№7 (363) июль 2023 г.

Аида Нерсисян: У нас есть долг перед героями Сардарапатской битвы

Просмотров: 3452

Кто ответит за массовое убийство армянских офицеров? Какие факты из истории стоит помнить и передавать новым поколениям? Почему армянам надо познать себя именно через Сардарапат. На эти и другие вопросы ИА «Реалист» ответила диктор армянского телевидения (1971–2001) Аида Нерсисян.

– Вы взяли на себя смелость снять картину о герое Сардарапата полковнике Николае Корганове еще на закате Советского Союза. В каких условиях Вам приходилось снимать фильм и собирать архивы?

– Конечно, запрет был на освещение расстрела героев Сардарапата. Начиная с массовых арестов и ссылок тысяч армянских офицеров, культурных и политических деятелей. Никто не мог проникнуть к закрытым полкам архива и фонда под грифом «совершенно секретно». По официальным данным, только в 1939 году в советских лагерях находились 11.064 армянина. Я не говорю о расстреле армянских писателей, интеллектуалов. Учиненная в те годы бойня уничтожила сливки нашей нации. Кто за это ответил? Никто. Потерпевших реабилитировали посмертно, преступление охарактеризовали как «ошибки прошлого» – и дело закрыли. По поводу фильма о Николае Корганове (Горганяне) скажу, что это наименьшее свидетельство того колоссального труда, которому я посвятила лучшие годы своей жизни, забыв семью, дом, детей… Словом, это только верхушка айсберга. Использованы кадры 1992 года (оператор Минас Закарян). Сожалею, что за кадром остались материалы, изъятые из архивов Тбилиси, Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Я получила их поздно, потому что мне нужно было лично ездить в разные страны, чтобы получить разрешение на получение документов. Видео, которое Вы называете фильмом, я собрала в условиях информационного голода. Между тем сегодня любой грамотный человек может зайти в Интернет и за минуту получить нужную ему информацию. В 1990-е у меня не было такой возможности.

Кем был Николай Горганян (1878–1921)? Славный воин, обученный в царской армии, удостоенный высших наград за многие подвиги, занимавший подобающее ему место в созвездии бессмертных полководцев, сражавшихся за создание Первой Республики Армения. Министерство обороны РА и высший командный состав доверили ему принятие многих опасных и судьбоносных решений, что генерал-лейтенант Горганян принял с высоким чувством чести и ответственности. В те героические дни, пожалуй, никто не мог предсказать, какая судьба ждала Первую Республику Армения и какой заговор подготовлен героям Сардарапата. Вместе со многими другими в ереванской тюрьме был зверски убит и Николай Горганян. А его отец, генерал-майор Адам Согомонович Корганов, и его брат, полковник Дмитрий Адамович Корганов, были расстреляны в Минводах и Пятигорске. Но это другая тема! Я не историк по профессии, я филолог, и смотрю на исторические события сначала сердцем, а потом только холодной логикой аналитика. Может быть, поэтому я углубилась в историю расстрелянных людей. И я рада, что наш разговор ведется не на камеру, иначе волнение помешало бы.

История началась с печального письма. Его автором была Седа Закарян, которая живет в Брисбене (Австралия) и является сестрой телеоператора Минаса Закаряна. Она писала, что живет по соседству со стариком (армянином по происхождению), который почти каждый день навещает ее, рассказывает о подвигах своего отца-военного. Какой была просьба? Найти хотя бы одну фотографию или любую реликвию, связанную с отцом, чтобы передать ее детям и внукам, прежде чем он умрет. Речь идет о полковнике Микаэле, сыне Николая Горганяна, который каким-то непостижимым образом сумел перейти иранскую границу вместе с матерью и братом, чтобы избежать преследований большевиков, и после долгой борьбы и скитаний обосновался в Австралии. Запрос не казался чем-то особенным. Тем более что период времени совпал с распадом советской империи и проникнуть в архивы не составило бы особого труда. Но это только так казалось. Мы посетили с Минасом все архивы, библиотеки, музеи республики, но не нашли ни одной фотографии. А единственное фото, которое сегодня распространяется в Интернете, сохранилось благодаря Микаэлу – сыну полковника. Мы любезно передали его Сардарапатскому и Историческому музеям, где «отсутствовал» Николай Корганов. Он пропал, потому что фотографии были вовремя уничтожены. Архив Корганова был передан русскому солдату Игорю Похоловецкому его вдовой Марией Дрейман. Все попытки найти его не увенчались успехом. Артюша Бурназян, внук сестры Амазаспа, показал, что они из страха сожгли и уничтожили в доме все фотографии Амазаспа. То же самое сказала Лида Тарвердян, дочь Ераноса Тарвердяна.

Да, фотографии сожгли, но память стереть не смогли. Сегодня существует множество книг и изданий, в которых современники рассказывают о том, что видели и слышали (Оливер Болдуин, Бахши Ишханян, Аршалуйс Аствацатрян, Каро Сасуни…). Об этом упоминала и газета «Азат Армения». Я цитирую отрывок из номера от 20 февраля 1922 года: «Представляем документ о преступлении, совершенном в ночь с 16 на 17 февраля сего года. Так называемый «Чрезвычайный комитет», борющийся с «контрреволюцией», злоупотреблениями и саботажем, на своем смешанном заседании 15 февраля принял решение расстрелять 21 человека из Центральной Тюрьмы, о чем издало распоряжение коменданту ВЧК приказом №11 по этому поводу. Представляем список 21 человека, расстрелянных по этому приказу. Были обвинены и расстреляны как контрреволюционеры, мародеры, маузеристы, убийцы коммунистов, участники государственной измены, расхитители государственного имущества и др. 1. Тер-Маргарян Грант. 2. Габриелян Левон. 3. Арутюнян Мурад. 4. Арутюнян Мушег. 5. Само Аракелян. 6. Аракелян Сукиас. 7. Григор Агабабян. 8. Хачатрян Манук. 9. Федоров Алексей. 10. Михайлов Алексей. 11. Курдинян Хачатур. 12. Николай Горганян. 13. Кочарян Камсар. 14. Енгибарян Левон. 15. Тарвердян Еранос. 16. Тадевос Мурадханян. 17. Тамразян Вардан. 18. Арсен Аразян. 19. Ордоян Арам. 20. Николай Богданян. 21. Кеманчян Галуст».

Здесь я хочу сделать важное замечание. В списке отсутствуют хмбапет Амазасп, Македон, Артуш-хан и Серго, которые упоминаются во всех названных мною выше записях. Удивительно, что архив СНБ не смог предоставить точную информацию о месте захоронения, сославшись на то, что большая часть документов была уничтожена в то время из-за наводнения. Сомнения развеял сын Николая Корганова, присутствовавший на похоронах отца. Более того, в 1933 году, перед эмиграцией из Армении, он вместе с матерью в последний раз посетил могилу отца, где в память о нем были установлены 2 или 3 больших камня, о чем свидетельствовали и ереванцы, добавляя, что «женщины часто зажигали свечи на тех камнях». Позже камни исчезли (вероятно, их убрали, чтобы замести следы преступления). Ученик Австралийской военной академии Эндрю Корганов, правнук Николая Корганова, 3 июля 1993 года участвовал в официальной церемонии открытия памятного камня (резчик Ваграм Овакимян). Микаэл Корганов и его сын приняли участие в церемонии по приглашению мэрии Еревана. Словами невозможно описать его волнение. «Для меня большая честь, что моя Родина не забыла заслуги моего отца и его однополчан» – такими словами завершил свое выступление Микаэл (кстати, он прекрасно говорит по-армянски). Вазген встретил первосвященника, получив его благословение. Он находился в Гюмри, в доме своего отца, где прошли его детство и юность. Дом он нашел сам, хотя прошло уже 60 лет.

Не могу не рассказать эпизод, который до сих пор перед глазами. Приветливая хозяйка подала кофе. Говорили о землетрясении, бедственном положении гюмрийцев. Микаэл молчал, не вмешивался в наш разговор, его мысли перенеслись в детство. Вдруг он очнулся, взял дрожащей рукой стакан, полный воды, поднес его к губам, потом так же медленно поставил стакан на стол и, наклонившись ко мне, сказал: «Позвольте мне показать вам свои рисунки, которые я сделал, когда мне было 9 лет». И действительно, на наружных стенах дома было 5–6 резных надписей на русском и армянском: «М. Корганов». Нужно иметь каменное сердце, чтобы спокойно смотреть, как 77-летний Микаэл целует поблекшие от времени стены. Как я могу сомневаться в его памяти после всего этого? К сожалению, ему не удалось приехать в Армению во второй раз. Тоскующее сердце изгнанника часто не выносит больших радостей.

– Прошло более 30 лет после выхода фильма. Изменилась ли ситуация после расследования Вами этого чудовищного события?

– Его дважды транслировали по Общественному телевидению. Первый раз – 28 мая 2000 года, второй – в том же году, но день не помню. Так как тема для многих была незнакома, естественно, было много реакций. Может, поэтому и повторили. Я хотела бы выделить один из телефонных звонков. Звонившей была женщина. Она была настолько впечатлена фильмом, что не могла сдержать волнения. Она попросила меня присутствовать на литургии, которая будет отслужена в церкви Св. Саргиса «в следующую пятницу». Она сама заказала литургию, назвав имена расстрелянных в ереванской тюрьме. Это была самая дорогая оценка для меня. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег по телевидению – Минаса Закаряна, Ованеса Папикяна, бывшего директора архива Соню Мирзоян – за неоценимую поддержку.

– Удалось ли найти новые факты об этом преступлении после премьеры фильма?

– Чтобы узнать обо всех убитых армянских солдатах, так же как о Николае Корганове, мне не хватило бы нескольких жизней. Выше я упоминала, почему выбрала Корганова. Мы работали с Минасом до 1994 года. После этого он уехал в Москву, а я продолжала поиски до 2009 года – до переезда во Францию. Несколько раз посещала архив истории Тбилиси, где хранятся родословные всех ветвей дворянского рода Коргановых, герб, утвержденный императором, факты о рождении, крещении и смерти, зафиксированные в приходских книгах, сведения о должностях, занимаемых в Грузии, владениях. В селе Мец Эногити побывала на месте армянской церкви, построенной на личные средства отца Николая Корганова, генерала от кавалерии Адама Корганова, и его дяди Антона Корганова, избранного городским главой Тбилиси (я сфотографировала несколько фрагментов разрушенной церкви, где выгравированы их имена), побывала и в доме отца Николая Корганова: великолепное двухэтажное здание, которое стоит и по сей день.

Кстати, примечательный факт – все члены семьи Николая Корганова крещены в церкви Казанчецоц в Шуши, и в свидетельстве о крещении написано: «Горганян», а не «Корганов». Позже на основе документов я составила их генеалогическое древо, что было, пожалуй, самой сложной, долгой и кропотливой работой. Но меня больше интересовал солдат Корганов, его роль в царской армии в годы Первой мировой войны. Его документы хранились в России в военных архивах. Я получила документы при посредничестве Министерства обороны РА, за что благодарна моему просвещенному другу Врежу Исраеляну, тогдашнему пресс-секретарю ведомства. При поддержке Министерства обороны я также издала пособие «Солдатская книжка» полковника Николая Корганова.

– Армения на протяжении всей своей истории постоянно пребывала в борьбе с империями, которые хотели ее разделить и унизить. XX век не стал исключением. Чем обусловлены эти страдания, выпавшие на долю армянского народа как в XX, так и в XXI веках?

– Вы правы. На протяжении всей своей истории Армения находилась в центре конфликтов сверхдержав, начиная с византийских времен и до наших дней. По словам Хоренаци, Армения была «театром военных действий». Вспомним турецко-персидские войны, когда турки, не имея возможности полностью подчинить себе Армению, довольствовались ее разделом с персами. То же самое произошло и 100 лет назад, когда ленинско-ататюркский «договор о дружбе и братстве» разделил Армению между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Сегодня снова ситуация на Южном Кавказе напряженная, территориальная целостность нашей суверенной страны вновь под угрозой. Требование к Армении предоставить коридор через Сюник в Нахичеван – агрессия против суверенной Республики Армения, что, на мой взгляд, является очередной провокацией для начала новой масштабной войны против армянского народа. Для того чтобы ответить на ваш вопрос, в чем причина этой цепочки трагедий, постигших наш народ, необходимо перечислить интересы каждой из названных стран (в том числе и Запада) в нашем регионе. А это означало бы вхождение в область геополитического анализа, которая находится за пределами моих знаний.

– На кого должны равняться армянские дети, изучающие армянскую историю в школах? Кто должен быть для них примером из всех тех биографий, которые Вам удалось изучить в архивах?

– Для меня каждый участник Сардарапатской битвы – герой: от Католикоса Геворга V, епископа Гарегина Овсепяна до рядовых солдат и строителей, от кадровиков до ополченцев, от полевых командиров до тысяч армянских беженцев, нашедших убежище в Ереване. Сардарапат – борьба за существование, где решался вопрос о существовании армянского народа. Вот почему Сардарапатская победа оценивается как одна из самых ярких страниц освободительной борьбы армянского народа, звездный час его коллективной мощи. И выделять кого-либо из героев, сотворивших ту желанную победу, благодаря которой мы вернули утраченную 600 лет назад государственность, думаю, было бы неправильно. Молодое поколение должно хорошо понимать, что независимости добиться нелегко, мы добились ее ценой крови тысяч наших мучеников, перед памятью которых у нас есть долг и ответственность.

ИА «Реалист» Интервью публикуется с сокращениями

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты