Присутствие США на Южном Кавказе сомнению не подлежит
ИНТЕРВЬЮ ВИЦЕ-ПОСЛА США В АРМЕНИИ СТИВЕНА БЕНКСА НАШЕЙ ГАЗЕТЕ
Заявка на интервью была послана в американское посольство еще в середине октября. Впрочем, США за эти месяцы переживали напряженные времена, и заявка была удовлетворена только через три месяца, и то не полностью – вместо интервью получился получасовой брифинг трем СМИ сразу, посла же заменил и.о. вице-посла Стивен Бенкс. Впрочем, дипломаты достаточно несвободны в своих высказываниях, и полагать, что посол сказала бы больше или иначе – это вряд ли. Достаточно вспомнить, как посол Эванс был отозван только потому, что назвал армянский геноцид геноцидом, тем самым нарушив госдеповское табу.
Заявка на интервью была послана в американское посольство еще в середине октября. Впрочем, США за эти месяцы переживали напряженные времена, и заявка была удовлетворена только через три месяца, и то не полностью – вместо интервью получился получасовой брифинг трем СМИ сразу, посла же заменил и.о. вице-посла Стивен Бенкс. Впрочем, дипломаты достаточно несвободны в своих высказываниях, и полагать, что посол сказала бы больше или иначе – это вряд ли. Достаточно вспомнить, как посол Эванс был отозван только потому, что назвал армянский геноцид геноцидом, тем самым нарушив госдеповское табу.
– Господин Бенкс, США долгое время обходились в Армении без посла. Что это значит: повышенное доверие к стране, в которой посол необязателен, или, наоборот, пренебрежение, при котором посол так же необязателен?
– Согласно порядку, действующему в США, при назначении посла должно быть достигнуто согласие между исполнительной и законодательной властью относительно персоны посла - предложенная Госдепом кандидатура должна быть одобрена Сенатом. Армения является важным партнером для США, и вряд ли в Вашингтоне нашелся бы человек, имеющий отношение к проблеме, который не хотел бы, чтобы США имели в Армении посла. Затянувшееся назначение посла в Армении – это всего лишь результат разногласий между Госдепом и Сенатом по персоне посла, никак не более того.
– Как Вы оцениваете отношения между Арменией и США в данный момент?
– Связи между Арменией и США прочны, есть сферы, в которых наши страны имеют общие интересы – экономика, оборона, программа «Вызовы тысячелетия», и в этих сферах мы испытываем друг к другу взаимный интерес.
– В последнее время финансирование этой программы приостановлено. Как по-Вашему, так ли все безнадежно?
(Справка. 27 марта 2006 года был подписан договор между американской корпорацией «Вызовы тысячелетия» и Арменией, согласно которому правительству Армении в течение 5 лет должен был быть предоставлен грант в размере $235,65 млн на развитие села. П р о г р а м м а стартовала 29 сентября 2006 года, на сегодня Арменией получено ок. $20 миллионов. 11 декабря прошлого года совет директоров корпорации отказал правительству Армении в предоставлении очередного, десятого транша в 6,9 млн долларов, направленного на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, из-за неудовлетворительной ситуации в вопросе развития демократии в Армении. Финансирование программы время от времени ставится в зависимость от не связанных с сельской бедностью обстоятельств, и некоторые эксперты считают ее излишне политизированной. – А.В.).
– Работы в рамках программы - мелиорация, ремонт дорог, обучение фермеров – были направлены на уменьшение бедности в селе, и вначале все шло хорошо. Армянские партнеры программы очень хорошо поработали в части управления и контроля за работами. Однако в последнее время показатели выполнения программы ухудшились (это случилось после президентских выборов и событий 1 марта. – А.В.), и теперь изучается вопрос их соответствия предварительным договоренностям. В частности, показатель «справедливого управления» вызывает определенную озабоченность. В марте вопрос продолжения программы будет вновь рассмотрен.
Мы все хотим, чтобы работы были продолжены, и желаем этого ради благополучия Армении. Что же касается экономического кризиса, то он не должен повлиять на финансирование работ. «Вызовы тысячелетия» – особая программа, деньги на нее предусмотрены, однако гарантировать ее финансирование сложно, особенно если последуют какие-нибудь резкие изменения.
– Насколько, по-Вашему, отличны политические подходы США к странам Южного Кавказа? В частности, насколько для США велик нефтяной фактор Азербайджана, и остается ли Грузия для США фаворитом как страна – знаменосец демократических преобразований в регионе?
– Безусловно, нефтяные ресурсы Азербайджана важны, однако и в Армении нефтяные ресурсы возможны, о чем говорят исследования работающих здесь компаний. Каспийские же ресурсы США рассматривают как важный фактор обеспечения энергетической стабильности Европы, в случае же улучшения отношений между Арменией и Турцией ваша страна может стать транзитером энергоресурсов из каспийских месторождений в Европу. Что же касается Грузии как фаворита Вашингтона – это не так. США оказывали содействие Грузии в противодействии вооруженному сепаратизму, в преодолении наследия советских времен, в развитии демократических преобразований, что привело к естественному усилению связей между Грузией и США.
Однако США имеют прочные связи и с Арменией – в США большая армянская диаспора, сильны и другие связи, в том числе культурные. Прочны также связи с Азербайджаном, и выделять какую-нибудь одну страну я бы не стал.
– Это на Южном Кавказе. А в регионе? Возможно ли, изменение отношений, например, с Ираном? Страной, которая выделяется именно плохими отношениями с США?
– У нас новая администрация, и возможно, что у нее появятся новые взгляды и новые подходы. Резкие изменения не предвидятся, однако о будущем этих отношений пока рано говорить. Новый президент Обама заявил, что хотел бы улучшить отношения с Ираном, и из Ирана была получена благожелательная реакция на это заявление. Однако серьезные опасения относительно реализации Ираном ядерной программы пока не развеяны, и то, что Иран не выполняет требования ООН так же, как и некоторые другие международные обязательства, серьезно озадачивает США .
– Есть утверждения, что территория посольства США в Ереване самая большая среди посольств на Южном Кавказе. Так ли это и можно ли это истолковать как признание Армении самой стабильной республикой на Южном Кавказе со стороны США?
– Это действительно так – территория американского посольства самая большая на Южном Кавказе. Правда, объяснения тому простые: принимающая страна – Армения – предоставила нам возможность приобретения большой территории. Я же с удовольствием могу отметить, что и территория большая, и вид, открывающийся отсюда на ереванское озеро и Арарат – прекрасен. А политические интерпретации тут, я думаю, излишни.
– В последнее время на Южном Кавказе произошло несколько серьезных событий без участия США: Турция предложила свою платформу стабильности и безопасности, в Москве была подписана Майндорфская декларация. Более того, во время недавних российско-турецких переговоров на высшем уровне в Москве была отмечена необходимость уменьшения влияния внерегиональных игроков на Южный Кавказ. Как Вы воспринимаете эти события как американский дипломат?
– Изменений политики США на Южном Кавказе я ни в подходах нового президента, ни нового госсекретаря не вижу. Наши приоритеты в регионе остаются те же – мир и региональная стабильность, содействие разрешению карабахского конфликта, улучшение отношений между Арменией и Турцией. Содействие демократии и защите прав человека, которые опять же очень важны для установления региональной стабильности. После развала Союза мы здесь последовательно решали эти задачи, и заметных изменений в нашей политике здесь не было. Но когда меняется руководство страны, определенные изменения возможны. В Армении тоже произошли определенные изменения, когда пришли новый президент Серж Саргсян с новыми министрами иностранных дел и обороны, но они не затронули основу наших отношений. Так что крутых перемен вряд ли следует ожидать, впрочем, возможно и то, что прежний курс будет признан оптимальным, и нам предстоит продолжать его без изменений. Посмотрим...
– Что могут сделать США в плане сближения Армении и Турции и интеграции Армении в региональные проекты?
– И в Армении, и в Турции осознают, что США готовы помочь примирению Армении и Турции, и эти возможности рассматриваются с обеими странами. «Футбольная дипломатия» сыграла роль очень б л а г о п р и я т н о г о фактора в процессе примирения, конструктивный диалог уже оформляется, но это всего лишь начало пути. Мы помогаем также контактам между народами Армении и Турции, считая их очень важными. USAID (организация а м е р и к а н с к и х программ развития), например, в прошлом году провела семинар на тему экономических перспектив открытия армяно-турецкой границы, были контакты молодежи обеих стран. Они способствуют нормальному восприятию друг друга. И руководители обеих стран знают, если нужно еще что-то сделать для примирения – США это сделают.
– Как, по-Вашему, возможно ли разрешение замороженных конфликтов или, как считают многие эксперты – лучше их не трогать, потому что единственное, что может с ними произойти – это переход из законсервированного состояния в активное.
– Если вы имеете в виду карабахский конфликт, то за последние 3-4 года Минская группа серьезно поработала и стороны серьезно интегрированы в переговорный процесс. Разрешить этот конфликт сложно, но не невозможно. У переговоров есть конструктивное развитие, и мне бы не хотелось, чтобы весь наработанный позитив в какой-то момент был утерян. Когда мы говорим «замороженный конфликт», кое для кого это звучит как приговор и кажется, что прогресса быть не должно, так что лучше избегать подобных формулировок.
– Поведение официального Баку свидетельствует о том, что Азербайджан не собирается решать конфликт путем переговоров. Каково в этой связи восприятие США позиции Азербайджана и правда ли, что американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза будет заменен?
– Я не уполномочен говорить о конкретных подвижках в переговорном процессе, этим занимается Минская группа ОБСЕ и время от времени извещает общественность о состоянии переговоров. Но здесь есть проблема - СМИ обеих стран освещают и конфликт, и переговоры по-разному, исходя из своих внутренних проблем и укоренившихся воззрений, и потому сам процесс обществами обеих стран воспринимается не всегда адекватно. Что же касается Мэтью Брайзы, то если и есть проект по его замене, то я о нем не знаю. Как всякий посол, он служит президенту страны, и президент может при желании в любой момент начать процедуру его замены.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии