Азербайджан: антидемократизм и колониализм в перспективе региональной безопасности
В феврале в Ереване прошла конференция на тему «Страны Кавказа и Ближнего Востока – возможные партнеры в процессе формирования системы региональной безопасности», на которой выступил начальник ИНСИ Министерства обороны Армении, доктор политических наук Гайк Котанджян.
В сообществе международных организаций и исследователей, занимающихся урегулированием Карабахского конфликта, принято в начале каждого года выражать миротворческий оптимизм относительно его разрешения. Воздавая должное этим столь важным надеждам, считаю не менее полезным рассмотрение в экспертных кругах существующих реальных проблем мира и безопасности в регионе.
Для безопасности Армении, Азербайджана и региона Южного Кавказа в целом одной из ключевых является проблема разрешения Карабахского конфликта мирными демократическими средствами.
При анализе позиции властей Азербайджана по Карабахской проблеме как фактора региональной безопасности наряду с ее другими аспектами особого внимания заслуживают внешние оценки демократизма властей соседнего государства в контексте международно-правовых норм защиты прав и свобод человека. Всеобъемлющая непредвзятая оценка властям Азербайджанской Республики дана авторитетной американской правозащитной организацией «Фридом Хаус». Так же, как и в предыдущие годы, согласно последнему годовому отчету «Фридом Хауса», данное государство квалифицируется как «несвободная страна».
Западные коллеги считают, что система власти в Азербайджане антидемократична по своей политико-правовой сути. Это, в первую очередь, выражается в династийном наследовании и отправлении власти, а также в специфическом для диктатур султанатского типа навязывании главой государства народу культа своего отца - бывшего правителя страны. В качестве важного элемента демократизма, как известно, правозащитными организациями рассматривается реакция властей на оценки меры их демократичности. С этой точки зрения симптоматично, что 24 декабря 2007 года президент соседней страны, игнорируя оценки «Фридом Хауса», заявил о признании мировым сообществом Азербайджана демократическим государством и очередным наследником власти назвал своего сына.
С точки зрения региональной стабильности и безопасности «несвобода» соседней страны прослеживается в проявлениях колониализма в отношении прав и свобод коренных народов Восточного Закавказья. В первую очередь, в отношении права народов на равноправие и свободное внешнее и внутреннее самоопределение. Антидемократизм властей соседней страны в отношении Карабахского урегулирования выражается в отрицании факта законосообразного демократического прекращения административно-иерархических отношений между Нагорным Карабахом и Азербайджаном.
Еще одним колониальным признаком антидемократизма Азербайджанской Республики является несоответствие ее Конституции сути международно-правовой нормы о праве народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой путем волеизъявления самоопределяющегося населения в условиях полной свободы, сформулированной Хельсинкским заключительным актом 1975 года, Международными пактами о правах человека 1966 года и Уставом ООН.
Официальный Баку, ведя открытую пропаганду войны, вопреки логике Минского процесса мобилизует свое население на силовое возвращение Карабаха. Конкретным свидетельством подготовки Азербайджана к войне является его целенаправленное превышение ограничений, предусмотренных договором по ОВСЕ. Вместо разрешенных 220 танков у Азербайджана наличествует 579, то есть в 2,63 раза больше; вместо 220 боевых бронемашин - 1174 (превышение в 5,34 раза); вместо подлежащих ограничению до 285 единиц артиллерии калибра 100 мм и выше - 788 единиц (превышение в 2,76 раза); вместо 100 боевых самолетов - 128 единиц (превышение в 1,28 раза). Важно отметить, что Армения продолжает выполнять свои международные обязательства по ДОВСЕ, а НКР заявляет о готовности стать ответственным участником этого столь важного для региональной безопасности договора.
Грубым нарушением Международных пактов о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, а также Устава ООН являются заявления государственных деятелей соседней страны, которые трудно квалифицировать иначе, чем подстрекательство собственного народа к геноцидальным действиям в отношении армянского населения. К сожалению, пример подобной манифестации колониального пренебрежения своими международными обязательствами подает глава соседнего государства. В последнем новогоднем обращении к азербайджанцам всего мира президент Алиев позволил себе без обиняков угрожать армянам Нагорного Карабаха этническими чистками.
Факт тотального искажения и подавления правдивой информации в Азербайджане отражен в оценках «Фридом Хауса» как один из важных признаков антидемократичности режима этой несвободной страны. Официальная политика по доминированию титульной нации в ущерб равноправию с коренными народами соседнего государства отражается в целенаправленной модификации научной истории народов региона, направленной на искажение их идентичности, а также умаление места и роли автохтонов в историческом развитии культуры Восточного Закавказья. В политике исторических фальсификаций особое место занимает обоснование исторического права Азербайджана на владение территорией тысячелетнего автохтонного расселения армян в Нагорном Карабахе и Армении. Как известно из текста доклада президента Алиева на юбилейном собрании Национальной академии наук, он 14 декабря 2005 года сделал политический заказ на фальсификацию истории Восточного Закавказья. В результате государственной политики подмены научной истории тоталитарной спецпропагандой происходит полный разрыв с реальностью антинаучной истории народов Восточного Закавказья, фабрикуемой в недрах властей.
В политике разрушения доверия между народами власти Баку уделяют особое место сознательному искажению информации о геноциде армян в Османской империи. Государственная пропаганда неуважения к памяти 1,5 миллиона погибших армян выходит за рамки отдельных публикаций, принимая форму направляемого властями Баку святотатства.
Следует отметить, что глумление властей Баку над болью и человеческим достоинством миллионов армянских семей диаспоры наряду с пропагандой среди азербайджанского населения ксенофобии играет также диаметрально противоположную роль - консолидирует мировое армянство на адекватное противодействие государственной диффамации геноцида армянского народа.
Обнадеживает то, что аналитическое сообщество в Азербайджане, как и в Армении, представлено достаточно широким спектром взглядов на безопасностные реалии и перспективы нашего южнокавказского раздела Еврососедства. В многонациональной среде профессионалов, наряду с объективными и достойными представителями разных государств и организаций, я имел честь знать достойных азербайджанцев. Уверен, что в соседней стране есть специалисты, осознающие контрпродуктивность реставрации колониализма в отношении народа Нагорного Карабаха в процессе формирования Еврососедства. Данная проблема для неангажированной части ученых Азербайджана, обеспокоенных перспективами демократического безопасного развития региона, так же, как и для Сопредседательства Минской группы и международного аналитического сообщества, могла бы стать предметом объективного изучения.
Гайк Котанджян
Оставьте свои комментарии