№7 (363) июль 2023 г.

Владимир Хомерики: Принимая решение, Грузия и Армения должны исходить из собственных интересов

Просмотров: 9159

Интервью с председателем Фонда «Единение русского и грузинского народов», д.э.н., профессором Владимиром Хомерики

– Какие сегодня, на Ваш взгляд, в Закавказье есть большие совместные экономические проекты, интересные для всех государств Закавказья и имеющие значение для других стран?!

– На первый план выходит тема транспортных коридоров и логистики. Это один из важнейших факторов геополитики, имеющих как экономическое, так и политическое значение, вокруг которого ведутся самые жестокие открытые и закрытые войны, интриги и борьба. Кавказ – важный геополитический регион и транспортно-логистический узел, где сплетены интересы всех важных мировых игроков (Россия, США, Китай, Индия, Турция, Иран) и идет серьезная война за сохранение, развитие и открытие новых путей и контроль за ними. А вот малые страны в этой борьбе становятся заложниками этих войн. Они вынужденны лавировать или в своих интересах примыкать к тому или иному большому игроку для своей выгоды, собственной безопасности и выживания. И именно в такой сложной логистической ловушке оказалась после развала СССР Армения, не имея практически никакого прямого выхода на большие торгово-транспортные пути. Плюс находясь в сложном геополитическом окружении и сложных отношениях с Турцией и Азербайджаном. При этом не имея прямого выхода и границ со своим главным стратегическим партнером Россией. Армении приходится очень трудно отстаивать свои интересы в регионе и противостоять тем вызовам и давлению, которые она испытывает от некоторых соседних государств, при отсутствии достаточной транспортной логистики как для развития экономики, так и для эффективной помощи по обеспечению своей безопасности. Где-то в 2008 году Иран, Индия и Китай предложили Армении построить автомагистраль от армянского города Мегри, от границы с Ираном, до Грузии, откуда через нее открывалась дорога, в т.ч. и морская, на Россию и Европу. С учетом серьезности проекта Азиатский банк развития с готовностью согласился финансировать 2-миллиардный в долларах проект строительства этой важнейшей для Армении и Ирана автодороги как части Шелкового пути, в котором были заинтересованы Китай с Индией, да и Россия.

– Однако этот проект, к сожалению, имел начало, но не имел продолжения или завершения. Какие причины остановки проекта?

– Эту магистраль протяженностью почти 600 километров планировалось осуществить за 10 лет (2009–2019 гг.). Эта автомагистраль (Север – Юг) должна была проходить через всю Армению – от приграничного с Ираном города Мегри до границы Грузии с выходом на порты Грузии. Но прошло вот уже 12 лет, однако эта дорога построена только на 10 процентов от всего пути. Глядя на такую ситуацию, первыми из проекта вышли китайцы, а дальше, уже в 2021 году, проинспектировав ход строительства, которое давно должно было быть закончено, банк закрыл финансирование проекта. При этом армяне обвинили свои власти в коррупции и некомпетентности, в провале этого проекта в результате деятельности продажной либеральной части чиновников и политиков, якобы насаженных и купленных главными противниками реализации проекта по строительству автомагистрали – Азербайджаном и Турцией. Все эти причины вполне реальны, и их трудно оспорить, так как в Армении, как и почти везде, есть и коррупция, и внутренние враги – чиновники и политики, финансируемые извне и продающие интересы своих стран.

И конечно, основными заинтересантами срыва и недопустимости реализации этого проекта могут быть противники Армении и Ирана – Азербайджан, Турция и Израиль. Насколько помню, по-моему, и руководство Азербайджана говорило: они потратили более 200 миллионов долларов для смены власти в Армении. Ну а о конфронтации Турции с Арменией и ее союзе с Азербайджаном знают все, как и о непримиримом отношении и остром противостоянии Израиля с Ираном. Налицо и очень невразумительные действия властей Армении, приведшие к поражению в последней Карабахской войне, и странная поддержка нынешних властей Армении Турцией. Конечно, не собираюсь никого официально обвинять, так как у каждого государства есть свои геополитические интересы. Тем более не вмешиваюсь во внутренние дела Армении и думаю, что армянский народ сам во всем разберется и со своими властями, и со своими предателями.

Я убежден и уверен, что власти всех государств в первую очередь должны отстаивать интересы своей страны и народа. Только исходя из этих интересов, они должны действовать во внешней политике, заключать те или иные союзы и договоры. Продолжая разговор об автомобильных дорогах, соединяющих Иран с Арменией, отмечу, что сегодня трасса Горис – Капан является основной и единственной дорогой для проезда крупногабаритного грузового транспорта (фур, контейнеровозов) из Ирана в Армению.

И если для проезда легкового транспорта проблем нет и есть еще маломасштабная объездная дорога по Армении, то проезд для фур затруднен с введенными Азербайджаном новыми таможенными сборами с каждой фуры в одну и другую сторону, которые не предусмотрены бюджетами перевозчиков.

Чтобы обеспечить альтернативную дорогу, власти Армении намереваются инвестировать один миллиард долларов в строительство трассы Каджаран – Сисиан в рамках проекта «Север – Юг». Не знаю, правда, когда, как и где Армения найдет эти деньги, но хочу отметить чрезвычайную важность этого проекта и пожелать успехов.

Кроме вышеназванных, у Армении были еще значимые транспортные проекты, такие как активизация проекта энергомоста Россия – Грузия – Армения – Иран, который уже утвержден министерствами энергетики всех четырех стран.

– А какова роль Ирана во всех этих проектах?

– Для Исламской Республики выгоднее не строить генерирующие мощности, а получать электроэнергию на основании импорта. Причем в этих поставках могли бы поучаствовать не только генерирующие мощности России, но и Грузии и Армении. Проект энергомоста выгоден всем участникам. Проблема там чисто техническая. За минувшие годы Армения синхронизировала свою энергосистему с Ираном, соответственно для обмена электроэнергией между Грузией и Арменией используются вставки постоянного тока. Для решения всех этих проблем и была создана рабочая группа, а в апреле 2016 года в Ереване министры энергетики Армении, России, Ирана и замминистра энергетики Грузии подписали в Ереване «дорожную карту» по реализации проекта. Она предусматривала совместную разработку технико-экономического обоснования. Соглашение об этом было подписано в Батуми в сентябре 2016 года. Работы по запуску проекта еще не завершены. Хочу отметить, что в Закавказском регионе сегодня международный транспортный коридор Север – Юг и его сопряжение с другими транспортными коридорами позволит создать единую транспортную систему на всем евразийском пространстве. Его основным преимуществом перед другими маршрутами является значительное сокращение сроков доставки грузов. А потенциал грузовых перевозок по коридору Север – Юг может быть до 25 млн тонн в год. При этом имеется существенный потенциал роста перевозок и торговли при технологическом совершенствовании транспортных маршрутов, улучшении качества транспортной инфраструктуры и цифровизации международного коридора. Пропускная способность и объемы перевозимых грузов по этому коридору сопоставимы с глубоководными перевозками. Транспортный коридор Север – Юг станет важнейшим драйвером экономического развития для всех стран ЕАЭС. Он будет способствовать развитию производственной кооперации и выстраиванию логистических цепочек с другими заинтересованными странами мира.

– А что Вы можете сказать о так называемом Нахичеванском, или Зангезурском, коридоре и проекте 3+3?

– Есть еще одна важная идея – это создание Нахичеванского транспортного коридора, которая появилась в результате мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Это позволяет соединить Азербайджан, Армению и Россию с Ираном и Турцией прямым сухопутным сообщением и вернуть прежнюю транспортную связь времен Советского Союза, восстановить не подконтрольную американцам дорогу, вытеснив их из региона и ослабив их влияние, на Иран, Турцию и на Евросоюз, который получит хорошую логистику для импорта и экспорта. Здесь переплетаются многосторонние интересы почти всех значимых мировых держав. С реализацией этого проекта развязываются старые клубки интересов, особенно США, и завязываются новые узелки геополитических интересов и интриг, возможно, и серьезных подстрекательств, провокаций и даже вооруженных противостояний и конфликтов. Геополитическое значение этого региона, транспортных коммуникаций и логистических возможностей очень значительно возрастает как в экономическом, так и политическом аспектах, но при этом вытеснение США из зоны этих процессов сильно подрывает и практически уничтожает их гегемонистские замашки и претензии на мировое лидерство. Противодействие США реализации этого проекта может создать новые угрозы и вызовы для всех стран Черноморского-Каспийского региона.

Главными получателями экономической выгоды, а также усиления своих позиций в регионе от запуска этого проекта являются Россия, Турция, Иран, Азербайджан, Армения и Грузия, находящаяся в двояком положении. С одной стороны, она может потерять свое эксклюзивное логистическое значение для Армении, Турции и России (Военно-Грузинская дорога), а также потерять от уменьшения значимости и поступлений от транзита Баку – Тбилиси – Карс. С другой стороны, если Грузия выпадет из проекта 3+3, а он скорее всего осуществится и без нее, то она раскует потерять всё и поставит под угрозу не только свою экономику. А если будет активно противопоставлять себя интересам своих соседей и вести игру с США, то рискует не только потерять независимость, но и возникнет угроза потери еще больших территорий и даже самой государственности. Тем более что США могут потерять интерес к Грузии и она останется не у дел и без покровителей. Грузия сейчас свое нежелание участвовать в проекте мотивирует присутствием в нем России. На самом деле все не так просто. Грузия находится под сильным давлением и контролем США, и скорее всего на нее давят американцы, которые больше всего теряют и заинтересованы в срыве этого проекта. Они будут подстрекать Грузию и провоцировать ее на любой конфликт. Надеюсь, Грузия правильно просчитает ситуацию и будет исходить из интересов своей страны – так, как она демонстрирует это в последнее время. Армения в свою очередь выходит из блокады, сама становится транзитной страной и получает альтернативный путь к России, рынкам Европы, Азии и Востока. А также железнодорожное сообщение с Ираном и Турцией. Но при этом она рискует попасть в зависимость от Азербайджана и Турции.

Премьер Армении Н. Пашинян отметил, что этот коридор меняет геополитическую ситуацию в регионе и открывает для Армении несколько путей как на Россию, так и на Ближний Восток и далее. В Армении есть противоположные взгляды на этот коридор и отношение к Азербайджану, поэтому не собираюсь кому-либо давать рекомендации, а только советую Армении, как и Грузии, при принятии решений исходить из реальных интересов своего государства и народа и возможностей. Для России Нахичеванский транспортный коридор, кроме удаления США из региона и усиления там своего геополитического влияния, означает еще и альтернативный сухопутный маршрут к рынкам Ближнего Востока, в первую очередь к Ирану и Турции, где товарооборот стабильно растет. Турция получает прямой доступ к Каспийскому морю через Азербайджан, минуя дороги Грузии и Ирана, и ослабление влияния США. Что еще больше развяжет ей руки во внешней политике, а главное – свяжет напрямую с Азербайджаном.

Наибольшую выгоду от этого коридора, несомненно, получает Азербайджан. Восстановление Нахичеванского транспортного коридора означает крупный рост его геополитической значимости.

Первое: Азербайджан получает транспортный коридор в Турцию и дальше, что облегчает все прочие военно-политические и инфраструктурные проекты между этими двумя странами.

Второе: Азербайджан уходит от риска превращения в вассала Турции и утраты субъектности. Он становится лишь младшим партнером, но остается важным региональным игроком в Закавказье, обусловливая торговые связи Турции, Ирана и России по кратчайшему маршруту.

Третье: из-за возможности подключения Армении к коммуникации, имеющей для нее стратегическое значение, Азербайджан получает влияние на политические процессы в Армении и позицию ее элит, прежде всего в вопросах войны и мира в Нагорном Карабахе и его окрестностях.

Азербайджан вовлекает Армению в мирный процесс, фиксируя выгодные условия мира в первую очередь для Азербайджана и препятствуя их пересмотру.

Нынешняя правящая группа в Армении во главе с Пашиняном считает, что Нахичеванский транспортный коридор – это перспектива нескольких дорог из Армении как в Россию, так и к Персидскому заливу. Пашинян уже заявил, что это «имеет переломное значение» в истории конфликта Армении и Азербайджана и в корне меняет ситуацию в Закавказском регионе и вокруг него!

В Закавказском регионе идут большие геополитические сдвиги, имеющие большое политическое и экономическое значение не только для региона, но и для мировой системы.

Очень важно, чтобы и Грузия, и Армения проявили здесь большую стойкость и волю, отстаивая интересы своих государств и народов. Чтобы они сделали правильный выбор и не оказались раздавленными теми большими интересами, которые продвигают большие государства. Будем надеяться на природную мудрость наших народов!

– Но коридор, о котором Вы говорите, идет вразрез со стратегическими интересами Армении, тем более что Турция с Азербайджаном ставят условия пропускать транспорт через территорию Армении без всякого контроля.

– Думаю, что торможение проекта Зангезурского коридора лежит не в плоскости экономики, а по причине разных взглядов на обеспечение безопасности.

Так, если Азербайджан хочет получить экстерриториальный маршрут через Армению для сухопутной связи со своей Нахичеванской автономией, то Армения готова к открытию дороги только в рамках своего и международного законодательства.

Вот прямая речь Пашиняна на формулировку «Зангезурский коридор»:

«Мы это называем «Армянский перекресток» и готовы на открытие региональных коммуникаций в рамках суверенитета и юрисдикции тех стран, по которым они проходят». Он также подчеркнул что слово «коридор» в договоре упоминается лишь однажды в связи с Лачинским коридором, который должен контролироваться только силами российских миротворцев, и никакие дополнительные посты со стороны Азербайджана там не должны стоять.

Думаю, что эти претензии обоснованны.

Конечно, Армении, кроме экономической выгоды, нужны серьезные гарантии безопасности, и здесь это уже зависит от властей и просчета всех ситуаций.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты