Егия Нерсисян: Давайте вкладывать всю энергию и силу в создание стабильной, суверенной страны
Егия Нерсисян — член Всеармянского экологического фронта, общественный деятель. Родился в 1978 году в Алеппо, образование получил в армянской школе мхитаристов. С 2000 года живет в Армении, по первой профессии фотограф, ныне – активист движения по защите природы, человек, который обошел пешком всю страну. Известным его сделала борьба за спасение водопада Трчкан.
– Егия, расскажите о накопленных экологических проблемах в Армении. Как Вы сами пришли в экологическое движение, каковы были побудительные мотивы?
– Экологические проблемы страны многочисленны, и с каждым днем их становится все больше. К сожалению, системных перемен в этой сфере нет. Такое ощущение, что законы, которые принимаются в последнее время о разработке земель, имеют единственную цель – в ближайшие десять лет полностью уничтожить Армению. Если мы – армяне и хотим, чтобы наши потомки, не лично твои внуки и правнуки, а именно нация осталась жить и созидать на этой земле, пора проснуться и действовать. Если мы возьмем от природы все, что сможем, грубо говоря, проедим это, а земли превратим в пустыни, что останется нашим потомкам?
Вот есть острая проблема малых ГЭС, которые строятся бесконтрольно, в том числе на охраняемых территориях. Их экологические недостатки очевидны. Мы боремся за спасение самого высокого и многоводного водопада Трчкан на реке Чичхан, требуем от Министерства охраны природы прекратить там строительство малой ГЭС. Водопад включен в реестр памятников природы Армении, и, согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях», на территории, где он расположен, запрещается всякая деятельность, которая угрожает его сохранению.
Я 10 лет ездил по Армении: узнал самого себя, связал Армению с собственной судьбой. И когда однажды понял, что может исчезнуть водопад Трчкан, для меня стало очевидно: если любишь что-то, должен за это бороться. Но в последнее время, к сожалению, я мало занимаюсь своей профессиональной работой, которую очень люблю. Намного больше времени и сил отнимает политическая борьба.
– Вы сотрудничаете с другими гражданскими движениями в Армении или действуете самостоятельно?
– Наша гражданская инициатива – Предпарламент – с первого дня открыта для сотрудничества со всеми политическими силами, за исключением, конечно, властей. Но очевидно, что заинтересованных сторон немного, люди не выступают с гражданской инициативой. Что касается Всеармянского экологического фронта, то в Армении я не знаю другой группы, занимающейся экологическими проблемами, кроме группы «Защитим Техут». Они уже действуют в правовом поле, имеют юристов. С командой Никола Пашиняна, с «Гражданским договором» мы, члены Предпарламента, несколько раз собирались вместе – ищем грани сотрудничества. Общаемся с частью молодых активистов движения «Я против!». Но как организация, имеющая свою четкую программу, мы большую часть времени посвящаем нашему делу.
– Каков Ваш прогноз на предстоящую осень? Она будет жаркой в политическом смысле?
– Ситуация развивается так быстро, что никто не возьмет на себя смелость делать прогнозы. Очевидно, что политический котел сильно нагрелся и вода в нем кипит. И все же никто не может предсказать, что произойдет осенью внутри страны или
вовне.
– Вы сказали, что готовы сотрудничать со всеми политическими силами, за исключением власти. Кто Ваши союзники?
– Я думаю, что сегодня партия, политическая сила, которая продолжает верить, что может осуществить смену власти посредством выборов, заблуждается. Невозможно создать здоровое государство в прогнившей системе.
– Если невозможно добиться кардинальных или качественных перемен посредством выборов, то каким способом можно это сделать?
– Диктуя власти волю народа. Волю народа будет диктовать группа решительных, имеющих четкую программу людей. Как говорится в Конституции, власть принадлежит народу. Ее просто отняли у нее. Люди должны осознать это. Мы вовсе не рассчитываем на то, что вся нация поднимется на борьбу, нет. Но, например, Фидель Кастро, насколько я помню, совершил революцию с 82 соратниками.
– Сколько же членов в Предпарламенте?
– Поначалу нас было 33 человека, сегодня 23 или 24. Знаете, долгая борьба изматывает, и часть людей уходит. В разных областях, в городах у нас есть, наверное, 3000-4000 сторонников, есть офисы в Гюмри, Ванадзоре, группа единомышленников в Арцахе. Солидарные с нами люди, группы, с которыми говорим, сотрудничаем, поддерживаем связь, имеются.
– Активность ожидается осенью или весной?
– У нас есть свой четкий план, свой срок.
– Конечный срок – до 24 апреля?
– Дата еще не определена, но, да, примерно в это время.
– Недавно Вы ездили в Москву. Это была частная поездка или деловая, удалось ли достичь каких-либо договоренностей о сотрудничестве?
– Цель моих поездок всегда одна: информирование армянских общин. Они получают информацию только из интернета, а не из первых рук, диаспора не видит полной картины армянской действительности. На встречах задавались вопросы по поводу нашей политической деятельности, Предпарламента. Мы организовали просмотр нашего фильма об экологии «Ломающийся позвоночник Армении», который уже был показан во многих странах. Поездка, в общем, прошла нормально. Не оцениваю ее на «хорошо», потому что община большая, но на встречу пришли немногие. Но в любом случае большинство присутствующих задавали интересные вопросы, уже есть обратная связь с некоторыми из них, два человека приехали, хотят чем-то помочь, двое других приедут к концу августа, то есть, думаю, есть небольшой
результат.
– Как Вы считаете, каковы сегодня самые большие опасности, угрожающие безопасности Армении?
– Мне кажется, что безопасность нашей нации абсолютно не обеспечена. Например, отпрыск какого-то олигарха может застрелить невинного человека прямо на улице. Но главная опасность, угрожающая нашей нации, – ее исчезновение. Нет большей опасности, чем перестать существовать как нация. Даже если мы вернем Армению от моря до моря, но потеряем национальную идентичность, то кому это нужно?
– Сегодня некоторые прозападные организации в Армении ведут активную антироссийскую пропаганду. Угрожают ли антироссийские настроения национальной безопасности страны, находящейся лицом к лицу с Турцией?
– Есть те, кто сегодня ведет антироссийскую пропаганду или пропаганду антизападную. Я считаю, и те, и другие не понимают важности сохранения стабильности в Армении. Мы должны опираться на собственные силы, на наш народ и не бросать вызовы никому. Когда мы говорим о суверенной Армении, мы используем это слово, вполне понимая его смысл. Но это не значит, что мы говорим: русские или американцы, мы не будем сотрудничать с вами. Конечно, надо искать грани сотрудничества со всеми. Если у нас будет мощное суверенное государство – все будут считаться с нами, а если нет – все будут пытаться эксплуатировать нас. Поэтому я всегда призываю таких людей: давайте вкладывать всю энергию и силу в создание стабильной, суверенной Армении, а не в борьбу против русских, американцев или кого-то другого.
Беседу вел Артур Оганнисян
Оставьте свои комментарии