Убийство в Новосибирске: «Следствие закончено, впереди суд, ждите…»
Новосибирск встретил меня 20-градусным морозом. Я прилетел в очередной раз в связи с окончанием предварительного следствия по уголовному делу об убийстве молодого Вагика Карапетяна в феврале 2009 года в гостиничном комплексе «Усадьба».
Ст. следователь Заельцовского отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области И.А. Алексенко встретил меня у себя в кабинете.
Игорь Анатольевич - очередной ( 5-й или 6-й, я со счету сбился), следователь по делу. Предложил ознакомиться с материалами дела – всего 8 томов, предоставил время и возможность копировать необходимые страницы.
Для адвоката ознакомление с материалами уголовного дела, иными словами, с результатами многомесячного следствия - дело более чем ответственное. Защитник наконец получает допуск к материалам, которые были ему неизвестны на протяжении всего следствия. Получаешь возможность анализировать весь ход следствия, проследить за действиями следователей, оперативных сотрудников милиции и ФСБ, сотрудников прокуратуры различного уровня.
Жуткая трагедия, произошедшая в ночь на 14 февраля 2009 года, воспроизведена во всех деталях. Напомню суть: группа молодых людей (парни и их подруги) праздновали день рождения одного из них. Национальности у всех разные - армяне, русские, евреи, но это обстоятельство для них никогда не имело значения - они друзья.
Зато пресловутый «5-й пункт» (напомню: в советские времена графа в паспорте о национальности) стал важнейшим для более чем десятка таких же молодых жителей Новосибирска, которые глубоко за полночь прибыли на нескольких машинах в «Усадьбу» для физической расправы над лицами армянской национальности. Расправиться должны были с людьми, с которыми они не были знакомы, какой-либо вразумительный мотив для учинения расправы также отсутствовал. Зато от кого-то был получен приказ: учинить показательную акцию физического устрашения лиц армянской национальности. Они были прекрасно осведомлены, что происходило в «Усадьбе». Кто, когда и зачем им сообщил – не установлено. Необходимо небольшое пояснение об «Усадьбе»: помпезный, даже по московским меркам, гостиничный комплекс, солидная и, казалось бы, надежная охрана, ворота металлические, шлагбаум, высоченные бетонные стены, видеонаблюдение, средства связи для экстренных вызовов. Весьма и весьма дорогое заведение, кто истинные хозяева комплекса – большая тайна, говорят, какие-то отставники-силовики, а юридически – молодая женщина, вроде бы даже не из Новосибирска.
Нападавшие (все в основном ранее судимые) вошли на территорию комплекса: ворота гостеприимно открыты, шлагбаум приподнят, охранники отсутствуют, входные двери (это глубокой ночью!) открыты. За стойкой администратора одна молодая девушка. Пояснили, что они пойдут наверх – «к армянам»! У девушки за стойкой – тревожная кнопка для вызова милиции – забыла, волновалась, растерялась. На всякий случай один из «гостей» остался с ней – мало ли что, вдруг позвонит, позовет кого.
А наверху, на 2-м этаже, шла самая настоящая бойня: сначала выясняли, кто какой национальности, «успокоили», сказав, что им нужны только армяне. Избивали бильярдными киями, бутылками, естественно, кулаками, ногами, даже стреляли из «Осы». Присутствующие при этом побоище молодые люди заступились за своих друзей-армян, так их тоже стали избивать. Когда на полу оказались все – избитые, без сознания, в лужах крови, стали срывать золотые цепочки, часы, кольца, перетряхивать карманы – нашли карманные деньги. После чего не спеша, с чувством выполненного долга (заказа?) сели в престижные иномарки и уехали. Молодой эколог В.Карапетян скончался спустя неделю в больнице – он так и не вышел из комы. Остальные превратились в потерпевших от действий неизвестных преступников-хулиганов.
Как ранее мы информировали, уголовное дело сначала было возбуждено по факту грабежа или разбоя в отношении неизвестных лиц. «Обычный рядовой разбой, что здесь такого», – искренне возмущался первый следователь прокуратуры.
Уже 14 февраля 2009 года, то есть на следующий день после нападения, «компетентные» высокопоставленные милицейские и прокурорские чины для себя уже решили: исключить любое упоминание о национальном мотиве бойни.
Может быть, смерть молодого эколога-армянина так и осталась бы нераскрытой. Думаю, примеров много… Но убийство Вагика Карапетяна и расследование дела взяли под контроль руководители армянской диаспоры Новосибирской области.
Но даже после этого областные прокурорские чиновники упорно отрицали наличие расправы по национальному мотиву. Видимо, общая ситуация в стране и указания руководителей страны о наведении порядка в этой области были для них недостаточны, велик был соблазн не испортить показатели области по достижению гармонии в межнациональных отношениях. Потребовалось вмешательство заместителя председателя Госдумы РФ А. Чилингарова, и только после вмешательства Генпрокуратуры РФ в сравнительно короткий период были предъявлены обвинения восьмерым нападавшим. Семеро из них – члены известной в области организованной преступной группировки. Указания о проведении акции устрашения в отношении армян они получили от своего непосредственного бригадира, руководителя одного из низших звеньев группировки.
Следствие не смогло (или не захотело) ответить на главный вопрос: кем были спланированы и организованы подобные акции? Кто стоит за ними? О готовящейся акции правоохранительные структуры знали еще в январе, но никаких мер не было предпринято для ее предотвращения. Ходят упорные слухи, что эту группировку «крышуют» высокопоставленные чиновники из городской и областной администрации, даже некоторые депутаты.
Я склонен доверять этим слухам, особенно с учетом того, что в Новосибирской области раскрыта и пресечена деятельность организованной преступной группировки, члены которой более 10 лет фактически хозяйничают в области, за ними кровавый шлейф заказных убийств и иных преступлений, а один из руководителей этой группировки – вице-мэр г. Новосибирска объявлен в розыск.
Встретился я и с отцом Вагика Карапетяна… Убитый горем отец все никак не может понять, за что убит его сын. Неужели только за то, что он родился армянином, и неужели это возможно в XXI веке?
Вскоре дело будет передано в суд. Ждем.
Карен Нерсисян
Оставьте свои комментарии