Почему премьер спешит с проведением досрочных парламентских выборов
С какой переговорной повесткой приедет в Ереван Владимир Путин?
Острый политический кризис в Армении вступил в заключительную фазу. Премьер-министр Никол Пашинян подал в отставку, чтобы осуществить свое давнее решение о проведении досрочных парламентских выборов уже в декабре нынешнего года.
Произошло это после ряда неоднозначных событий, поставивших страну на грань серьезных испытаний.
Кратко напомним канву событий. Все началось с того, что парламент подавляющим большинством голосов принял законопроект, сильно затрудняющий проведение досрочных выборов. Причем за этот документ голосовали не только члены Республиканской партии Армении (РПА), но и считающиеся союзниками новой власти депутаты от партии «Процветающая Армения» (ПА) олигарха Гагика Царукяна и АРФ «Дашнакцутюн». Противники Пашиняна воспряли духом, полагая, что следующим шагом может стать голосование, в результате которого премьер-министр будет снят со своего поста. Но такая эйфория «бывших» оказалась явно преждевременной. Во-первых, Пашинян прибег к испытанному и до сих пор безотказному методу мобилизации своих сторонников. Уже через пару часов после голосования десятки тысяч граждан окружили Национальное собрание и терпеливо ждали, чем завершатся переговоры премьера с лидерами парламентских фракций. «Мы намерены осуществить наш план (относительно внеочередных парламентских выборов. – А.Х.). Это – всенародное требование. Я с трудом представляю человека или людей, которые собираются препятствовать этому», – заявил при этом премьер-министр. Одновременно он снял с занимаемых постов всех руководителей ведомств и губернаторов, представляющих «Процветающую Армению» и АРФД. И уже тогда стало ясно, что решившаяся на свой, вероятно, последний бой оппозиция вот-вот дрогнет.
Кроме того, парламентарии упустили из виду, что принятый ими законопроект не станет законом, пока не будет подписан президентом Арменом Саркисяном. Президент же дал понять, что спешить не станет, а, пользуясь своим правом, направит документ в Конституционный суд, решение которого может быть отнюдь не в пользу оппозиции.
Весьма любопытно, что именно в это время президент, по данным газеты «Коммерсант», посетил с неофициальным блицвизитом Москву, встретился с главой МИД России Сергеем Лавровым и его замом Григорием Карасиным. По данным газеты, «в центре переговоров были российско-армянские отношения, ситуация в республике накануне возможных парламентских выборов и казус вокруг генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, в отношении которого новые власти возбудили уголовное дело». В свете этого тот факт, что Армен Саркисян не стал подписывать принятый парламентом законопроект, может свидетельствовать о том, что в Кремле спокойно воспринимают как сам факт досрочных выборов в Армении. так и то, что правящая доселе РПА, кстати – партнер «Единой России» (ЕР), в их результате неизбежно сойдет с политической арены, не набрав даже необходимых по новому Избирательному кодексу (его еще предстоит утвердить после экспертизы Венецианской комиссии) 4% голосов. С другой стороны, в парламенте должно быть представлено, как минимум, 4 политические силы, то есть теоретически шанс у РПА все же остается… Тем не менее, побывавший на днях в Ереване по приглашению Царукяна глава фракции ЕР в Госдуме России Сергей Неверов заверил олигарха, что и после выборов в Армении сотрудничество ЕР с ПА, насчитывающее вот уже 10 лет, продолжится. А вот РПА подобных заверений дано не было…
На этом фоне стало происходить то, что не могло не случиться – неожиданно возникшая «контрреволюционная» коалиция начала на глазах разваливаться. Первым резко сменил свою позицию именно олигарх Царукян. Он заявил, что всегда был сторонником произошедшей в стране «бархатной революции» и более того – являлся едва ли не одним из главных ее инициаторов. Вскоре Пашинян и Царукян подписали меморандум о проведении в декабре 2018 г. внеочередных парламентских выборов. ПА «в качестве содействующей революции силы» обязалась не выдвигать кандидатуру премьер-министра, не содействовать какому-либо кандидату в премьер-министры, не участвовать ни в каких инициативах по выдвижению кандидатуры премьер-министра. После этого стало ясно, что, лишившись поддержки достаточно солидной фракции, республиканцы уже не сумеют воспользоваться «технической» отставкой Пашиняна и перехватить власть. Это явно ввергло их в уныние, в РПА начались «разброд и шатание», и через пару дней около 20 депутатов-республиканцев выступили с заявлением, что они также поддерживают проведение внеочередных выборов.
Весь этот трагифарс заставил вице-спикера парламента, «твердокаменного» партийца Эдуарда Шармазанова с унынием признать, что он «уже не понимает, кто тут республиканец, а кто – нет». После чего последовало капитулянтское заявление РПА, в котором, в частности, говорится, что партия, по-прежнему полагая лучшим временем проведения парламентских выборов весну будущего года, тем не менее, «остается приверженной своей политике не препятствовать работе правительства» и выдвигать своего кандидата в премьер-министры не будет.
Здесь уместен небольшой экскурс в историю. 20 лет назад, когда президент Левон Тер-Петросян под давлением своих тогдашних соратников и российских генералов подал в отставку, будучи обвинен в «предательской позиции» по Карабаху, ведущая парламентская фракция «Армянское общенациональное движение» (АОД) распалась буквально в течение суток, а большинство ее депутатов сразу же перешли в патронируемую тогдашним могущественным министром обороны Вазгеном Саркисяном дотоле малочисленную Республиканскую партию. Некоторые из тех депутатов до сих пор являются «народными избранниками» и пожинают то, что некогда посеяли…
Теперь, после отставки Никола Пашиняна (который, заметим, остается и.о. премьер-министра), события должны развиваться согласно требованиям Конституции, в которой подобная ситуация предусмотрена. Национальное собрание дважды в течение двух недель не сможет выбрать главу правительства (ведь и сам Пашинян выставлять свою кандидатуру не станет), после чего в полном соответствии с законом будет распущено. Внеочередные выборы должны будут пройти не ранее чем через тридцать и не позднее чем через сорок пять дней после этого. То есть максимум через 45 дней после 16 октября должны быть назначены внеочередные выборы.
Все это, впрочем, не дает ответа на вопрос: почему премьер-министр так спешит с проведением внеочередных выборов до конца нынешнего года, причем ради этого идет даже на определенный риск? Расхожее объяснение состоит в том, что новая власть опасается падения своего рейтинга, что, якобы, неизбежно должно произойти со временем из-за возможных грядущих экономических трудностей и ухудшения жизни населения. В таком случае «команда Пашиняна» может потерпеть поражение в ходе выборов. Именно такой логикой, насколько можно судить, руководствовались парламентарии, принявшие более чем спорный законопроект. Но, думается, это объяснение отнюдь не исчерпывающее. Есть, на наш взгляд, у происходящего куда более серьезные и глубокие причины, далеко выходящие за рамки привычной парадигмы лежащих на поверхности внутриполитических обстоятельств.
Кое-что в этом смысле объясняет недавнее интервью агентству Bloomberg экс-президента Роберта Кочаряна, в «закулисной деятельности» которого сторонники новых властей всегда видели «главную опасность для революции». Так вот, Кочарян заявил, что на пост премьер-министра не метит и ни в каких выборах участвовать не намерен, хотя ранее ходили упорные слухи, что он стремится создать новую партию и побороться за места в парламенте. Но такой шаг «не может быть самоцелью», и свою главную задачу на данный момент второй президент видит, в первую очередь, «в озвучивании проблем» – то есть в том, чем занимается в Армении любой гражданин страны. Говоря же о новых властях, он сказал, что «если экономика будет расти двузначными цифрами, а безопасность Карабаха будет обеспечена», то это станет их «блестящим достижением». А вот если по данным позициям наметится «ухудшение», то это будет уже совершенно «другая ситуация».
Казалось бы, ничего особенного Кочарян не сказал, и без того понятно, что именно положение в экономике и ситуация в Карабахе будут оказывать на рейтинг власти критически важное влияние. Но вспомнил Кочарян о Карабахе, полагаем, совсем не случайно.
Как известно, в Армении ждут официального визита Владимира Путина. Эта поездка уже анонсирована Кремлем, и предполагается, что российский лидер посетит Ереван в начале будущего года, то есть уже месяца через 3-4. И в этой связи очевидно, что Никол Пашинян должен встретить Владимира Путина уже не в качестве главы «временного правительства», не имеющего к тому же тотальной поддержки в Национальном собрании, а полноценного в политическом смысле руководителя, способного решать любые требуемые вопросы. Также очевидно, что Владимир Путин приедет в Армению, где неоднократно бывал, отнюдь не для ознакомления с красотами страны и не для «проходных» переговоров с Пашиняном. Между ними на разных площадках уже состоялось несколько встреч, были обсуждены многие вопросы, в том числе – двусторонних отношений, и, в конце концов, всегда есть возможность продолжить диалог в подобном формате. На этом фоне официальный визит Путина может означать, кроме всего прочего, что новый статус нужен Пашиняну потому, что глава России приедет в Ереван с весьма и весьма серьезной повесткой, относящейся, в первую очередь, к проблемам регионального порядка.
Речь, полагаем, пойдет, например, о давнем и нескрываемом стремлении России видеть Азербайджан в составе ЕАЭС и ОДКБ. Кстати, в Баку, где к подобной перспективе всегда относились более чем скептически, в последнее время открыто заговорили о подобной возможности. Но тут возникают сразу два фундаментальных препятствия. Первое состоит в том, что Ереван, как член указанных организаций, где решения принимаются консенсусом, может заблокировать вступление Азербайджана. Как сказал в этой связи сам Пашинян, мы не видим в составе ЕАЭС и ОДКБ страну, обстреливающую наши населенные пункты. То есть если война на границах и в Карабахе завершится, у Армении не будет оснований блокировать намерения Баку. Однако совершенно ясно, что Азербайджан постарается как можно дороже продать свое согласие на участие в российских интеграционных процессах. И совсем не исключено, что заплатить при этом придется Армении и Арцаху.
Речь может пойти о начале процесса реализации небезызвестных «Мадридских принципов». Последние, напомним, предусматривают поэтапный вывод армянских подразделений из районов вокруг бывшей НКАО, введение в зону противостояния международного миротворческого контингента, возвращение беженцев-азербайджанцев на освобождаемые территории, а затем – и в Шуши. Взамен Баку должен дать согласие на проведение в «разумные сроки» в Арцахе (только в Арцахе, а не на всей азербайджанской территории, как они сейчас настаивают) референдума о статусе края, имеющего юридически обязывающий результат. При этом число голосующих армян и азербайджанцев должно быть представлено в пропорции, существовавшей до 1988 года – то есть 75% и 25% соответственно. Понятно, что это заведомо предопределяет результаты голосования, с чем до сих пор и не может согласиться Баку.
Именно для того, чтобы начать обсуждение этой более чем чувствительной и болезненной темы, причем не только с лидером России, но и с армянским обществом, включая диаспору, Пашиняну и требуется как можно раньше «твердо встать на ноги» в политическом смысле слова. А о том, что комплекс этих вопросов, скорее всего, будет стоять на повестке, уже свидетельствуют некоторые косвенные, но многозначительные признаки. Супруга премьер-министра, Анна Акопян, часто выступает с призывами к миру «как женщина и мать солдата, служащего на передовой в Арцахе». Она организовала движение «Женщины за мир», к которому присоединились (и это важно отметить) некоторые видные представители российской общественности, в частности, например, известный прозаик Людмила Улицкая и лидер партии «Женский диалог» Елена Семерикова.
Несколько недель назад Анна Акопян с женщинами-единомышленницами из России побывала на линии соприкосновения в Арцахе и выступила с призывом к миру, адресовав его «всем сторонам конфликта». И, кстати, гостей сопровождали при этом президент НКР Бако Саакян и министр обороны Левон Мнацаканян. Что автоматически выводит произошедшее за рамки сугубо «общественного» мероприятия. Кстати, Анна Акопян призвала своих российских гостей посетить также Азербайджан и выступить с призывом к миру уже с противоположной стороны фронта. Да вот только удастся ли это, ведь Баку немедленно вносит в свой «черный список» всех иностранцев-гостей Карабаха. И если на сей раз такого не произойдет, это будет означать, что ситуация действительно начинает меняться. Впрочем, пока в Баку называют действия Анны Акопян «глупостью и провокацией». А это означает, что Владимиру Путину надо бы, в первую очередь, найти точки согласия с Ильхамом Алиевым и лишь затем уже ставить известные требования перед Николом Пашиняном…
Армен Ханбабян
Оставьте свои комментарии