Ростовские армяне отмечают юбилей
18 ноября Ростовская региональная общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» отметит свое 30-летие
«Беру на себя смелость утверждать, что наша община одна из старейших общественных национальных организаций современной России. Но убежден и в том, что она и одна из самых молодых по духу, самых энергично развивающихся общественных образований Ростовской области, а может, и страны», – говорит председатель правления донской армянской общины, депутат Законодательного собрания Ростовской области Арутюн Сурмалян.
«Чем старше мы становимся, тем опытнее, тем мудрее. За эти 30 лет, расширяя спектр поставленных задач и планов, воплощая их в жизнь, мы не только не утратили авторитет, завоеванный прошлыми поколениями донских армян, но утверждаем его ежедневно своим трудолюбием и преданностью к донскому краю, к России в целом. Мы очень дорожим сложившимся за многие годы добрым отношением к нам со стороны жителей нашей области», – произносит, подтверждая слова председателя общины, ее исполнительный директор Сергей Свядов.
Действительно, за годы своей деятельности община крепко и прочно вросла в общественную жизнь Дона новейшего периода, стала ее непременной и несомненной частью.
Впрочем, факт этот был предопределен всей историей становления и развития области.
Одно из самых мощных и несомненных достоинств Ростовской области – ее многонациональность. Жителям области нравится восклицать, радуясь чему-то, по-казачьи – «Любо!». Поднимая бокалы за праздничным столом, произносят нередко на идиш – «Лехаим!» («За жизнь!»). А здороваясь, часто произносят по-армянски – «Барев! Вонцес?» («Привет! Как дела?»). Переводить эти фразы на русский в Ростове не приходится. Всем все и так понятно. Как знают жители области (учили в школе и вузах историю родного края, просто внимательно слушали рассказы старших), что когда-то земли, где ныне разместилась Ростовская область, именовались Диким полем, с его разнообразием цветов, с многотравием. Степное пространство уступило, под натиском урбанистических претензий, место человеку сравнительно недавно. Поначалу (в 1749 году) рядом со спорадически рассеянными вдоль правого берега Дона рыбачьими казачьими поселениями была выстроена по указу императрицы Елизаветы Петровны крепость, получившая имя в честь святителя Димитрия Ростовского. А спустя еще тридцать лет в нескольких верстах от крепости обосновалась большая группа крымских армян. Никто тогда не мог и предположить, к какому экономическому, а следом и культурному расцвету приведет впоследствии этот их приход на донскую землю...
Родовые корни донских армян тянутся к городу Ани – столице царства Багратидов. Оттуда они, из-за постоянных и жестоких набегов турок-сельджуков, были вынуждены перебраться сначала в XI веке в Астраханское ханство, а позже на полуостров Крым. И жили они там, обрабатывая земли, сажая сады, строя дома и церкви, ведя довольно успешно торговлю с другими причерноморскими (и не только причерноморскими) странами на протяжении пяти веков.
Пока... не заработал «механизм» гигантского исторического колеса. 9 марта 1777 года императрицей Екатериной II был подписан указ, включавший следующее положение: «Тех живущих в Крыму греков и армян, которые по доброй воле согласятся отдаться под наше покровительство и пожелают переселиться... принять с любовью... чтобы эти переселенцы со дня вступления в наши пределы не только не ощущали нужду в съестных припасах... надо приложить все средства, имеющиеся в руках, чтобы христиане добровольно соглашались покинуть Крым и переселиться в Азовскую и Новороссийскую губернии».
И люди целыми городами и деревнями сдвинулись с места... Это было тяжелое переселение. Для маленького отдельно взятого человека – крайне мучительное. Люди мерзли, голодали, гибли в пути... Но для Российской империи этот проект обернулся огромными выгодами. Прибегнув лишь к тонкой дипломатической игре, создав атмосферу поощрения (на новых местах переселенцев обещали наделить щедрыми льготами) и запугивания (говорили, что владевшие в то время Крымом татары-мусульмане рано или поздно начнут притеснять беззащитных христиан), Екатерина II, переселив армян и греков, ослабила экономически Крымское ханство, привела его к разорению. Так без сражений и кровопролитий полуостров, как и планировалось, позже был присоединен к России. Так в Россию пришли для заселения и освоения пустынных южных степей трудолюбивые и мирные народы...
Об этом историческом отрезке советская писательница, нахичеванка по линии матери Мариэтта Шагинян пишет: «На пустынную территорию приглашаются государством группы иноземцев, приглашаются с поклоном, с посулами – дать денежную помощь, дать привилегии – свободу от налогов, от наборов в солдаты, свое городское управление, свое судопроизводство и школы на родном языке – только вселяйтесь, милости просим. Почему? Потому что вас приглашают как умелые руки – стройте дома, города, разбивайте сады, культивируйте землю, налаживайте торговлю и торговые связи, насаждайте ремесло, какому сведущи, – топите сало, тяните кожу, отливайте свечи, разводите шелкопрядов, тките шелк... И приглашенные на пустые земли строят, создают, налаживают, торгуют, становятся в некотором смысле «цивилизаторами».
Армянские переселенцы из Крыма на Дон основали город Нор-Нахичеван (генеральный план и герб города с изображением улья и пяти пчел, символизирующих трудолюбие армян, был утвержден Александром I в 1811 году) и пять армянских сел – Чалтырь, Топти (Крым), Султан Салы, Мец Салы, Несвитай.
Так волею судеб армяне наравне с казаками и сделались коренным населением края, способствовали его освоению, а позже и процветанию. Поэтому, празднуя 30-летие своей общественной организации, донские армяне в то же время считают эту землю изначально родной. В донскую землю они вкладывали столько эмоциональных и физических сил, здесь они пролили столько трудового пота, что, когда пришла на эту землю война, армянские старики благословили на защиту отчизны тысячи своих сыновей. Далеко не все вернулись в родные дома...
Вот отчего, говоря о 30-летии общины, ростовчане (безотносительно национальной принадлежности) понимают с абсолютной ясностью и четкостью: речь идет не о самом факте существования в Ростовской области донской армянской общины, а лишь о дне рождения РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община». И это тоже прекрасная, жизнеутверждающая дата! Она свидетельствует о возрождении национального самосознания среди армян Дона, о возвращении их к забытым за годы советской власти традициям и обычаям предков.
Нонна Мирзабекова
Оставьте свои комментарии