Голос, звучащий как кларнет
На 90-м году жизни в Москве скончалась легендарная певица, народная артистка СССР Зара (Заруи) Долуханова. Она была уникальной фигурой в советском вокальном искусстве, одной из величайших в мире исполнительниц камерного репертуара. У нее было особое дарование, из множества певцов ее выделяли тонкость и прозрачная хрупкость вокала.
Зара Долуханова родилась в Москве, окончила музыкальный техникум имени Гнесиных. Вокальные данные она унаследовала от матери, обладавшей редким по красоте голосом. Она занималась пением у А.В. Юрьевой, соратницы и подруги Неждановой, а фортепианному искусству ее обучала совсем юная в те годы Барсова, в будущем примадонна Большого театра.
На 90-м году жизни в Москве скончалась легендарная певица, народная артистка СССР Зара (Заруи) Долуханова. Она была уникальной фигурой в советском вокальном искусстве, одной из величайших в мире исполнительниц камерного репертуара. У нее было особое дарование, из множества певцов ее выделяли тонкость и прозрачная хрупкость вокала.
Зара Долуханова родилась в Москве, окончила музыкальный техникум имени Гнесиных. Вокальные данные она унаследовала от матери, обладавшей редким по красоте голосом. Она занималась пением у А.В. Юрьевой, соратницы и подруги Неждановой, а фортепианному искусству ее обучала совсем юная в те годы Барсова, в будущем примадонна Большого театра. Отец был инженером-механиком, обожал музыку, сам овладел игрой на скрипке и фортепиано, был флейтистом любительского симфонического оркестра. Сестры Дагмара и Зара с ранних лет существовали в домашней атмосфере, насыщенной музыкой, приобщались к классической музыкальной культуре. Маленькую Зару сначала учили играть на рояле и скрипке. Но у нее довольно рано обнаружился голос, и пение стало занятием ее жизни.
Карьера Зары Долухановой началась в 1939 году с успешных выступлений в Москве на Декаде армянского искусства. В 21 год она стала солисткой Ереванского театра оперы и балета, где исполняла ведущие партии для меццо-сопрано.
В Ереван Зара уехала, не окончив техникума. Встреча с Александром Павловичем Долуханяном, молодым, красивым, талантливым, любовь и замужество резко изменили жизнь студентки. Незадолго до выпускных экзаменов Зары Александр Долуханян взял на себя роль ее педагога-вокалиста, убедив жену в пользе домашней «консерватории». Александр Павлович - педагог, умевший и любивший заниматься с певцами, сам музыкант крупного масштаба, стал ее учителем. Зара Александровна вспоминала этот период жизни, отданный творчеству, накоплению мастерства, как счастливый и плодотворный.
Но опера все же не была ее стихией, слишком неудачным оказался первый опыт столкновения с советским театром, тогда Заре, смуглой черноволосой армянской девушке, дали роль Ольги в «Евгении Онегине» и заставили надеть парик блондинки.
В 1943 году, в 25 лет, она оставила оперный театр. Всем было ясно, что она – сформировавшийся блестящий мастер, ее призвание – камерная концертная сцена. И на этом поприще Зара Долуханова оставила эталонные образцы исполнения камерной музыки. Она записала более 50 пластинок и давала концерты в лучших залах мира.
Ее первые выходы на сцену приветствовал великий композитор Сергей Прокофьев. Когда в 1950 году 32-летняя Долуханова спела песню мальчика «Ныряет месяц в облака» из оратории «На страже мира», тот был в восторге: «У нее голос звучит, как кларнет, – так же чисто и прозрачно!»
Зара Александровна отплатила композитору тем же - влюбилась в его музыку. И подготовила целую прокофьевскую программу. К сожалению, самого автора уже не было в живых. Вот как рассказывала об их творческом союзе сама певица:
– На первом концерте в Ленинграде публика, к сожалению, оказалась не готова к сложной музыке Прокофьева: она знала меня по классике – Глинке, Чайковскому, Шуману... В конце первого отделения кто-то даже прислал из зала записку: зачем вы тратите свой голос на эти ненужные вещи? Но меня это только раззадорило. И в конце, когда слушатели потребовали бисов, я спела им... опять Прокофьева! И знаете, победа осталась за мной – в следующий мой приезд в Ленинград, уже с классической программой, я получала из зала записки: «Прокофьева спойте!»
Долуханова обладала даром притягивать к себе сердца слушателей: каждая ее пластинка становилась событием, концерты собирали толпы. На ее счету сотни классических и современных шедевров, исполненных и записанных ею на 50 пластинках. Правда, в последние лет 20 ее жизни фирмы грамзаписи практически перестали ею интересоваться. Как-то на гастролях в Сочи она зашла в магазин пластинок – и увидела стопку своих дисков на полке уцененных товаров. Раздосадованная, купила их все, вышла на улицу – и тут на нее буквально налетел один из поклонников, специально приехавший из другого города, чтобы послушать концерт. Увидел диски: «Откуда у вас эта драгоценность?!» Стал умолять подарить хоть один, и Зара Александровна надписала подарок: «От уцененной Долухановой».
Но в уныние она никогда не впадала. Несмотря на пренебрежение со стороны отечественных издателей, в Америке вышел прекрасно оформленный диск оперы Россини «Итальянка в Алжире» с Долухановой в главной партии. Когда Долуханова открыла для ценителей вокальную музыку эпохи барокко, она произвела настоящий фурор. Билеты на ее выступления распродавались в течение часа.
Зара Долуханова первая в СССР стала петь забытую музыку Страделлы, Перголези, Алессандро и Доменико Скарлатти, была первой у нас исполнительницей партии Золушки в одноименной опере Россини, эталонными для своего времени стали ее исполнения Баха и Генделя, песенных циклов эпохи романтизма. Ее записи этих произведений – замечательное пособие по вокальной технике бельканто. Ей первой доверяли исполнить новые сочинения Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, Валерия Гаврилина, Микаэла Таривердиева.
Об обязательности и трудолюбии Долухановой ходили легенды: ко всем фестивалям, где ее приглашали выступить, певица готовила премьеры. Как правило, это были ее современники. От исполнения, от интерпретаций Зары Александровны приходили в восторг такие корифеи музыки, как Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов.
В 1951 году она была удостоена Государственной премии СССР. В 1966 году Зара Долуханова получила Ленинскую премию – первая из вокалисток, а звания народной артистки СССР Зара Александровна была удостоена только в 1990 году. Говорят, что причиной столь долгой паузы была скромность певицы, которая никогда не любила за себя хлопотать.
Почти 40 лет Зара Долуханова пела в лучших концертных залах мира. Певица была жгучей стройной красавицей, но при этом оставалась одной из самых загадочных и скромных вокальных див ХХ века. Ее считали законодательницей не только вокальных мод: публика порывалась и слышать, и видеть Долуханову, а платья певицы становились образцом для подражания.
На склоне лет на вопрос, какая музыка больше всего соответствует ее жизнеощущению, Долуханова без кокетства отвечала: «Четыре последних песни» Рихарда Штрауса. Жаль, что многие никогда не слышали эту прекрасную музыку! Рихард Штраус писал ее примерно в моем возрасте. Гениальные стихи великих поэтов и музыка, в которой человек чувствует близкий конец своего земного пути. Но у него нет страха, он умиротворен. Он благодарен Богу за эту жизнь, за этот мир и верит, что смерть - это начало новой жизни, нового путешествия».
Зара Долуханова ушла со сцены еще 20 лет назад – не дожидаясь, пока голос ослабнет. Стала преподавателем, профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, воспитала около тридцати учеников, многие из них уже сами стали педагогами.
А еще серьезно увлекалась живописью – ее полотна такие же яркие, как и вокальные работы, хотя эта сторона дарования Долухановой оставалась в тени ее музыкального дара. Убежденная вегетарианка, увлекающаяся йогой, Зара Александровна до последнего поддерживала тело и душу в чистоте.
Зару Долуханову, скончавшуюся в Москве на 90-м году жизни, похоронили на Армянском кладбище в Москве.
Людмила Шведова,
музыковед
Оставьте свои комментарии