№10 (366) октябрь 2023 г.

Стремительно раскручивается тема изменения архитектуры безопасности Армении. Удастся ли?*

Просмотров: 5918

20 августа Мария Захарова заявила: «Хочу напомнить, что сложившаяся в Лачинском коридоре ситуация стала следствием признания Арменией территориальной целостности Азербайджана. Это было зафиксировано по итогам саммита с участием лидеров двух стран под эгидой Европейского союза в октябре 2022 года и в мае 2023 года». Захарова сказала это, отвечая на вопрос о том, что предпринимает российская сторона для освобождения трех молодых армян, арестованных Азербайджаном в Лачинском коридоре, которые ехали в Армению в сопровождении представителей Красного Креста и российских миротворцев.

«Возлагать ответственность в этом контексте на российский миротворческий контингент считаю неуместным, неправильным, неоправданным. Видим задачу контингента, чтобы, повторяю, в новых условиях, которые сформировались в результате признания Ереваном и властями Армении принадлежности Нагорного Карабаха Азербайджану, оказывать на земле все возможное содействие по обеспечению прав и безопасности карабахских армян, в том числе в контексте прямого диалога Баку – Степанакерт», – добавила Захарова.

Относительно признания Арменией территориальной целостности Азербайджана и, как следствие, передачи Карабаха Азербайджану, – это воля не Армении, не ее народа, а Пашиняна – продукта «цветной революции», подразумевающей переход страны под внешнее управление. Да, это проявление незрелости – отдать страну «цветным революционерам», но ведь и в гораздо более состоявшейся Беларуси страна чуть не пала под их ударами. И если бы Запад проявил чуть больше вкуса в подборе кандидата на лидерство, которая, согласно ее заявлениям, специализировалась на приготовлении котлет и обещала остаться верной своему призванию, и если бы не помощь России и жесткость Лукашенко, которому аппарат подавления остался верен – неизвестно, во что бы это вылилось. В случае Армении с самого начала захвата власти «революционерами» было ясно, что здесь выполняется проект тех, кто владеет технологией «цветной революции», и понятно, что Пашинян не испытал какую-то трансформацию от русофильства к русофобии. Просто революционный проект, приспосабливаясь к обстоятельствам, последовательно заявляет о себе. Кажется, что Захаровой следовало бы раскрыть определенные скобки относительно событий апреля – мая 2018-го, которые являлись не чем иным, как антиконституционным государственным переворотом. Я не говорю об Украине, где реализация т.н. демократического выбора привела к тому, что здесь столкнулись два этнически родственных народа, т.е. манипуляторам здесь удалось развязать фактически гражданскую войну.

Вопрос тут один – нужна ли Армения России? Именно как страна, а не турецкий вилайет? Если нет – то оправданий тысяча. Пашинян не то сказал, не то заявил, а в Армении состоялся «выбор народа» – категория, которой уже и англосаксы не так активно пользуются, зная, что «выбор» путем манипуляций, не встречающих сопротивления, можно навязать. Когда России понадобится, она может выразить сомнение в легитимности Пашиняна, но пока ей, видимо, это не нужно, не пришло еще время…

О своей позиции Пашинян заявил еще в июле 2018-го, арестовав генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, его выпустили под залог, а его пост отошел представителю Беларуси. Встречал в Ереване Владимира Путина с нарушениями как протокола, так и законов гостеприимства. Так что ничего удивительного в русофобской позиции «революционеров» нет, но почему-то Россия по этому поводу всякий раз высказывает недоумение. Понятно, что любое действие России будет истолковано в русофобском ключе, и потому России, как кажется, следовало бы поменьше ссылаться на заявления армянских властей, а больше высказываться, может, и в ультимативной форме, о своей гуманистической позиции. Мол, несмотря на потуги дуэта Пашинян – Алиев, блокады не потерпим. Кстати, и в Заявлении от 10?ноября 2020-го, по итогам войны, сказано, что Лачинский коридор должен быть открыт. Там нет ни слова о правомочности блокады, какие бы договоренности ни заключали Пашинян с Алиевым. Армения и Карабах были и, надеюсь, еще остаются зоной ответственности России, и именно гуманистический имидж России необычайно важен на фоне развернувшегося в мире политиканства и, не побоюсь этого определения, дьявольщины.

А пока блокада продолжается, несмотря на заверения, данные Азербайджаном России, о ее прекращении. Азербайджан в своих геноцидарных устремлениях явно переигрывает Россию, пропустив пока только один грузовик через Агдам. Это на 120 тысяч населения плюс 2 тысячи российских миротворцев. И опять приходится объяснять то, почему Россия легко принимает пренебрежительное к себе отношение. Ее цель – сохранить здесь статус-кво, дабы избежать открытия второго фронта, в который будут вовлечены и Турция, и Иран, не считая закулисных игроков. Не исключено, что украинские события Азербайджаном трактуются по-своему. Турки отдали Украине «азовцев» – матерых нацистов, которых обещали держать у себя. Так и Азербайджан, полагая Россию ослабшей, позволяет себе забывать свои же обещания. Россия же ушла в крайнюю деликатность, ее основные усилия мобилизованы СВО на Украине, где идет основное сражение за будущее России и многополярность мироустройства. А потом она вернется в Закавказье… Но каким оно тогда будет? Учитывая крайнюю деликатность России, ей придется приложить гораздо больше усилий для приобретения утрачиваемого образа защитника, нежели сейчас, если не допускать издевательств в своей зоне ответственности. Пашиняны приходят и уходят, народ, как бы он ни был проманипулирован, остается. Хотя бы частично…

25 августа во время заседания Совбеза Владимир Путин, оглашая повестку, первым номером сказал о поддержке соотечественников за рубежом. Может, он имел в виду миротворцев в Арцахе? По крайней мере, и кроме военных в Арцахе есть граждане России. Там создана организация «Гражданин – правовой центр», ядро которой составляют арцахцы с российским гражданством. Не исключено, что это меры против азербайджанского вторжения, когда, по крайней мере по примеру ДНР и ЛНР, Россия будет вынуждена своих соотечественников защищать. И не исключено, что доля российских граждан в Арцахе возрастет. Также не исключено, что во вторжении Азербайджана в Армению, несмотря на концентрацию войск на границе, взята некоторая пауза. Подробностей о заседании Совбеза нет, однако после этого в Арцахе произошли кадровые изменения. 1 сентября подал в отставку президент Араик Арутюнян, зарекомендовавший себя как пламенный пашиняновец, а командующим российским миротворческим контингентом вместо генерал-полковника Ленцова 3 сентября назначен генерал-майор Кирилл Кулаков, с 2017-го – начальник Казанского высшего военного командного училища. Новым президентом Арцаха стал Самвел Шахраманян. В своей предвыборной речи он подчеркнул важность укрепления государственности, установления внутренней стабильности, реализации права Арцаха на самоопределение, улучшения социально-экономического положения народа, установления законности и порядка.

Самвел Шахраманян заявил: «Нагорный Карабах должен получить статус, должна быть прямая связь с Арменией через Лачинский коридор, могут быть запущены другие дороги, но они не должны заменять коридор. Должны быть проведены переговоры (с Азербайджаном), формат может быть как многосторонним, так и двусторонним под гарантии третьей стороны, субъектом переговоров должен быть Степанакерт». После чего он получил 22 голоса депутатов «за» и один «против». Самвел Шахраманян занимал пост секретаря Совбеза, и его заявления не слишком бьются с желанием Пашиняна отдать Арцах Азербайджану, который на всякий случай назвал выборы в Карабахе «незаконной деятельностью, которая нарушает принципы международного права». Легитимность Пашиняна у азербайджанцев сомнений не вызывает.

Теперь немного обобщений. Пашинян идет на последовательное вытеснение России из региона и из Армении в частности. Надо полагать, что поражение в Арцахе было шагом по пути вытеснения России. Ситуация в связи с поражением резко ухудшилась, но путем информационной обработки ему удалось виновными за поражение назначить Россию и «бывших», а сам он чист, аки ангел. В иной ситуации ему бы это не удалось, но, учитывая концентрацию власти в своих руках и проманипулированность населения, ему, преодолев свой начальный испуг, удалось добиться успеха. А в последние недели события обрели стремительность. В интервью и выступлениях он уже прямо призывает изменить архитектуру безопасности, констатируя, что Россия не может быть гарантом безопасности Армении. Дело уже дошло до ноты протеста, врученной послу Армении в России Вагаршаку Арутюняну. И как только давление России спадет, он может уже полностью приступить к исполнению западных инструкций. По крайней мере, к Пражским договоренностям от 6 октября 2022 года во внероссийском формате с участием Шарля Мишеля, Макрона, Эрдогана, Пашиняна и Алиева. Договор этот, как можно судить по утечкам, сугубо капитулянтский, однако, видимо, не удалось в точности оговорить условия безопасности самого Пашиняна, и это одна из причин паузы в исполнении его обязательств. Азербайджан, как уже говорилось, стянул свои войска к границам, готовя вторжение, для того чтобы забрать обещанное силой. Обещанное – это весь возможный негатив. Зангезурский коридор, возвращение анклавов, причем только с армянской стороны, «беженцев», которыми Азербайджан собирается заселить Армению, не исключено, что и контрибуция. Этот аспект, надо полагать, достаточно важный, потому что открывает перед высокими договаривающимися сторонами возможность грабежа и дележа добычи. На фоне перманентных заявлений Алиева, в том числе и на считающихся цивилизованными площадках, что вся Армения – это исторический Азербайджан и его долг – вернуть утраченное. Забывая, естественно, что сам Азербайджан появился на свет в 1918-м. Ему можно…

Но тут имеются нюансы. Ни Турция, ни, естественно, Иран, ни Россия не желают вторжения коллективного Запада в регион. Все, кроме Турции, по известным причинам, а Турция скорее всего пока не желает с кем-либо делиться своим пирогом. Не будем забывать, что Армения богата водными ресурсами, а водный террор – это то, что Турция уже делает, зарегулировав стоки рек на своей территории. Присутствие Запада в Армении пока осуществляется несколькими сотнями европейских «наблюдателей», которые на самом деле представлены военными офицерами и офицерами спецслужб, с дальнейшей тенденцией к росту их числа. И их присутствие может несколько сковать их союзнику – Турции – руки. Не очень, но может.

11 сентября в Армении начались командно-штабные учения Eagle Partner – 2023 совместно с США. Если со временем увеличить контингент до нескольких сотен или тысяч, придумав им соответствующее командно-штабное продолжение, то они вполне могут начать процесс вытеснения российской военной базы из Армении. Вытеснение с соблюдением формальностей – процесс затяжной, и потому на первом этапе может быть поставлена задача лишения баз боеспособности. Затеян, например, ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Эребуни, принадлежащей российским войскам. Следующий шаг – блокировка основной базы в Гюмри. И т.д. И тут специалисты этого жанра – на вес золота. И тогда при агрессии Азербайджана российские вой-

ска будут лишены возможности выполнить свои союзнические обязательства. Естественно, что потом вину за это можно будет переложить на Россию. Мол, это они сами устроили, чтобы уклониться от своих союзнических обязательств. И жесткая позиция России по отношению к совместным учениям, не исключено, вызвана именно этой опасностью.

Иран тоже встревожен ситуацией, полагая, что Турция и Азербайджан исполняют израильский заказ, и предупреждает о недопущении эскалации напряженности, хорошо представляя себе цели Запада и Турции в регионе.

В телеграм-канале «Баграмян 26», который считается проправительственным армянским ресурсом, было опубликовано сообщение о том, что Кремль якобы готовит госпереворот в закавказской республике. Эту «миссию» должны выполнить «3000 бойцов ЧВК «Вагнер», которые на момент гибели Евгения Пригожина находились в Армении». Утверждалось, что их цель – отстранить от власти премьер-министра Никола Пашиняна и санкция на это получена в Москве. Также указывалось, что «последней каплей для этого стала информация о готовящихся армяно-американских учениях».

Другие проправительственные источники разогнали число вагнеровцев до 12.000, не очень задумываясь над тем, что это как минимум 40 аэробортов, набитых под завязку, что пройти незамеченным никак не может. Как и 10 бортов при числе вагнеровцев в 3000. 13 сентября Пашинян отреагировал на сообщения своих СМИ. «Правоохранительные органы Армении обязаны реагировать на публикации СМИ. Насколько я знаю, была подобная публикация в телеграм-каналах, СНБ в рамках своих полномочий проверяет информацию. В этом нет ничего чрезвычайного», – сказал он, отвечая на вопросы депутатов в парламенте.

На вопрос, есть ли у него беспокойство по поводу возможной революции в Армении, Пашинян скромно ответил: «В Армении революцию может совершить только народ Армении, и он это сделал». Естественно, имея в виду себя.

Глава международного комитета Совета Федерации Григорий Карасин назвал информацию о подготовке Кремлем госпереворота в Армении «бредом сивой кобылы». Понятно, что хорошо иметь в информационном поле присутствие в Армении вагнеровцев, на них можно будет свалить собственные неудачи. Или разогнать фейк о героической победе над ними – как сложится. Мне кажется, что отпор вагнеровцам дадут прежде всего наиболее преданные революции контингенты – трансвеститы, трансгендеры, ЛГБТ. А если серьезно, то в одном из своих телеэфиров я предупредил Пашиняна, что фейк о вагнеровцах может сработать против него. Если его каким-либо образом физически устранят, в чем у британцев и турок есть многовековой опыт, то вину можно будет скинуть на вагнеровцев. Через пару дней после эфира Пашинян уволил начальника службы государственной охраны Саркиса Ованнисяна, среди полномочий которого было обеспечение безопасности руководителей страны. Насколько эти события связаны – судить не берусь, причины увольнения не разглашаются.

Относительно предстоящих выборов авагани – столичного парламента – можно сказать с уверенностью, что в них восторжествует сталинская формула: побеждает тот, кто считает. Эти выборы очень важны для Пашиняна и компании, поскольку в Ереване с пригородами проживает почти половина населения Армении. В органах местного самоуправления «Гражданский договор» – политическое оформление «революционеров» – взял, по их же сведениям, чуть ли не 90 процентов голосов избирателей. Однако «успех» повторить не удалось, несмотря на его колоссальный административный ресурс и личное участие в агитационной кампании. А также целую армию релокантов – пакистанцев, афганцев и т.д., внесенных в избирательные списки. Явка была беспрецедентно низкой, слегка перевалив за 20% – народ в выборы не верит. Прошли в городской парламент 5 партий – пашиняновская «Гражданский договор» – 34,67%, «Национальный прогресс» – 18,19%, «Мать Армения» – 14,02%, «Республика» – 11,32% и «Общественный голос» – 10,51%. Некоторые аналитики отмечают треть голосов за правящую партию вместо прежних разгромных процентов как сокрушительное поражение, но это не так. «Национальный прогресс» – это партия, ведомая Айком Марутяном, комиком по типу Зеленского, экс-мэром Еревана, женатым на гражданке Чехии и с имуществом в этой стране НАТО. «Общественный голос» возглавляет Вардан Гукасян, более известный как «Дог», бывший сотрудник полиции нравов, эмигрировавший в США и получивший там убежище. В своем блоге отличается уходом в комизм и ненормативную лексику. «Республику» возглавляет Арам Саркисян, брат покойного премьера Вазгена Саркисяна, который заявил об уходе в оппозицию, а до того приветствовал революцию. Единственная по-настоящему оппозиционная партия – «Мать Армения», не имеющая ярко выраженных западных трендов. И хотя говорится о ее возможных блоках с Марутяном и Гукасяном, обеспечивающих перевес над проправительственным «Гражданским договором», в их эффективность не слишком верится. Одно ясно – победил западный тренд, а его способен победить только российский, который не сильно выражен из-за низкого уровня информационной работы и отвлеченности на СВО.

Пашинян не получил на выборах оглушающей легитимности, это ясно. Но насколько это затруднит придание себе дополнительной легитимности, чтобы запустить в оборот мирный договор с Азербайджаном на своих, или, точнее, азербайджанских условиях, что практически одно и то же – сказать трудно. Он даже явное поражение способен истолковать как победу – это ему пока удается.

Супруга Пашиняна Анна Акопян, которая во время войны была в Арцахе с целью, как заявил Пашинян, поднятия «морального духа» военных и была вхожа в Генштаб, в начале сентября отправилась в Киев на встречу «первых леди». Кажется, и джентльменов. Естественно, что форум с таким названием, где бы он ни был, трудно пропустить. Она была очень расстроена гибелью детей, правда, только во время спецоперации. И подчеркнула, что гибель детей в войнах – «провал всех взрослых, непростительный, непоправимый, необратимый». Надо полагать, что она имела в виду всех детей, а не только во время проведения СВО. Причины гибели в любом случае не уточняются, дети на поле боя не гибнут, они гибнут, когда обстреливают мирные города и села, чем профессионально занимаются ВСУ.

А дальше еще более стремительно раскручивается тема изменения архитектуры безопасности Армении. Кроме заявлений Пашиняна, она получила подкрепление в самом начале сентября со стороны председателя Европейского комитета по расширению НАТО Гюнтера Фелингера, который считает, что Армения должна присоединиться к альянсу. Он призвал США «защитить» страну. Но это был начальный вброс, этот комитет считается общественной организацией, и НАТО как бы не несет ответственности за его заявления. Но 14 сентября в дело включились и официальные структуры. В частности, исполняющая обязанности заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Юри Ким (это женщина) заявила на слушаниях по ситуации в Нагорном Карабахе в комитете сената США по международным отношениям, что Соединенные Штаты стремятся к тому, чтобы Армения стала их партнером в противовес России. И добавила, что США стремятся оторвать Армению от России: «Еще слишком рано говорить об этом. Но это не значит, что мы не должны пытаться довести ситуацию до той точки, к которой мы стремимся. И этой точкой является реальное решение стать нашим партнером в противовес России. Но чтобы этого добиться, мы должны там присутствовать. Вот почему важна наша поддержка Армении и наше партнерство с Арменией».

Подключение Госдепа означает некое предварительное завершение сюжета по изменению архитектуры безопасности. Не буду говорить о том, что «смотрящим» от НАТО в регионе назначена Турция, имеющая свои захватнические цели и умеющая заставить коллективный Запад обслуживать свои интересы. Во время армяно-турецкой войны в начале прошлого века армяне почему-то надеялись на поддержку Британии. Итогом стало заявление о том, что британские канонерки не могут высадиться в армянских горах. Вот с этим точно не поспоришь.

* Материал подготовлен до событий 19 сентября в Арцахе

Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты