N 12 (123) Декабрь 2007 года.

Декабрь 1988 года: трагические дни армянского народа

Просмотров: 31974

Трудно найти слова, чтобы охарактеризовать масштабы трагедии, разыгравшейся на древней армянской земле девятнадцать лет назад. В зоне одного из самых грозных в истории человечества землетрясений оказалось около 40 процентов территории Армении, с миллионным населением. Погибло свыше 25 тысяч человек. Без крова осталось 514 тысяч граждан республики при температуре в регионе 15-20 градусов мороза. В целом потери национального богатства республики составили свыше 10 млрд рублей (в ценах того периода).

Вся наша страна, весь мир были потрясены масштабами беспрецедентного природного катаклизма. Столь жесткого разгула стихии земля Армении не знала с XI века, когда погибла древняя армянская столица Ани. В эпицентре землетрясения сила толчков достигла десяти с половиной баллов. Полностью или в значительной части были разрушены 21 город и райцентр, 324 села. Наш народ понес тяжелые, невосполнимые потери.

Трудно найти слова, чтобы охарактеризовать масштабы трагедии, разыгравшейся на древней армянской земле девятнадцать лет назад. В зоне одного из самых грозных в истории человечества землетрясений оказалось около 40 процентов территории Армении, с миллионным населением. Погибло свыше 25 тысяч человек. Без крова осталось 514 тысяч граждан республики при температуре в регионе 15-20 градусов мороза. В целом потери национального богатства республики составили свыше 10 млрд рублей (в ценах того периода).

Вся наша страна, весь мир были потрясены масштабами беспрецедентного природного катаклизма. Столь жесткого разгула стихии земля Армении не знала с XI века, когда погибла древняя армянская столица Ани. В эпицентре землетрясения сила толчков достигла десяти с половиной баллов. Полностью или в значительной части были разрушены 21 город и райцентр, 324 села. Наш народ понес тяжелые, невосполнимые потери.

В тяжелейший час испытаний на помощь пострадавшей Армении из разных уголков нашей тогдашней Родины – Советского Союза поспешили многочисленные добровольцы-спасатели, врачи, строители, авиаторы, железнодорожники, военнослужащие. Низкий поклон всем, кто разделил наше горе и оказался с нами в трудную минуту.

Планета содрогнулась, когда ее облетела весть о страшном бедствии. Буквально с первых часов после трагедии мы стали получать многочисленные предложения о помощи и содействии со всех концов света. Нам оказали помощь 111 государств со всех континентов, международные и региональные организации. Это правительственные, общественные, женские, молодежные, религиозные, благотворительные организации, учреждения системы ООН и отдельные граждане, наши зарубежные соотечественники и епархии Армянской Церкви за рубежом. Взрыв мирового сострадания и милосердия пересилил политические разногласия и различия. Это подтверждает, в частности, и то, что нам помогли и страны, даже не имевшие дипломатических отношений с Советским Союзом – например, Израиль, Южная Корея, Чили, ЮАР.

7 декабря 1988 года, сразу после землетрясения, я вместе с заместителем главы правительства СССР Б.Е. Щербиной, который в это время находился в Армении, вылетел на вертолете в места стихийного бедствия. Картина разрушений обожгла наши сердца. В Ленинакане, городе с большим историческим прошлым, втором по значению индустриальном центре республики, были разрушены практически все промышленные предприятия, потеряно 80 процентов жилого фонда.

Спитак, молодой, бурно растущий районный центр республики, представлял собой сплошную груду развалин. Это было неописуемое зрелище – цветущий, полный жизни город в один миг практически исчез с лица земли.

Никогда не забуду ночную дорогу из Ленинакана в сторону Спитака в ночь с 7-го на 8-е декабря. Навстречу от самого горизонта текла нескончаемая лента огней. Медицинские «рафики», личные автомашины, пассажирские автобусы, грузовики, врубив аварийные мигалки, на предельной скорости спешили на помощь. Позднее мы скажем, что проблема эвакуации пострадавших из зоны бедствия была бы практически невыполнимой, если бы не добровольная помощь тысяч и тысяч владельцев личных автомашин.

Вспоминаю ночной Ленинакан 7 декабря 1988 года. В городе пылали костры. В их колеблющемся багровом свете вырисовывались из тьмы фигуры людей – мужчин и женщин, детей и стариков, закутанных в одеяла, стоящих или сидящих на чем попало. У каждого разрушенного дома кольцом стоят люди, на лицах – напряженное ожидание. В их душах, на их лицах горе и надежда сплелись воедино. В этот момент единственная цель заключалась в том, чтобы найти дорогого человека, найти живым, а если судьба распорядилась по-другому, то похоронить по обычаям предков.

Вот здание школы. Оно рухнуло, когда шли занятия. В вышине – осколок обнаженного интерьера с висящими на стене географическими картами. Внизу, у «подножия» огромной груды камней, – тетрадки, учебники, покрытые каменной крошкой. Кругом люди, много людей – родители пропавших без вести ребятишек, добровольцы. Работают два автокрана, спасатели с риском для жизни продвигаются по склону огромной груды камней, приникают к руинам, с надеждой вслушиваясь, пытаясь шаг за шагом разбирать обломки, но их самоотверженная работа кажется безнадежно медленной. Подобные сцены – всюду, на каждой улице Ленинакана.

С первых часов после стихийного бедствия все наши усилия были сконцентрированы на главном – быстрее начать расчистку руин и спасать людей. Для вызволения тех, кто остался под завалами, были в экстренном порядке мобилизованы все наши возможности.

В зону бедствия срочно выехали руководители республики. Уже в середине дня была собрана в единый кулак вся имеющаяся в республике техника и двинута в сторону пострадавших городов и сел. Вечером в день бедствия на разборке завалов уже действовало более двухсот механизмов – автокраны, бульдозеры, экскаваторы.

Главной, самой важной заботой было спасение людей. Каждая, даже одна-единственная сохраненная жизнь была для нас большой победой. Благодаря быстрой концентрации спасательных отрядов, опытных специалистов, современных технических средств удалось в сжатые сроки, в течение декабря месяца, завершить первый и очень сложный этап работы – извлечь из-под завалов около 40 тыс. человек, спасти жизнь 15254 наших сограждан. Из зоны бедствия было эвакуировано 110 тыс. человек – детей, женщин, стариков.

До сих пор стоят перед глазами крепкие парни, которых мы встречали на разборах завалов, приехавшие просто по зову сердца из Москвы, Ленинграда, Киева, Вильнюса, Минска со своими палатками для короткого тревожного сна, с консервами для питания. Эти люди видели свою задачу только в том, чтобы найти под завалами еще одного живого или передать тело погибшего в руки родных.

В трагические дни Армении во всю силу проявилась слаженная работа мощного государственного механизма. За всем, что делалось в зоне бедствия, стояла колоссальная экономическая инфраструктура могучего союзного государства. Для спасения людей из-под завалов за тысячи километров в зону бедствия тяжелыми самолетами за несколько часов перебрасывалась мощная техника. Непрерывными потоками пошли эшелоны со строительными материалами. Ресурсы и силы Советского государства были сфокусированы на относительно небольшом участке земли.

Для координации работ в общесоюзном масштабе была создана комиссия политбюро ЦК КПСС во главе с председателем Совета министров СССР Н.И. Рыжковым. Уже в середине дня 8 декабря члены комиссии прибыли в республику и приступили к работе в зоне бедствия.

10 декабря 1988 года, прервав свой официальный визит в США, в Ленинакан прилетел вместе с супругой генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета СССР М.С. Горбачев. Он на месте ознакомился с ходом разворачивающихся спасательных и восстановительных работ. На состоявшемся совещании руководителями союзных министерств и ведомств были рассмотрены первоочередные задачи по оказанию необходимой помощи Армении.

Следует отметить, что наша республика сразу почувствовала роль комиссии во главе с Н.И. Рыжковым как руководящего центра в объединении и координации разносторонних усилий в масштабе всей страны. Силой ее авторитета оперативно решались вопросы большой важности для республики. Практически все правительство страны находилось в те дни в Армении. С чувством благодарности и уважения мы будем помнить о подвижническом труде членов правительства СССР у нас в Армении.

Большую помощь нам оказывали союзные министры, которые весьма продолжительное время находились в республике и вели напряженную работу по восстановлению зоны бедствия, разрушенных предприятий. К сожалению, нет возможности перечислить всех. Каждый из них заслуживает особого внимания со стороны нашего народа за то доброе дело, которое они творили в те незабываемые дни на древней армянской земле.

Нашей приоритетной и первоочередной задачей было жизнеобеспечение людей как пострадавших от стихийного бедствия, так и прибывших для оказания помощи. Это, прежде всего, решение комплекса вопросов, связанных с организацией их питания, торговлей предметами первой необходимости, распределением по пострадавшим городам и селам продовольственных и промышленных товаров, поступающих в республику, размещением людей в дома-вагоны и другие временные жилища, строгим поддержанием санитарного и общественного порядка.

И, конечно, актуальным было ускоренное разворачивание работ по очистке городов и сел, выделение соответствующих земельных участков для осуществления строительства, проектирование объектов производственного и социального назначения, концентрация сил и организация работ самих строителей.

Все эти работы необходимо было тесно увязывать с быстрейшим восстановлением производства местных строительных материалов, предприятий стройиндустрии, а также созданием эффективно действующей транспортно-разгрузочной системы.

Направляющие стрелки общесоюзного народно-хозяйственного комплекса были повернуты в сторону Армении. В места бедствия устремились значительные людские ресурсы, транспортные средства, машины и механизмы, горючее и продукты питания. Сотни заводов в разных регионах страны начали отгрузку своей продукции в адрес Армении. Сюда же были переданы резервы строительного комплекса страны. Прибыли спасательные и восстановительные отряды, мощная строительная техника, жилые вагончики, передвижные электростанции. В первые же дни после землетрясения в республику были отгружены тысячи палаток, утепленных юрт, сборных щитовых домов. Для обогрева временного жилья из разных городов страны были отправлены передвижные котельные, дизельное топливо, бензин. Получено необходимое количество комплектов теплой одежды.

Страна направила в республику огромное количество технических средств для проведения спасательных работ. Уже к 20 декабря в районе бедствия работало свыше 1000 кранов, более 1600 автомашин, 350 бульдозеров. К этому времени в помощь пострадавшим с различными грузами прибыло более 1000 самолетов, 31 тысяча железнодорожных вагонов. По автомагистралям прибыло 8 тыс. грузовых автомашин.

Когда группа американских специалистов по сейсмостойкому строительству и сейсмологии приехала в Ленинакан, все они были поражены увиденным – сотни башенных кранов протянулись до самого горизонта. Американцы сказали, что нигде и никогда не видели такого размаха строительства.

Следует особо отметить героический труд воинов Советской Армии, бойцов гражданской обороны, подразделений внутренних войск, которые в первые же часы постигшей беды пришли на помощь населению. Велика была их роль в организации и осуществлении спасательных работ, жизнеобеспечении пострадавшего населения, поддержании должного порядка. В регионе самоотверженно трудились свыше 20 тыс. солдат и офицеров, на расчистке завалов использовалось более трех тысяч единиц военной техники. Воины выделили населению тысячи палаток, 200 походных кухонь, два передвижных хлебозавода. Самолеты и вертолеты Вооруженных сил, гражданской авиации вывозили людей, доставляли материалы и оборудование.

Буквально невозможное делали медики, чтобы помочь людям. В республику прибыла большая группа специалистов во главе с тогдашним министром здравоохранения СССР Е.И. Чазовым. Прибыло около 500 квалифицированных работников. Это были специализированные бригады хирургов, травматологов, нейрохирургов и инфекционистов со своим снаряжением, необходимым запасом медикаментов и донорской крови.

По своему характеру и масштабам работа в зоне бедствия не имела прецедента в истории СССР. Уже к середине лета 1989 г. в строительных, восстановительных и ремонтных работах участвовало более 150 тыс. человек.

Огромная работа была проведена по эвакуации людей из зоны разрушений. Дети в сопровождении учителей, матерей, бабушек и дедушек направлялись в лучшие здравницы страны. 100 тыс. советских людей, отдыхавших по профсоюзным путевкам, добровольно прервали свой отпуск и уступили места в санаториях и домах отдыха пострадавшим от землетрясения в Армении.

Учитывая огромные масштабы бедствия, пострадавшим гражданам были выплачены единовременные пособия и компенсировалась стоимость имущества, утраченного в результате землетрясения. На эти цели правительством было выделено почти 2 млрд. рублей. По тем временам это довольно большая сумма.

Борьба с последствиями землетрясения в Армении преподала наглядный урок того, насколько прочны были интернациональные корни в советских людях, как сильны в них были чувства братства и взаимовыручки. В зоне бедствия работали сотни отрядов из всех союзных республик, всех регионов былой великой державы. Работали самоотверженно, воспринимая тревоги и надежды армянского народа, как свои собственные.

В республику направлялись строительная техника, медикаменты, донорская кровь. В партии донорской крови, посланной с далекого острова Куба, была и кровь легендарного Фиделя Кастро. Правительство Франции направило в Ереван 180 спасателей, врачей, медикаменты. Прибыли врачи и спасатели из Швейцарии, Великобритании, Израиля, ФРГ, США. Руку помощи протянули нам Италия, Япония, Китай и другие государства. В аэропортах Еревана и Ленинакана разгружались самолеты из разных стран мира с оборудованием и предметами первой необходимости.

В это горькое время мы с особой силой ощутили поддержку наших соотечественников, проживающих во всех уголках мира, их боль и тревогу за Родину-мать – Армению.

Широкую благотворительную деятельность в Армении развернула всемирно известная мать Тереза. Зону бедствия посетили такие известные общественно-политические деятели, как премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, конгрессмен США Роберт Доул, Джесси Джексон, сын и внук тогдашнего президента США Джорджа Буша (сын в настоящее время – губернатор штата Флорида), супруга президента Франции, председатель французской общественной гуманитарной организации – фонда «Франс-Либерте» Даниэль Миттеран, Шарль Азнавур и многие другие. Большую помощь оказала прибывшая в зону бедствия супруга премьер-министра Италии Мария Фанфани. При её поддержке в Спитаке был создан «Итальянский городок» на 204 сборных домика.

В те роковые дни мы говорили друг другу: Армения должна выстоять, это завещано нам предками, это священный долг нашего поколения перед веками нашей истории.

ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд судьбоносных для Армении постановлений, в которых была развернута целостная программа восстановления городов и сельских населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных предприятий, объектов непроизводственной сферы, всего социально-экономического потенциала зоны бедствия. К ее осуществлению приступили все союзные республики, министерства и ведомства. Без преувеличения можно сказать, что на восстановительные работы в Армении были мобилизованы все материальные, финансовые и трудовые возможности Советского Союза.

Разрушенные города и села начали восстанавливаться. И не наша вина, а наша беда, что развал Советского Союза сорвал реализацию грандиозной программы восстановительных и строительных работ.

Не следует забывать, что спустя 19 лет зона землетрясения по-прежнему взывает о помощи. Многие люди еще живут в малоприспособленных помещениях, до конца не решены многие элементарные вопросы их жизнеобеспечения. Правительство республики предпринимает соответствующие меры, которые позволяют решать многие вопросы, связанные с восстановлением жилья, школ, больниц, поликлиник, других социальных объектов.

Суровые удары стихии последних лет снова вывели человечество на мысль, что процесс сближения народов – веление времени. У нас, людей Земли, – все взаимосвязано и взаимозависимо. И если мы понимаем друг друга, действуем сообща, то самые трудные проблемы и испытания нам будут по плечу.

Сурен Арутюнян,

первый секретарь ЦК КП Армении 1988 – 1990 гг.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 239 человек