Нападение на армянскую церковь: кому это выгодно?
В Тбилиси около церкви «Сурб Эчмиадзин», принадлежащей Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), которая расположена в квартале Авлабари, произошли неприятные инциденты. Один из них начался из-за спора вокруг парковки автомобиля на территории, прилегающей к церкви. Спор разгорелся между приехавшей на машине женщиной и одним из служителей церкви. Вскоре к женщине «на помощь» пришли несколько мужчин, в том числе ее муж, и вступили в перебранку и потасовку с персоналом культового заведения.
После завершения первого инцидента, через несколько часов, к церкви подошла уже толпа из нескольких десятков мужчин (называются разные цифры – от 20 до 50), некоторые из них были вооружены ножами и, по сообщению представителей церкви, находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Они зашли во двор и стали выяснять отношения с персоналом. В частности, искали директора отдела епархии по правовым вопросам Левона Исаханяна, которому и нанесли телесные повреждения.
В это время в церкви проходила церемония крестин, участники которой вышли во двор. Хулиганы напали и на них, после чего женщины и дети скрылись в здании. Нападавшие также забрали у одного из священнослужителей крест. Ситуацию еще до прибытия полиции удалось разрядить одному из представителей персонала, начальнику административно-финансового отдела епархии Карену Ерицяну, который несколько раз выстрелил в воздух. По сообщению грузинского журнала «Табула», за инцидентом наблюдала группа из «солидно одетых мужчин», которые не вмешивались в драку.
После этого инцидента было сделано множество комментариев и заявлений от разных лиц. Министр юстиции Армении, бывший посол в Грузии Ованес Манукян рассказал о ноте МИД Армении грузинским коллегам. По его словам, армянская сторона знает, что произошло, из-за чего начался конфликт, но утверждать, что это случилось целенаправленно, не может. Во всяком случае, грузинские официальные структуры не смогли до конца прояснить ситуацию, считает Манукян.
С более жестким заявлением выступила епархия Армянской православной церкви в Грузии. «19 июля в 17:00 было совершено спланированное нападение на армянскую церковь «Сурб Эчмиадзин» в столице Грузии Тбилиси, мотивированное ненавистью на этнической и религиозной почве», – говорится в заявлении. Инцидент, как отметили в епархии, в определенной степени является результатом ненависти в отношении армян, тиражируемой некоторыми средствами массовой информации, а также рядом представителей Грузинской православной церкви. Епархия призвала правоохранительные органы Грузии должным образом квалифицировать указанные действия и расследовать их как преступление, совершенное на почве этнической и религиозной ненависти.
Православная церковь Грузии тоже откликнулась на инцидент и распространила свое заявление, в котором отрицается наличие этнического и религиозного компонента в происшедшем, и упор сделан на бытовом характере инцидента: «22 июля в Патриархии Грузии состоялась встреча между председателем отдела межцерковных связей митрополитом Зугдидским и Циашским Герасимом и предводителем епархии ААЦ в Грузии епископом Вазгеном Мирзаханяном. На встрече был обсужден инцидент, произошедший 19 июля возле армянской церкви в Тбилиси. Стороны отметили, что это противостояние не носит религиозный и этнический характер, с чем согласны представители почти всех НПО правозащитных организаций. Хотя есть и исключения, которые делают ничем не обоснованные и безответственные заявления, и это вызывает наше сожаление. Православная церковь Грузии осуждает инцидент, произошедший 19 июля, и призывает участвующие в противостоянии стороны к миру и спокойствию. Вместе с этим, она, как всегда, попытается способствовать урегулированию проблемы и мирному сосуществованию представителей всех религиозных течений», – говорится в заявлении.
Такую же позицию представил активист НПО «Община армян Грузии» Александр Оганян, который утверждал, что первоначальный спор произошел между служителем церкви и гражданкой Грузии армянской национальности и что часть участвовавших в нападении лиц также были армянами. «У армян Грузии есть реальные проблемы, насчет которых стоит говорить, но по отношению к ним Грузинская епархия ААЦ не проявляет ту активность, которую она проявила в данной ситуации, что вызывает наше недовольство», – озвучил позицию организации «Община армян Грузии» Александр Оганян.
Руководитель гражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян отметил, что нападения на церковь не было и произошедшее нельзя рассматривать как преступление на национальной или религиозной почве. По его словам, нападение было совершено на трех человек – священника Манука Зейналяна, директора отдела епархии по правовым вопросам и сотрудничеству Левона Исаханяна и его брата – завхоза Роберта Исаханяна. «Подобные инциденты точно не нужны ни Армении, ни Грузии, а кому именно они нужны – можно только предположить», – сказал Арнольд Степанян, отвечая на вопрос о том, выгодно ли это России.
Джавахкский активист Ваагн Чахалян от имени армян региона Джавахк (Джавахети) распространил заявление в связи с совершенным 19 июля нападением на армянскую церковь «Сурб Эчмиадзин» в Тбилиси. В заявлении, в частности, отмечается: «От имени армян Джавахка осуждаем совершенное 19 июля 2014 года нападение на армянскую церковь «Сурб Эчмиадзин» в Тбилиси. То, что средь бела дня со стороны нескольких десятков граждан совершено посягательство на армянскую святыню, является не только неприемлемым и достойным осуждения, но и наказуемым по закону».
Министерство внутренних дел Грузии расследует инцидент в рамках уголовного дела, возбужденного по статье о драке. Однако Грузинская епархия ААЦ утверждает, что инцидент произошел на этнической и религиозной почве, поэтому расследование дела должно вестись с этих позиций. Вместе с тем МВД Грузии заявило, что статья может быть переквалифицирована с учетом обстоятельств, которые будут установлены в ходе следствия.
Народный защитник Грузии Уча Нануашвили, комментируя произошедшее, отметил, что необходимо переквалифицировать статью. «В результате опроса, проведенного офисом народного защитника, и изучения видеоматериалов есть подтверждения, что, возможно, имели место хулиганство и насилие, совершенные организованной группировкой. Причинен ущерб здоровью людей», – отметил У. Нануашвили.
Как обычно, после подобных инцидентов начинают звучать версии о том, кому выгодно провоцировать напряженность и т.д. Прозападные СМИ Армении развернули кампанию по обвинению России в тайном подстрекательстве вражды между грузинами и армянами. Например, газета «168 жам» берет «быка за рога», не утруждая себя поисками каких бы то ни было доказательств: «На днях вечером группа лиц осуществила спланированное нападение на прихожан и духовных представителей армянской церкви «Св. Эчмиадзин» в Тбилиси. Разжигаемые в Грузии конфликты на национальной и религиозной почве выгодны в первую очередь России, которая для достижения всех своих целей владеет лишь одним методом – разогреванием замороженных конфликтов. Этот конфликт так же выгоден, как и активизировавшиеся стычки на армяно-азербайджанской границе, в результате которых каждую неделю погибают армянские военные». Примерно такую же тактику избрали и прозападные СМИ Грузии. Например, журнал «Табула» намекал на участие в инциденте представителей нынешней власти («солидно одетые мужчины»), которую данное издание традиционно подозревает в «исполнении заказов Москвы».
Более убедительной выглядит версия о том, что нападение на церковь «Сурб Эчмиадзин» является продолжением армянофобской кампании, проявления которой постоянно наблюдаются в Грузии. К сожалению, в этой кампании иногда участвуют некоторые священники и националистически настроенные граждане. Не исключено, что прозападные силы используют данные настроения для запугивания армянского населения Грузии. Как известно, среди национальных меньшинств страны (не только армян, но и азербайджанцев и других) весьма сильны настроения в пользу улучшения отношений с Россией, вплоть до участия Грузии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Это вызвано, в первую очередь, экономическими причинами и тем, что большинство этих граждан ездят на заработки в Россию, имеют там родственников и т.д.
Но на сегодняшний день национальные меньшинства в Грузии пассивны и, можно сказать, бесправны в политическом отношении. Даже в местах их компактного проживания непропорционально высокий процент в структурах власти занимают этнические грузины. А те представители меньшинств, которые все же попадают во властные структуры, как правило, лишены самостоятельности и не могут озвучивать мнение жителей регионов.
Впрочем, почти в той же ситуации находятся и многие рядовые грузины, которые тоже выступают за более тесные отношения с Россией. Особенно это касается сельских жителей, доходы которых напрямую зависят от российского рынка. Мнение грузинского населения в этом вопросе также игнорируется со стороны политической элиты страны, которая следует курсом т.н. евроатлантической интеграции.
Что касается Тбилиси и тбилисских армян, то приходится признать, что проблемы вокруг данной общины не решаются. Уже много лет продолжаются споры вокруг нескольких исторических армянских церквей, возвращения которых требуют местные армяне и епархия ААЦ, однако этот вопрос почти не сдвинулся с места. Как отмечалось выше, представители национальных меньшинств в процентном отношении присутствуют в органах власти и местного самоуправления намного меньше занимаемой ими доли в населении страны. Это подтвердилось и в результате недавних местных выборов. Например, в Тбилисском сакребуло (орган местного самоуправления) нет ни одного представителя национальных меньшинств, в том числе армян, которые занимают второе место по численности в столице после грузин. Все это прямо или косвенно способствует возникновению подобных инцидентов, один из которых произошел 19 июля.
Для того чтобы разрядить ситуацию в стране и обеспечить мирное сосуществование различных этнических групп, которые населяют Грузию, на наш взгляд, необходимо отказаться от практики игнорирования общественного мнения и одностороннего насаждения своей точки зрения, как это свойственно правящим кругам в Тбилиси. В их число входят не только официальные структуры и политические партии, но и многочисленные прозападные НПО, а также СМИ.
При этом нельзя сказать, что, например, газеты полностью игнорируют мнения, которые противоречат официальной позиции. Но подают их таким образом, что та же пророссийская позиция косвенно преподносится как мнение чуть ли не выживших из ума личностей. В результате здорового обмена мнениями в обществе не происходит, и накопившиеся обиды и агрессия проявляются в виде различных инцидентов, в том числе на национальной и религиозной почве.
Георгий Векуа, Тбилиси
Оставьте свои комментарии