Грузия: Рождество – праздник выборов
Грузия готова 5 января переизбрать Михаила Саакашвили на второй срок, причем уже в первом туре. Пока об этом свидетельствуют только что опубликованные результаты социологического опроса, проведенного по заказу правящей партии «Национальное движение».
Михаил Саакашвили, по этим данным, набирает 61,1% голосов. Поддержать кандидата от объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе готовы 5,2% опрошенных. За бизнесмена Аркадия (Бадри) Патаркацишвили готовы проголосовать 2,9% участников опроса, а за лидера Лейбористской партии Шалву Нателашвили готовы отдать свои голоса 1% граждан Грузии.
Грузия готова 5 января переизбрать Михаила Саакашвили на второй срок, причем уже в первом туре. Пока об этом свидетельствуют только что опубликованные результаты социологического опроса, проведенного по заказу правящей партии «Национальное движение».
Михаил Саакашвили, по этим данным, набирает 61,1% голосов. Поддержать кандидата от объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе готовы 5,2% опрошенных. За бизнесмена Аркадия (Бадри) Патаркацишвили готовы проголосовать 2,9% участников опроса, а за лидера Лейбористской партии Шалву Нателашвили готовы отдать свои голоса 1% граждан Грузии.
Лидер партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе получил 0,9%, а лидер Партии будущего Гия Маисашвили – 0,4%. В графе «другие», под которой подразумевается лидер движения «Имеди» Ирина Саришвили, готовы проголосовать 0,3 %. Не знают, кому отдадут свои голоса, 29,5%. Всего в президентской гонке участвуют семь кандидатов.
Параллельно с выборами президента Грузии состоится плебисцит, и на вопрос, должна ли Грузия стать членом НАТО, 84,2% опрошенных дали утвердительный ответ. Против вступления Грузии в Североатлантический альянс проголосовали 9,5%. Не знают ответа на этот вопрос 6,3%.
Саакашвили, очевидно, известны эти результаты: свою предвыборную кампанию он ведет широко и напористо: обещает за ближайшие пять лет избавить Грузию от ее главной проблемы – бедности.
«За прошедшие четыре года очень многие в Грузии стали жить гораздо лучше, и для победы на выборах мне было бы вполне достаточно их голосов, но я желаю, чтобы за меня проголосовали самые бедные люди в стране, потому что я предлагаю им реальную программу обеспечения работой, достойной пенсией, социальными благами», – сказал Саакашвили, представляя свою программу.
Он, например, пообещал, что в ближайшие два года пенсии в Грузии будут равны 100 долларам, а в ближайшие пять лет сотни тысяч людей получат бесплатный пакет медицинского обслуживания, а каждая бедная семья, в которой родится третий ребенок, получит по 1000 лари (632 доллара).
«Я обещал, и мы это сделаем, чтобы каждый школьник, учащийся на «отлично», получил бы в подарок от государства по персональному компьютеру», – добавил Саакашвили.
Этот поток щедрых обещаний вызвал критику не только оппонентов президента, но и его предшественника, бывшего руководителя Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Тот считает, что Михаил Саакашвили во время ноябрьских событий в Тбилиси допустил серьезную ошибку.
«Если бы он вышел к митингующим и пообещал народу хотя бы половину того, что обещает сейчас, все бы успокоились. Это была его роковая ошибка», – заявил Шеварднадзе.
Однако обещания, которые раздает самый скандальный соперник Саакашвили – бывший российский, ныне грузинский олигарх Бадри Патаркацишвили, – не менее впечатляющи: бизнесмен пообещал населению 943 млн долларов собственных средств. В первые 18 месяцев своего президентства Патаркацишвили обещает частично оплачивать расходы всех грузинских семей за электроэнергию, газ и полностью за воду.
Миллиардер также пообещал купить весь урожай будущего года цитрусов и винограда в Грузии и платить каждому местному безработному пособие размером в 380 долларов.
Эти обещания так впечатлили грузин, особенно безработных, что они выстроились в очередь к резиденции Патаркацишвили, как в кассу. Однако предвыборный штаб бизнесмена сообщил, что деньги – после выборов, а пока никакой материальной помощи бизнесмен оказывать не может, чтобы ее не сочли подкупом избирателей.
Но больше всех пострадали от противостояния Патаркацишвили и Саакашвили футболисты знаменитого в прошлом тбилисского футбольного клуба «Динамо». Их перестали призывать в сборную страны. Болельщики подозревают, что происходит это по политическим мотивам: президентом «Динамо» является Бадри Патаркацишвили.
Лихорадочная избирательная кампания в Грузии заставляет местных наблюдателей сожалеть, что больше года оппозиция была очень пассивна. Более того, после проигранных муниципальных выборов в октябре прошлого года она находилась в депрессии. Независимо от надежд и разочарований оппозиционных политиков в обществе зреет недовольство по поводу очевидных проблем: роста цен, безработицы и ожидания определенных перемен.
Поскольку харизматических фигур, равных по силе Саакашвили, у оппозиции не нашлось, в роли возмутителя спокойствия неожиданно оказался Иракли Окруашвили. Некогда правая рука президента, успешно реорганизовавший МВД, а потом и МО, предлагавший без промедления взять Цхинвали еще к прошлому, 2007 году. Будучи еще министром обороны, почему-то был брошен в прорыв на реализацию на Западе запрещенного в России грузинского вина, потом, после нескольких ястребиных заявлений, переведен в экономический блок правительства. Демонстративно ни разу не вышел на работу, ушел в отставку и год молчал. Затем вернулся в политику и обвинил Саакашвили в подготовке заказных убийств, в «элитарной» коррупции и прочих грехах (вполне реальных).
На следующий день он был арестован, обвинен в том, что регулярно вымогал деньги у бизнесменов разного уровня (и эти обвинения, скорее всего, не придуманы). После 2-х дней в заключении Окруашвили отказался от своих слов и был выпущен под залог более 6 млн долларов. Перед началом митинга оппозиции был фактически выпровожден в Германию, где через некоторое время арестован по запросу из Тбилиси.
Так или иначе, но именно после его ареста возникла протестная волна, которая привела сначала к митингам, потом к их силовому разгону и как следствие – к досрочным выборам. Окруашвили, правда, в кампании не участвует – политическую инициативу взяли в свои руки другие.
Главные страхи, которые Грузия испытывает перед этими выборами, связаны с возможной дестабилизацией. В конце концов, по уже сложившейся политической традиции здесь принято оспаривать итоги выборов на улице. Второе опасение связано с тем, что Москва заинтересована именно в таком сценарии и пророссийские политики могут использовать этот фактор.
С одним из таких политиков встретился накануне выборов российский посол в Грузии Вячеслав Коваленко. После беседы с лидером Лейбористской партии Шалвой Нателашвили посол заявил журналистам, что российско-грузинские взаимоотношения могут быть улучшены в ближайшее время – на основе здравого смысла, причем первый шаг должна сделать Грузия.
Официальный Тбилиси без энтузиазма отнесся к этому предложению дружбы. Исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе передумала даже поздравлять Бориса Грызлова с победой на выборах «Единой России» после его высказываний о том, что новая Дума в январе может рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, где, кстати, были размещены российские избирательные участки.
Поскольку улучшение (как и ухудшение) отношений с Россией в Грузии неизбежно связывают с ее поддержкой самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии, в Тбилиси решили принять превентивные меры. Грузия обратилась к странам Европы и США с просьбой о том, чтобы решение о независимости сербской провинции Косово не оказало влияния на Грузию.
«Мы надеемся, что наши друзья и сторонники на Западе зай-мут твердую позицию неприменимости дела Косово к Грузии, – заявил премьер-министр страны Ладо Гургенидзе. – Другими словами, Косово является уникальным случаем». Эти слова вызваны опасениями, что в случае признания независимости Косово Россия может потребовать признания Абхазии и Южной Осетии.
Итог российско-грузинскому противостоянию с сожалением подвел член оппозиционной Республиканской партии Грузии Ивлиан Хаиндрава: «Для нормализации наших отношений необходимо снимать взаимный образ врага, – сказал он в ходе видеомоста Москва – Тбилиси. – Грузинские власти должны прекратить обвинять Россию во всех внутренних проблемах и собственных неудачах, строя на этом всю внешнюю и внутреннюю политику. А Россия, со своей стороны, должна отменить все вздорные дискриминационные меры, которые она ввела против Грузии».
Вряд ли Москва станет торопиться навстречу Грузии: теперь ей выгоден у власти в Грузии слабый Саакашвили с подорванным авторитетом как внутри, так и вне страны. Она вряд ли будет протестовать, если Саакашвили сохранит за собой пост президента – после того, как он в девяностую годовщину Октябрьской революции, по словам Хаиндравы, «преподнес подарок Путину, растоптав на площади Европы все европейские ценности – это то, что ей нужно».
Армила Минасян
Оставьте свои комментарии