№ 6 (141) Июнь 2009 года.

«Футбольная дипломатия», «дорожная карта». Что дальше?

Просмотров: 8068

Проведенные центром «Арарат» в марте-апреле этого года опросы продемонстрировали, что армянская общественность крайне обеспокоена армяно-турецким межгосударственным процессом, известным под названием «футбольная дипломатия».

Имеющаяся информация позволяет заключить, что отдельные представители высшего политического руководства РА, без учета жизненных интересов армянского народа и закрепленных в «Декларации о независимости Армении» и Конституции РА положений, а также нарушая конституционные права на получение информации каждым гражданином РА (ст. 27) и на получение надлежащего ответа от компетентных государственных органов для защиты общественных интересов (ст. 27.1), приняли давно выдвигаемые Турцией предусловия. Перечислим вышеуказанные действия властей РА и их последствия:

Принятие 1-го турецкого предусловия:

Представители высшего политического руководства РА согласились создать комиссию, состоящую из армянских и турецких историков, основным результатом работы которой станет превращение факта геноцида армян в предмет спора и дискуссий. Уже самим своим существованием и развертыванием дискуссий с представителями официальной турецкой историографии, отрицающей геноцид армян, эта комиссия поставит под сомнение сам факт геноцида армян и аннулирует процесс признания геноцида армян, способствуя давней цели турецкого государства.

Фактически по прихоти ряда лиц, занимающих в Армении высшие политические должности, превратилось в пустой звук закрепленное в «Декларации о независимости Армении» следующее положение: «Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении». Нужно отметить, что победное шествие международного процесса по признанию геноцида армян было торпедировано с того момента, как РА позволила вовлечь себя в мертворожденную «футбольную дипломатию», за все время функционирования которой ни одно государство не приняло акта о признании геноцида армян.

Принятие 2-го турецкого предусловия:

Имеющаяся информация позволяет заключить, что высшее политическое руководство РА готовится признать нынешние границы Турции, отказываясь от причитающихся ей территориальных, политических, международно-правовых, культурных, материально-финансовых и иных реституций и компенсаций взамен катастрофического урона, нанесенного армянскому народу посредством геноцида. Речь, по сути, идет о признании и подтверждении Карского договора 1921 г., вне зависимости от того, будет ли упомянут этот договор в самом тексте намечающегося в ближайшее время армяно-турецкого соглашения или нет.

Данным шагом высшее политическое руководство РА способствует давней цели Турции - окончательной легитимизации результатов геноцида. 24 апреля 2009 года в своем обращении президент РА подтвердил произвольное и незаконное отступление от закрепленного в «Декларации о независимости Армении» вышеназванного положения, не упомянув основную территорию, где был осуществлен геноцид – Западную Армению. Сопоставляя это сознательное упущение с предыдущими заявлениями, в которых он, в частности, заявлял об отсутствии к Турции т е р р и т о р и а л ь н ы х претензий, а Западную Армению считал чисто географическим термином, можно заключить, что со стороны высшего политического руководства РА делается попытка изживания этого термина как из правового лексикона армянства, так и из его историко-политического сознания.

Принятие 3-го турецкого предусловия:

Высшее политическое руководство РА уступило тайному предусловию Турции, публично заявив о своем согласии разрешить турецким компаниям стать акционерами новой Армянской АЭС. Очевидно, что при этом система национальной безопасности Армении прекращает свое существование и во всех отношениях становится фарсом, разрушая психологическую безопасность армянского народа, маскируется вражеская сущность Турции, упрощаются антиармянские действия турецко-азербайджанского альянса.

Принятие 4-го турецкого предусловия:

23 апреля сего года было объявлено о подписании в Швейцарии неизвестной по своему содержанию, однако определенно антиармянской по своему воздействию армяно-турецкой «дорожной карты». Этот неизвестный план действий был анонсирован накануне Дня памяти жертв геноцида армян по требованию Турции. Таким образом Турция пытается нивелировать символическое значение 24 апреля, чтобы впредь оно ассоциировалось не с протестом и борьбой армянства против Турции, а с армяно-турецким «сближением» и капитуляционной политикой властей РА. Подписанная за спиной армянского народа «дорожная карта» способствовала отступлению президента США от данного им обещания: в обращении 24 апреля он не употребил имеющий правовой вес и значение термин «геноцид армян».

Речи и заверения отдельных представителей высшего политического руководства РА, предназначенные для внутренней (армянской) аудитории, явно противоречат реальным шагам и заявлениям тех же должностных лиц на международной арене. Их шаги могут служить доказательством того, что данные должностные лица произвольно пересмотрели основополагающие документы нашего государства и стремятся подменить их политикой, исходящей из собственных групповых интересов и умозаключений.

Армяно-турецкая «дорожная карта» есть не что иное, как поэтапная программа капитуляции армянской государственности, а ее анонсирование 23 апреля, накануне Дня памяти жертв геноцида армян, является первым актом этой капитуляции. Частью данной программы может стать и попытка сдачи Азербайджану освобожденной территории Армении, о чем свидетельствуют в последние дни переговоры в рамках Минской группы, возникший у руководителей Азербайджана беспрецедентный оптимизм по отношению к переговорному процессу, а также принятое 28 апреля решение Совета национальной безопасности Турции, которое вновь увязывает нормализацию армяно-турецких отношений с выводом армянских войск из Арцаха, то есть, другими словами, с одновременной капитуляцией Армении на этот раз уже на арцахском фронте.

Анонсированием 23 апреля «дорожной карты» 18-летнее развитие армянской государственности достигло своего трагического водораздела, символизируя концептуальную, ценностную и идеологическую кончину Третьей Армянской Республики. 23 апреля мы проснулись в другой Армении, стране, оказавшейся в дипломатических и идеологических когтях врага. В этих условиях, полагаю, возникшее в недрах армянского народа справедливое возмущение смогут в определенной степени разрядить следующие непосредственные шаги: немедленное прекращение пораженческого переговорного процесса с Турцией – до тех пор, пока последняя не откажется от своей враждебной политики по отношению к Армении, доказательством чего могут послужить признание Анкарой геноцида армян и отказ от содействия Азербайджану в карабахском конфликте.

Армен Айвазян, доктор политических наук, директор Центра стратегических исследований «Арарат»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 61 человек