№ 15–16 (245–246) сентябрь (1–15) 2014 г.

Параджановский вкус «Золотого абрикоса»

Просмотров: 3000

В общей сложности XI Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» представил на суд зрителей 300 фильмов из 49 стран мира и был посвящен 90-летию Сергея Параджанова. По всему Еревану, включая здание кинотеатра «Москва», где, как и прежде, демонстрировалась большая часть конкурсных фильмов, можно было увидеть баннеры и транспаранты с парящим Параджановым – символ фестиваля. И даже гости фестиваля шутя сошлись на том, что красная дорожка не красная вовсе, а цвета граната…

Само торжество открылось показом фильма «Цвет граната», восстановленного Фондом Мартина Скорсезе (в этом году обновленная версия этого фильма уже демонстрировалась на Каннском фестивале), а в рамках ретроспективных показов были продемонстрированы все фильмы С. Параджанова.

В рамках «Золотого абрикоса» также прошли ереванские премьеры фильмов – победителей других авторитетных кинофестивалей, включая ретроспективные показы лент Ким Ки Дука, Цзя Чжанке, Отара Иоселиани, Амоса Гитая…

Итоги фестиваля

Торжественная церемония вручения призов ХI «Золотого абрикоса» прошла в Национальном театре оперы и балета им. Ал. Спендиарова. Победителей поздравила министр культуры РА Асмик Погосян. «Намного приятнее открывать, чем закрывать фестивальный занавес, – сказала она. – Вот уже 11 лет мы ждем, когда наступит июль в Армении и созреет абрикос, а с ним и его «золотой киноаналог». Семь дней всех нас объединяет чувство причастности к празднику большого кино... Благодаря фестивалю преображается и город. В этот юбилейный для Параджанова год фестиваль стал праздничным вдвойне, и мы уверены, что параджановский аромат «Золотого абрикоса» останется с нами до следующего лета»,- подытожила министр культуры.

Итак, победителем фестиваля в номинации «Игровое кино» стал фильм «Племя» украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого. Фильм был отмечен и призом жюри ФИПРЕССИ. В фильме нет диалогов, он построен на языке жестов. Главные герои – глухонемые актеры. Эта картина рассказывает о преступности в среде глухонемой молодежи, а события разворачиваются на фоне любовной истории. Сам режиссер не смог приехать на кинофестиваль, и поэтому картину представляла 20-летняя глухонемая актриса из Белоруссии Яна Новикова. Актриса настолько светилась счастьем и так выразительно жестикулировала, что все и так было ясно – сурдопереводчице можно было не спешить с переводом. Зал стоя рукоплескал актрисе.

«Серебряный абрикос» в той же номинации достался фильму «Свидания вслепую» грузинского режиссера Левана Кагуашвили.

Лучшим документальным фильмом была признана «Каменная река» итальянского режиссера Джованни Донфранческо. При награждении Джованни признался, что его присутствие «здесь и сейчас не случайно», рассказав историю о том, как увидев однажды по телевидению живописные кадры об Армении, внезапно почувствовал связь с этой «поистине волшебной и загадочной» страной.

Второго же приза удостоилась картина «Эффект домино» польских режиссеров Эльвиры Неверы и Петра Россоловского.

«Золотой абрикос» в «Армянской панораме» получили фильмы «Теваник» армянского режиссера Дживана Аветисяна и «Молочный брат» Ваграма Мхитаряна. «Серебряный абрикос» сорвали армянские режиссеры Шогик Тадевосян и Арег Азатян за картину «Романтики». Этот полнометражный игровой фильм вызвал много споров. «Смелость проявили не только создателям этого фильма, но и члены жюри, по заслугам оценившие работу режиссеров, в которой интересно и объективно показана жизнь современной армянской молодежи», – сказал об этой картине председатель жюри «Армянской панорамы» Жан-Кристоф Феррари.

Обладателем «Золотого абрикоса» в номинации «Абрикосовая косточка» стал фильм «Хотя я знаю, что река сухая» палестинского режиссера Омара Гамильтона. Спецприза в той же номинации удостоился фильм «Красный Халк» греческого режиссера Асмины Проедру.

Главный приз экуменического жюри получил фильм Люсине Саркисян «Подъезд», а поощрительный – «Свидания вслепую» Левана Кагуашвили.

Специального приза имени Армена Мазманяна удостоился фильм-дебют «Воскресение» армянского режиссера Алена Манукяна.

Приз Союза кинематографистов «Царица Нуард» получили фильмы американского режиссера Айка Кочаряна «Прошу, будь нормальной» и китайского режиссера Рубена Гини «Андин: хроники армянских путешествий». Последний фильм, съемки которого проводились в 11 странах, о Шелковом пути, о том, каким образом армянам удалось связать Восток с Западом.

Участники и фильмы «Золотого абрикоса»

Марко Мюллер. На этот раз председателем конкурсной программы в номинации «Игровое кино» стал знаменитый итальянский режиссер, киновед Марко Мюллер, известный в мире кино еще и как директор ряда мировых фестивалей – Роттердамского, Локарнского, Венецианского… Посему на проходившем в Ереване «Золотом абрикосе» он был удостоен приза «Талер Параджанова» за вклад в развитие мирового фестивального движения. Награду эту он получил из рук канадского режиссера Атома Эгояна.

На мастер-классе Марко Мюллер рассказал о своей дружбе с Параджановым и Пелешяном – своими «великими армянскими друзьями». Он говорил и о том, как важно нынче поддерживать талантливых и необеспеченных режиссеров – «ведь те, кто снискал все лавры, уже не сможет никого всерьез удивить». Похоже, именно такая позиция главы жюри и объяснила его настойчивый выбор на вручение «Золотого абрикоса» весьма спорной (по утверждению киноведов) украинской картине «Племя».

Но более всего запомнятся гостям кинофестиваля и присутствующим Bellagio – гигантского ресторана под открытым небом, – с какой лихой непринужденностью отплясывал Марко Мюллер национальный армянский танец. Собравшиеся в ресторане, оттеснившись, старались как можно больше дать пространства, на котором совершалось это восхитительное действо. И снимал происходящее другой член жюри – оператор Кристиан Бергер.

Кристиан Бергер. Этот человек ни на минуту не расстается с фотокамерой – она является как бы органичным его продолжением. В свое время он успел удивить публику операторской работой в фильмах «Пианистка» и «Белая лента». Фильмы с его участием весьма запоминаемы, и в первую очередь по тому, как он работает со светом. Именно свет дает его воображению стимул, уму – порядок. О свете он говорил и во время всего мастер-класса. «Светописец» сразу же предупредил собравшуюся публику (в основном молодежь), что он ненавидит учить, но опытом своим все же поделился.

Петрос Маркарис. Одним из почетных гостей, приглашенных на ереванский кинофестиваль, был наш соотечественник из Греции, сценарист и писатель Петрос Маркарис. Он написал сценарии к таким работам Теодороса Ангелопулоса, как «Прерванный шаг аиста», «Взгляд Одиссея», «Вечность и один день», «Александр Великий»... Однако наибольшую известность ему принесло авторство серии книг детективного жанра. Шутка ли – пять романов и один сборник!

На прошедшем мастер-классе Маркарис в основном рассказывал об особенностях работы сценариста в европейском кино. «Я всю жизнь ненавидел романы, поскольку никогда не любил жанр повествования. То, что пишу я, больше подчинено законам кинематографа, чем литературы», – рассказывал Маркарис. «В чем особенность моих сценариев – задался он вопросом и сам же ответил на него: – В том, что время в них не продолжается, оно вновь и вновь начинается – оно обращено в современность». Петрос Маркарис также сказал о необходимости создания настоящей творческой обстановки в работе с режиссером: «Не бойтесь спорить с режиссером, не стремитесь принимать и соглашаться на любые его идеи, для создания крепкого сценария нужны бесконечные споры и взвешенная позиция».

Анна Муглалис. Она снимается в кино, сериалах и играет в театральных постановках. Шесть лет назад ей выпал один шанс на миллион – она получила предложение сыграть главную роль в фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский». Образ легенды мира моды настолько пришелся по душе французской актрисе, что она даже собирается начать модельную карьеру. На этот раз ее пригласили стать членом жюри на Международном кинофестивале «Золотой абрикос», нарушив, таким образом, установившуюся традицию не включать актеров в состав международного режиссерского жюри. И что же? В большинстве своем мужской состав жюри заметно оживился присутствием дамы. И какой дамы! Что касается самой Анны Муглалис, то она очень быстро освоилась в армянской среде. Говорят, буквально на следующий день фестиваля вся ее гостиничная комната благоухала цветами... Свой пиетет к армянам, и в основном к армянским женщинам, она высказала изящно и просто – в легком французском духе: «Мне кажется, что современная армянская женщина проявляет большой героизм, когда успевает одновременно быть матерью и заниматься своей карьерой».

Отар Иоселиани. Кинорежиссера Отара Иоселиани, специально приехавшего на кинофестиваль из Парижа, называют «камертоном – и в области вкуса, и в области человеческих отношений». В 1982 году режиссер эмигрировал во Францию, где один за другим создал несколько фильмов. Несмотря на то, что героями его последних картин – «Истина в вине», «Утро понедельника» и «Шантрапа» – являются французы, однако уж очень они напоминали его соотечественников – грузин. Как знать, быть может, это своеобразное проявление ностальгии по сородичам, а может, просто чисто режиссерская находка, в которой угадывается эстетика мастера. Иоселиани всегда отличался своим безразличным отношения к наградам и премиям. Но на этот раз обойти премию «Талер Параджанова» и остаться равнодушным к этой награде, носящей имя его друга, ему не захотелось. На мастер-классе грузинский кинорежиссер очаровал всех своей свободой и открытостью. Он легко вошел в контакт с молодежью, с которой сразу же учредил общество взаимного понимания и уважения.

Грузинский режиссер высказал свое мнение и относительно Еревана, который показался ему сильно изменившимся, более цивильным, в котором «сложнее стало творить легкие глупости». «Хоть и изменился облик города, люди, населяющие его, делают его живым и теплым». Затем Иоселиани обрушился на Голливуд и публику, воспитанную на телесериалах или прочей халтуре. «Любой голливудский фильм предсказуем, потому что сделан по классическим методам греческой мифологии, когда один герой побеждает все зло. Это не романтика, а безобразие, которое делается очень убедительно и захватывающе... И чем более жестока и бесстыдна ситуация на экране, тем лучший урожай собирает поставщик этого барахла»,- сказал режиссер.

В этом году специальный приз фестиваля и Первопрестольного Святого Эчмиадзина «Да будет свет!» за пропаганду культурных и гуманистических ценностей и за значительный вклад в киноискусство был вручен кинорежиссеру Кшиштофу Занусси. В годы гонения Параджанова именно пан Кшиштоф, не испугавшись, вывез из Армении пленку с фильмом мастера «Саят Нова»... Кшиштоф Занусси поделился также своими воспоминаниями о первых годах фестиваля, о том, как постепенно, из года в год стали заполняться кинозалы, как активнее стала публика проявлять интерес к мировому кино. «Если зал полон, значит, фестиваль хороший!» – заключил он напоследок.

Также на фестивале впервые была представлена программа «Поэтическое украинское кино», которая очень органично переплелась с параджановским творчеством.

За семь лет работы в рамках «Золотого абрикоса» киноплатформа «Армения-Турция» показала, что у обеих стран «есть много граней для сотрудничества». На этот раз она включила 10 проектов – по пять проектов из обеих стран, причем два проекта являлись совместным производством с Францией и Германией. Особенно пришлась по душе зрителям кинофестиваля лента «Кинопоезд: «Русская зима», представленная в конкурсе документальных фильмов. Картина эта была снята зимой 2013 года группой режиссеров из 14 стран. Они отправились в большое путешествие по России, проехали тысячи километров на поезде, чтобы понять, что такое русская душа, а заодно и повторить путь, пройденный 80 лет назад знаменитым кинопоездом Александра Медведкина.

В той же конкурсной программе были представлены игровая картина «Звезда» Анны Меликян и документальный фильм российского режиссера-документалиста Виталия Манского «Книга», премьера которого состоялась в этом году в рамках Московского кинофестиваля. Креативный продюсер и автор идеи картины – отец Месроп Арамян, продюсер и спонсор ленты – Артур Джанибекян. Фильм этот был навеян «Книгой скорбных песнопений» армянского философа и богослова Григора Нарекаци.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты