею актеров, ковры, занавесы, чтобы зрителю было уютно и комфортно в нашем театральном доме.

– И тем не менее, до сих пор иногда приходится слышать, что в русский театр никто ходить не будет за свой счет. Хотя, если верить собственным глазам, в последнее время спектакли проходят при полных аншлагах. А о спектакле «Ромео и Джульетта» вообще заговорили задолго до премьеры…

– Во многом такие слухи оказываются мыльными пузырями, которые лопаются при малейшем соприкосновении. Что касается спектакля «Ромео и Джульетта», то о нем действительно заговорили задолго до премьеры. Сработало, наверное, все по совокупности: и работа нового художественного руководителя, и новый репертуар, и реклама. Премьера прошла при полном аншлаге. Присутствовали общественные и политические деятели, посол РФ в Армении господин Копыркин с супругой и глава Россотрудничества в Армении господин Рыбинский. Кроме российских дипломатов наши спектакли посещают посол Беларуси в Армении Игорь Назарук и посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев. Могу сказать, что это наши постоянные зрители, которые всегда поддерживают нас. И еще, пользуясь случаем, хочу поблагодарить уже бывших министров культуры Лилит Макунц и Назени Гарибян, сотрудничество с которыми было для меня адекватным.

В частности, мы сейчас активно работаем по госпрограмме, предусматривающей абонементскую систему на 56 мест для школьников. Однако вскоре выяснилось, что этого количества катастрофически не хватает. Нам звонят педагоги и родители из Джермука, Севана, Мартуни и других отдаленных регионов с просьбой добавить количество билетов. На мой в общем-то провокационный вопрос: «Зачем вам билет в русский театр?» – обычно слышу ответ: «Это интересно. Да и ребенок пусть учится хорошему русскому языку». Таковы результаты мониторинга всего лишь одного месяца. Думаю, комментарии здесь излишни.

– Сегодня Вы мыслите скорее как опытный маркетолог, нежели великолепный актер, каковым мы Вас помним по сцене…

– Сейчас я действительно маркетолог и не скрываю этого. Театру нужен был рестарт. И мы сделали его на основании написанной мной программы, пункты которой уже частично выполнены, на 30-35 процентов. Некоторые находятся в стадии разработки. Другие рассчитаны на режим Present Perfect Continuous, то есть будут реализовываться постоянно на протяжении длительного времени. Что касается самой программы развития нашего театра, то она затрагивает изменения буквально по всем направлениям его деятельности, начиная от штатного расписания и юридических договоров до технического переоснащения и внедрения секьюрити-систем у служебного входа. Всерьез обратили внимание на IT-технологии и виртуальные возможности современных средств коммуникации, создали пиар-маркетинговый отдел, открыли онлайн-бронирование и продажу билетов через наш сайт, внедрили еще многое другое. Пока делаем только первые шаги. Сложно, но преодолимо, особенно если будем чувствовать помощь неравнодушных людей к судьбе русского театра. Поэтому благодарны за любую протянутую руку дружбы и партнерства.

Мы благодарны посольству РФ в Армении в лице посла С.П. Копыркина. Также хочу поблагодарить вашу газету «Ноев Ковчег» и «Радио Ван» за информационную поддержку Ереванского русского драматического театра им. К. Станиславского. Буду откровенным: для театра действительно важна поддержка и нужна реклама, за которую мы пока не можем платить. Поэтому такое партнерство дорогого стоит: ведь мы с вами работаем на две страны.

– И все же тонкая душевная организация артиста не побеждает в Вас делового человека? Не хочется обратно на сцену?

– Еще как хочется, но совмещать две разные ипостаси (административную и творческую) практически невозможно. На репетиции постоянно приходится отвлекаться на звонки, подписи, встречи… Поэтому пока остановились только на одном спектакле «Ох уж эти французские штучки», где я играю полковника Фрэнка Хардера. Кстати, когда я уходил из театра, эта роль была моей последней работой с Александром Самсоновичем Григоряном. Не скрою, мне очень не хватает актерских эмоций и переживаний, не хватает энергетики сцены и аплодисментов зрительного зала… Но это в будущем. Я уверен, что обязательно вернусь на сцену, но только тогда, когда театральный коллектив будет работать всеми своими шестеренками как слаженный механизм. Когда все наконец войдет в привычную рабочую колею. А пока меня ждет экзамен в Министерстве образования, науки, культуры и спорта РА на соответствие должности директора театра. Сейчас упорно готовлюсь к этому испытанию.

– Юрий Сергеевич, директор театра и художественный руководитель – это две главные фигуры творческого коллектива. Как Вам работается с господином Нерсисяном?

– Полное взаимопонимание. Творческий тандем, потому что мы мыслим практически в одном направлении. Можно сказать, что взаимно дополняем друг друга в нашей любимой работе. Нам обоим важно, чтобы русский театр стал одним из первых в творческой плеяде своих собратьев.

– Судя по новым спектаклям, репертуар Вашего театра сейчас находится на новом творческом этапе…

Да, мы поменяли репертуар, поскольку он давно уже нуждался в этом. Так в формате «восстановление-премьера» заслуженная артистка Армении Ирина Арутюнян вернула детям спектакль «Волк и семеро козлят». А еще маленький зритель может посмотреть детскую сказку «Доктор Айболит». Состоялись также премьеры – «Самоубийца» (режиссер Нора Григорян) и «Ромео и Джульетта» (режиссер Карен Нерсисян). Замечу, что английская классика в армянском исполнении имела колоссальный успех у нашего зрителя.

С началом нового театрально сезона в сентябре планируется большая работа, связанная с новыми (и уверен!) громкими премьерами. Мы осознаем, что и для худрука, и для артистов будет очень сложно выпускать по одному спектаклю в месяц, но при этом знаем, что это вполне нам по силам. В частности, на малой сцене предполагается восстановление спектакля «Другой человек» (режиссер Гоар Покрикян). Для семейного просмотра будет предложена сказка Ованеса Туманяна «Храбрый Назар». Дальше – «Комитас» в постановке заслуженного артиста Армении Роберта Акопяна. Зара Шехян выпустит спектакль «Королева красоты» по Мартину Макдонаху. Также запускается в экспериментальном режиме спектакль Манвела Хачатряна «Долгая дорога слонов». А на малой сцене заработает контактный театр для малышей, в том числе для грудничков. Однако детали мы пока держим в секрете. А еще будет новогодняя сказка...

– А как обстоят дела с гастрольным графиком?

– Еще на основе прошлогодних договоренностей в апреле этого года мы повезли в Санкт-Петербург на фестиваль «Российские встречи. Балтийский дом» последний спектакль Александра Григоряна «Кабы воля была» («Гроза»), который был принят очень тепло. Все знают, что он учился в Ленинграде у лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР Леонида Вивьена. Этот спектакль стал своеобразным творческим прощанием Мастера с Петербургом…

Что касается перспектив, то мы уже наладили контакты с администрацией данного фестиваля. Рассматриваем ряд других предложений, уделяя при этом большое внимание обменным гастролям. Впервые в нашей практике из Владивостока в Ереван приехал Приморский краевой академический драматический театр имени М. Горького под руководством Ефима Звеняцкого. Могу сказать, что это были очень мощные гастроли. Приехала творческая команда из 70 человек вместе с представителями армянской общины, которая там достаточно большая. Четыре июньских вечера армянский зритель наслаждался спектаклями «Товарищ», «Эдит и ее демоны», «Сергей Есенин. Исповедь» и классикой советской сатиры «12 стульев».

Могу сказать, что россиян приняли у нас очень восторженно. Наши ответные гастроли предполагаются в октябре. Рассчитываем показать тоже четыре спектакля, два из которых уже известны. Это «Ромео и Джульетта», а также «Храбрый Назар». Кроме того, ведем интенсивные переговоры с организаторами Фестиваля древних городов в Рязани. Планируем, что первый наш выезд туда будет со спектаклем «Ромео и Джульетта». Есть и другие задумки. Так что впереди еще очень много работы!

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Интересно, кому нужен хаос в русском театре в Ереване. Назначенный директор Игитханян , по всей вероятности , положительная фигура и коллектив с ним сработался. Министерство культуры расформировано. Кто отвечает за ситуацию вокруг театра?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты