N 06 Апрель (16-30) 2006 года.

Турция получает доход от исторических памятников уничтоженных ею народов

Просмотров: 7165

Этнические чистки, как свидетельствует история, всегда сопровождаются экспроприацией ценностей репрессируемых народов и религиозных общин. Турция в 1915-1925 годах разграбила христианские, в том числе армянские и греческие, реликвии на многие десятки миллиардов долларов.

Этнические чистки, как свидетельствует история, всегда сопровождаются экспроприацией ценностей репрессируемых народов и религиозных общин. Турция в 1915-1925 годах разграбила христианские, в том числе армянские и греческие, реликвии на многие десятки миллиардов долларов. Международные гуманитарные организации и источники в ЮНЕСКО сообщают, в частности, об экспроприации Турцией в тот период греческих и армянских ценностей на общую сумму минимум в 60 миллиардов долларов в текущих ценах. Сюда входят, например, уникальные исторические памятники древнегреческих и древнеармянских государств, иконы, драгоценности, рукописи и т.п. Вероятно, именно поэтому Турция до 1948 года обходилась без крупных зарубежных кредитов и займов…
После кабального Брестского мира с Советской Россией (1918 г.) осквернению и разграблению подверглись десятки тысяч могил русских воинов, погибших в XIX веке за освобождение Западной Армении от турецкой оккупации. По требованиям СССР Турция в 1946-1953 годах вернула в Армянскую и Грузинскую ССР прах около 7 тысяч русских солдат и офицеров, но большинство этих останков были осквернены турками.
По советским данным, объём украденных из захоронений ценностей составлял до 10 миллионов рублей в ценах 1951 года. А по оценке эмигрантского Русского Общевоинского Союза – около 16 миллионов «сталинских» рублей.
После кончины Сталина СССР радикально изменил свою «турецкую» политику. Русский Некрополь на востоке нынешней Турции был предан забвению. А те восточно-турецкие районы, где сохраняются следы геноцида армян и осквернения русских кладбищ, по-прежнему закрыты для иностранцев. Только с 2003 года, по словам посла Турции в РФ Куртулуша Ташкента, «некоторые ведомства Турции выделяют деньги на реставрацию памятников армянской и греческой культуры на востоке и севере Турции…».
В последнее время и Греция, и зарубежная греческая диаспора требуют от Турции компенсаций за геноцид греческого населения черноморских районов и за создание в «очищенных» регионах фешенебельных курортов (Анталья, Белек, Смирна, Кемер). Иск примерно в 10 миллиардов долларов уже подан в Европейский Суд, но Турция пока отказывается обсуждать эту проблему. Между тем, среднегодовые доходы Турции от «интуризма» только в ее приморских регионах, по данным посольства Турции в РФ, превышают 10 миллиардов долларов.

По оценкам германского археолога и историка Эбергардта Пауля, в 1910-1950-х годах с территории нынешней Турции было вывезено за рубеж и продано на аукционах в Великобритании, Италии, Франции, Швейцарии и США самое меньшее свыше 10 тысяч христианских и языческих ценностей – преимущественно греческих и армянских. Многие подлинные памятники эллинизма и греческого православия в бывшей «греческой» Турции заменены копиями или фальсификатами. Впрочем, делались попытки сбыта и «малоазиатских» подделок: в конце 1920-х - первой половине 1930-х годов во Франции, Швейцарии и США вспыхивали скандалы из-за реализации на тамошних закрытых аукционах поддельных памятников, ювелирных изделий, монет и рукописей якобы из «греческой» Турции и древнеармянского государства Урарту (на востоке нынешней Турции).
Пауль так писал об этом бизнесе: «Первая причина ажиотажа вокруг историко-археологических подделок – цены, подчас выражающиеся в астрономических цифрах, охотно выплачиваемые специалистами и коллекционерами за якобы уникальные аксессуары. Вторая причина – вожделения неискушенного обывателя: дескать, знатоки ошиблись, а я знаю истину. В любой день в продаже могут появиться уникальные предметы, но не исключено, что нас заманит в ловушку грубая или весьма искусная мистификация. Так как постоянно растет спрос, в том числе туристический, на подлинную эстетику, а ее предложение недостаточное, «деловые» люди быстро находят выход…».
Историк православия Владимир Василик говорит: «После войны Греции с Турцией последовал геноцид малоазиатских греков, в котором погибло около миллиона человек (1923-1925 гг.) и были уничтожены или проданы за рубеж уникальные реликвии малоазиатского эллинизма и греческого православия. 1974 год – вторжение турецких войск на север Кипра: 20 тысяч киприотов-христиан убито, около 200 тысяч изгнано, почти все церкви на оккупированной части острова превращены в мечети, а православные святыни и украшения (иконы, фрески, рельефы и т.п.) разрушались, осквернялись или продавались за рубеж…».
По данным ЮНЕСКО 1974 года, из уцелевших на востоке нынешней Турции к 1916 году 913 армянских исторических памятников 464 были полностью уничтожены, 252 превращены в руины, а 197 нуждаются в срочной реставрации.
Официальная Анкара весьма скупо предоставляет данные о числе и состоянии армянских церковных памятников и реликвий. Изучение историко-культурных ценностей затруднено во многих восточных провинциях Турции, так как там с 1987 года действует особый военно-пропускной режим, запрещающий посещение территорий, где находятся армянские памятники.
Как писал корреспондент британской газеты «Индепендент» Уильям Талримпел, «ни один турецкий или иностранный ученый не рискнет проводить собственные археологические исследования исконно армянских районов Турции.
Один британский археолог (который, как и почти все, с кем я говорил об этом, попросил не называть его имени) сказал: «Невозможно исследовать армянские местности в Турции. Официально таковых не существует и вовсе не существовало. Если, например, попытаешься получить разрешение на самостоятельные археологические изыскания или выяснять судьбу реликвий не только армянского, но и греческого христианства, подвергнешься преследованиям».
В подтверждение этих слов можно привести много фактов. Так, французский историк Ж.-М. Тиери в 1975 году был задержан при составлении плана полуразрушенной армянской церкви вблизи озера Ван: его доставили в полицейский участок, где 3 суток жестоко «допрашивали». Он был освобожден под расписку и ухитрился покинуть Турцию, хотя заочно его приговорили к 3 месяцам каторжных работ.
Французский ученый, изучавший «восточнотурецкие» церкви, признался историку Стивену Камаджяну (Канада): «Турки оплачивают расходы за проживание и на археологические изыскания до тех пор, пока я обнаружу то, что они желают. То есть я должен заявить, что эта или та – именно турецкие церкви. Иначе мне не поздоровится…».
Иными словами, дивиденды на трагедии «отверженных» народов – это бессрочная политика…

Алексей Балиев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек