N 12 (123) Декабрь 2007 года.

Новый этап в развитии экономических связей Нагорного Карабаха и Спюрка

Просмотров: 3991

Карабахский вопрос продолжает оставаться актуальной проблемой в повестке международной дипломатии, поскольку до сих пор не урегулирован статус Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Однако жизнь продолжается, развиваются государственные институты, возрождается полноценная инфраструктура народного хозяйства, укрепляются основы обороны и безопасности, все больше и больше власти акцентируют внимание на социальных проблемах населения.

Очередные президентские выборы в Нагорно-Карабахской Республике в июле 2007 г. стали свидетельством динамичного развития политической системы Арцаха, становления институтов гражданского общества, внутриполитической стабильности и укрепления основ государства. Выборы сами по себе не являются началом новой страницы в жизни общества и государства, поскольку это есть объективный механизм демократии.

Карабахский вопрос продолжает оставаться актуальной проблемой в повестке международной дипломатии, поскольку до сих пор не урегулирован статус Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Однако жизнь продолжается, развиваются государственные институты, возрождается полноценная инфраструктура народного хозяйства, укрепляются основы обороны и безопасности, все больше и больше власти акцентируют внимание на социальных проблемах населения.

Очередные президентские выборы в Нагорно-Карабахской Республике в июле 2007 г. стали свидетельством динамичного развития политической системы Арцаха, становления институтов гражданского общества, внутриполитической стабильности и укрепления основ государства. Выборы сами по себе не являются началом новой страницы в жизни общества и государства, поскольку это есть объективный механизм демократии. Однако выборы в условиях становления молодой республики и приход к власти нового лидера требуют новой программы, которая должна отличаться объективной оценкой сложившейся ситуации и амбициозными задачами, нацеленными на новый этап развития Карабаха.

Демократическая процедура смены власти в НКР является проявлением высокой нравственной и политической культуры и потенциала армянского народа. Накопившиеся проблемы в сфере управления и экономики в Арцахе намерены решать системно и эволюционно, с опорой на нового лидера и новую команду президента НКР Бако Саакяна. Характерными чертами нового руководителя Нагорного Карабаха можно назвать осторожность, принципиальность, скромность, способность и умение работать в команде, объединенной общей идеей возрождения Армянского государства и мирового армянства.

Экономика выступает базисным началом возможности реализации общенациональных интересов, обеспечения безопасности и надежной обороны Арцаха. Поэтому по вполне понятным причинам экономика является одним из главнейших императивов развития нашей исторической Родины.

Отрадно отметить, что первая зарубежная поездка президента НКР Б. Саакяна состоялась в Россию, с которой Арцах связывает многовековая дружба. Естественно, посещение карабахским лидером Москвы не может быть содержательным без встречи и полезного диалога с представителями армянской общины. Наши сооте-чественники и общепризнанные организации, где особое место занимает Союз армян России, всегда переживают за положение на исторической Родине, озабочены ее проблемами и гордятся достижениями Арцаха.

За прошедший период в Арцахе произошли определенные изменения в экономике, предпринятые реформы позволили заложить основу функционирования рыночных отношений. Новое руководство Нагорного Карабаха намерено синхронизировать комплексные реформы в экономике, политической системе, судебно-правовой и социальных сферах, а также завершить демонтаж централизованной системы власти, тотально контролировавшей общество. Отрадно отметить, что г-н Б. Саакян в числе приоритетных политических задач для себя выделяет процесс формирования полноценных институтов гражданского общества.

Положительной оценки заслуживает также антикоррупционная стратегия карабахского руководства, нацеленная на искоренение мотивационной основы коррупции, изучение опыта других стран в этой сфере, формирование действенных механизмов борьбы с подобного рода преступлениями через политику углубления реформ судебно-правовой системы, совершенствования деятельности налоговых органов. Нацеленность на системные преобразования и всеобъемлющую борьбу с коррупцией, а не на громкие заявления и показательные судебные процессы является свидетельством политической ответственности нового руководства НКР.

Важным приоритетом укрепления основ государства и защиты завоеваний карабахского движения остается обеспечение высокого уровня безопасности и боеготовности Вооруженных сил НКР, что является залогом отражения внешней агрессии и политического урегулирования статуса Нагорного Карабаха.

В объективе пристального внимания карабахского руководства находятся проблемы демографии, создание благоприятных социальных и экономических условий повышения рождаемости, образования молодых семейных пар, оказания им государственной поддержки. От состояния демографии во многом зависит уровень безопасности и экономического развития государства. Высокие результаты в этой области тесным образом связаны с реальным состоянием экономики и возможностью проведения эффективной социальной политики. Тот факт, что г-н Б. Саакян прямо обозначает существующие проблемы в данной области и определяет пути их преодоления, является проявлением концептуального подхода к развитию НКР в обозримой перспективе.

Аграрный характер экономики Арцаха делает приоритетом развитие села, формирование полноценной инфраструктуры, строительство коммуникаций, поддержание школ и образования, поощрение малого и среднего бизнеса, частного (фермерского) и коллективного хозяйства, восстановление новых отраслей сельского хозяйства (например, табаководства) и т.д. От состояния карабахского села во многом зависят хозяйственные достижения, настоящее и будущее республики.

Участие в зарубежной поездке президента Саакяна делегации руководящих работников НКР (администрации президента, парламента и правительства) также стало новым проявлением стиля работы карабахского лидера и новой команды. Компетентность, высокая информированность, реализм и политическая предусмотрительность президента Б. Саакяна располагают к себе широкие слои армянского общества как на исторической Родине, так и в диаспоре. Высокая степень доверия избирателей Арцаха и представителей Спюрка сегодня нуждается в реальном воплощении через формат партнерских и взаимовыгодных экономических связей. Ведь совместно мы способны решать различные проблемы в области экономики, образования, безопасности, укрепления институтов государства и общества.

Сегодня легче обычного критиковать действующие власти Армении и Нагорного Карабаха за сложившееся положение дел в экономике. Однако критика должна быть адресной и конструктивной, с реальными альтернативными предложениями, способными в оптимальные сроки исправить ситуацию к лучшему. Сегодня целесообразно говорить о рациональных подходах во взаимоотношениях Арцах – Спюрк, способных придать новые импульсы нашим деловым связям.

История и международный опыт свидетельствуют, что те народы, которые имеют национальное государство и эффективную этническую диаспору, способны в относительно короткие сроки добиваться весомых результатов в общенациональном развитии.

Диалог Армения – Спюрк за последние 17 лет в основном вращался вокруг укрепления гуманитарных и культурных связей. Диаспора, как правило, рассматривалась в качестве финансового донора, а не источника рыночной информации и опыта, не в качестве равного партнера в экономическом возрождении национального государства. До сих пор отсутствует механизм ответственного политико-правового и экономического вхождения Спюрка в жизнь Армении и Нагорного Карабаха. Нет эффективных механизмов политико-экономических взаимоотношений Армении, Нагорного Карабаха и диаспоры. Фактически мы не имеем скоординированной макроэкономической программы возрождения исторической Родины.

Между тем, как справедливо отмечает президент Республики Армения Роберт Кочарян, «Армения с диаспорой и без нее – это разные весовые категории». Армения и Карабах вправе возлагать надежды на помощь и активное участие Спюрка в деле обеспечения необратимости и успешности радикальных преобразований, развития либеральной наукоемкой экономики и укрепления обороноспособности страны. Необходимо последовательно выстраивать инструменты эффективного сотрудничества исторической Родины и Спюрка.

Настало время обеспечения общеармянской вовлеченности в процесс экономического возрождения Армении и Нагорного Карабаха, укрепления и устойчивого развития армянской диаспоры, формирования равных партнерских отношений между субъектами мирового армянства на прочной правовой основе. Это отвечает интересам как самих армян, так и тех государств, где они проживают и с которыми Армения (включая Арцах) выстраивает взаимовыгодные отношения. Нужно создавать адекватный нашим потребностям и возможностям механизм экономических взаимоотношений Армении, Нагорного Карабаха и диаспоры.

Время показало, что пассивная позиция диаспоры, нацеленность на гуманитарную поддержку исторической Родины, отсутствие масштабной инвестиционной политики, внедрения современных технологий, деловой и общественно-политической активности Спюрка поощряет эмиграцию и является бесперспективной стратегией.

В самой диаспоре мы имеем весомый процент успешных предпринимателей, чьи капиталы имеют вес в национальных экономиках стран проживания, способны оказывать необходимое позитивное воздействие на государственную элиту, участвуют в процессах мировой кооперации хозяйственных отношений. Они также могут быть полезны для возрождения исторической Родины, выступить действенным механизмом развития взаимовыгодных отношений между Арменией – Арцахом и зарубежными государствами, способствовать расширению рынков армянских товаров за рубежом и вовлечению иностранных инвестиций в армянскую экономику.

Национальная элита класса собственников в Спюрке, как правило, инкорпорирована в армянскую общинную жизнь. Вместе с тем, с учетом разновекторности зарубежных армянских неправительственных организаций и существующих местнических и иных противоречий, класс крупного капитала ведет себя изолированно и определяет свои отношения с общиной либо с государственными институтами Армении – Арцаха, исходя из уровня национального самосознания и личных амбиций.

Совокупный учет всех особенностей соотечественников за рубежом, а также инициирование новых концептуальных и организационно-системных предложений в сфере экономического сотрудничества с исторической Родиной, на мой взгляд, способны внести определенные количественные и качественные преобразования. Какие же конкретные меры можно предложить для принятия прорывных решений в сфере экономического партнерства Армянского государства и диаспоры? На мой взгляд, следует рассмотреть следующие возможности и предложения.

Прежде всего, нам необходимо иметь полноценную правовую базу на исторической Родине, которая создавала бы благоприятные рыночные условия для инвестирования и экономического партнерства Спюрка. Правовое закрепление выгодных условий бизнес-сотрудничества с диаспорой (включая вопросы таможенных и налоговых льгот, страхования инвестиций и др.) может способствовать оживлению экономического развития Арцаха.

Следующей важной задачей является содержательная часть приоритетных направлений развития экономики НКР, которая может быть оформлена в виде программной правительственной стратегии на 5 лет. При совместном участии деловых институтов Спюрка целесообразно разработать сводный каталог инвестиционных программ Нагорного Карабаха на 2008–2012 гг., в котором предусмотреть основные направления инвестирования экономического развития исторической Родины с детальным бизнес-планом отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, образования, транспорта, коммуникаций.

Наконец, успешность совместных намерений во многом зависит от организационного формата экономического сотрудничества Арцаха и Спюрка, который должен учитывать существующие механизмы в мировой экономике и международное право (включая международное частное право). Естественно, каждый представитель деловых кругов диаспоры вправе сам определять организационный механизм собственного участия в экономической жизни Арцаха.

Положительные примеры у нас имеются, когда представители диаспоры, объективно оценив критическое состояние отдельных сфер экономического развития исторической Родины, предприняли конкретные меры по оздоровлению ситуации.

И чем больше инициатив в Спюрке, тем лучше и крепче окажутся наши связи с исторической Родиной.

Тем не менее, ничто не мешает создать более эффективный и крупный институт бизнес-партнерства, со значительным уставным капиталом, масштабными задачами и многофункциональным характером деятельности. Таким институтом может стать своеобразная транснациональная корпорация с участием Арцаха и Спюрка. Речь идет о создании многофункционального холдинга, где пакет контрольных акций распределится по следующему принципу: 51% принадлежит правительству НКР при оперативном управлении государственного унитарного предприятия (ГУП) НКР, 49% – бизнес-представителям Спюрка.

Мир бизнеса исходит из жесткого прагматизма и расчетов собственной выгоды. Следовательно, формируя правила взаимных отношений и повестку бизнес-партнерства, следует исходить из экономических закономерностей, учитывать международный опыт других стран и диаспор, собственные возможности и потенциал армянского Спюрка, а также проявлять политическую волю локомотива национального возрождения в новом тысячелетии.

Александр Сваранц,

доктор исторических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 29 человек