Фрунзик Хачатрян: «Нам остается лишь проявлять мудрость и «ловить попутный ветер»
– Фрунзик Кярамович, Вы уже более 12 лет возглавляете армянскую общину Новосибирской области. Было бы интересно узнать, как Вы сами оказались в Сибири и какова история местной общины?
– Я родился и вырос в Армении. Окончив Ереванский политехнический институт, работал в городе Камо, потом в Ереване, но трудности жизни заставили переехать в Россию, в Новосибирск. Вот уже более 30 лет я живу и работаю здесь, в Западной Сибири.
После развала Советского Союза армяне России оказались за границей, и даже приняв гражданство Российской Федерации, многие из них хотели сохранить культуру, привычный быт, армянский язык. Поэтому появление общины – закономерность.
Сразу хочу сказать, что проблем много, ведь армянская община Новосибирской области насчитывает более 40 тысяч человек, здесь представители и науки, и бизнеса, и торговли, много студентов. Сейчас приоритетной задачей для нас является строительство армянской апостольской церкви в городе.
– А откуда родом Ваши предки? Где родился Ваш дед?
– Мои предки из Западной Армении. Дед – из Муша, и отец там же родился в 1913 году. Ребенком он вместе с родственниками, которых остались единицы после геноцида, бежал в Восточную Армению. Мой дед с остатками семьи обосновался в Варденисе. Оттуда отец с первых дней Великой Отечественной отправился на фронт, в 1943-м был тяжело ранен и демобилизован. Я родился в 1944 году и своими глазами видел разруху и нищету послевоенных времен. Но наш народ сумел выйти из этой тяжелой ситуации, благодаря вере. Хочу упомянуть один факт, известный мне от отца: при бегстве от турецкого ятагана мои родственники взяли с собой только самое необходимое, в том числе святую книгу, Евангелие 1680 года, изданное на армянском языке в Венеции. Я очень горжусь этим и в знак уважения к памяти предков построил часовню в селе Мухан (ныне Цовазард) Гаварского района Армении, где до сих пор хранится эта священная книга.
– Вам, как выходцу из Западной Армении, несомненно, небезразличны «новые» отношения между Арменией и Турцией. Как Вы оцениваете ситуацию, которая сегодня складывается между двумя соседними государствами, их шаги навстречу друг другу под принуждением великих держав?
– Я не политик и не могу оценивать действия руководителей Армении и Турции, но, как армянин, гражданин и патриот, хочу напомнить о некоторых уроках прошлого. Вспомним хотя бы 1918 год, когда, пережив геноцид, понеся немало потерь, армяне смогли в Сардарапате дать решающий бой и победить турецкую армию. Однако Ататюрк в сговоре с Лениным заключили сначала Александропольский договор, а затем Московский и Карсский. В результате дипломатического поражения Армения потеряла большую часть своих территорий, в том числе Карабах с Нахичеваном.
– Вы опасаетесь, что история сегодня может повториться?
– За 18 лет независимости Армения ни разу не поднимала вопроса о том, что в 20-е годы прошлого века Турция аннексировала армянские территории. Я этого не понимаю.
А история может повториться: Турция и Азербайджан обвиняют Армению в агрессии, в захвате Карабаха, и во всех международных форматах именно Армения выступает как одна из сторон конфликта. На мой взгляд, это неправильно. Участвовать в переговорах в первую очередь должен Арцах, Армения же всячески должна поддерживать и помогать своим братьям. Сейчас наша страна оказалась в очень непростой ситуации, когда и США и Европа, да и Россия признают «территориальную целостность» Азербайджана и не желают видеть приоритета «права нации на самоопределение». Но мы должны стремиться к тому, чтобы Арцах получил возможность сам решать свою судьбу, Армения должна этому способствовать любыми средствами.
– Как скоро Вам видится разрешение нагорно-карабахского конфликта?
– Мое мнение, повторюсь, это мнение армянина, живущего в России, человека во многом стороннего. На мой взгляд, в нынешней ситуации от армян (как и от азербайджанцев) не многое зависит. У сверхдержав свои интересы на Кавказе, и нам остается лишь проявлять мудрость и «ловить попутный ветер».
На мой взгляд, единственная верная модель разрешения конфликта – метод мирного урегулирования. Это выгодно и нам, и азербайджанцам. Ни среди азербайджанцев, ни среди армян нет готовности к компромиссу. Общества не готовы к взаимным уступкам, особенно это проявляется в Азербайджане, где властями нагнетается ненависть ко всему армянскому. Поэтому в ближайшее время я не вижу реальных путей решения нагорно-карабахского конфликта. С этим необходимо считаться и каждую минуту быть готовыми ответить на применение силы со стороны противника.
Беседу вел Григор Григорян
Оставьте свои комментарии