N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

«США на Кавказе – это нам НАТО?!»

Просмотров: 5416

Эксклюзивное интервью зам. председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктора Илюхина о политике России на Кавказе и о стратегических партнерах

— Виктор Иванович, не складывается ли у Вас впечатление, что Россия «забыла» Армению, а, скажем, с Азербайджаном отношения становятся с каждым днем теплее?

У нас с Арменией добрые отношения. Тем более, что русские и армяне - христиане. Это наши давние традиции уважительно относиться друг к другу. Но я бы слукавил, если бы не напомнил: Армения одна из первых провела референдум о выходе из состава СССР. Мол, нас по всему свету много – сильнейшие диаспоры в США, Канаде, Франции – и «заграница нам поможет». Забыли только, что газ, нефть, электричество оттуда никто в Ереван не поставит.

Эксклюзивное интервью зам. председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктора Илюхина о политике России на Кавказе и о стратегических партнерах

— Виктор Иванович, не складывается ли у Вас впечатление, что Россия «забыла» Армению, а, скажем, с Азербайджаном отношения становятся с каждым днем теплее?

У нас с Арменией добрые отношения. Тем более, что русские и армяне - христиане. Это наши давние традиции уважительно относиться друг к другу. Но я бы слукавил, если бы не напомнил: Армения одна из первых провела референдум о выходе из состава СССР. Мол, нас по всему свету много – сильнейшие диаспоры в США, Канаде, Франции – и «заграница нам поможет». Забыли только, что газ, нефть, электричество оттуда никто в Ереван не поставит. И дорогу по воздуху не вымостит. Жить-то придется, как и прежде, в соседстве с Россией. Тем более, что экономика Армении, как и других соседних республик, была интегрирована в экономику всего Союза… Я хорошо знаю Левона Тер-Петросяна. К сожалению, он проводил откровенно проамериканскую политику. Это нас разъединило во многом тогда. Но сегодня идет переосмысление наших отношений, и в первую очередь в Армении.

— Но из-за Кремлевской стены на Армению сегодня смотрят как-то прохладно, нет? Во всяком случае, не ощущается внятной активной позиции.

На мой взгляд, в Кремле рассуждают так: Армения пока не проявляет агрессивности и напрямую не заявляет о вступлении в НАТО или в другой военный блок. Вот и славно. Посмотрим, что дальше будет. Армения потерпит и не станет делать жестких антироссийских шагов, потому что у нее существует карабахский конфликт – вот пусть они с Азербайджаном и разбираются. Я считаю, это недальновидная политика Москвы. У нас есть в Армении свой интерес. Там есть наша военная база. Правда, всего две – две с половиной тысячи человек – конечно, ее стратегическая роль небольшая. Но наше правительство и президент правильно делают, что не выводят эти войска. Хотя я беспокоюсь, как бы турки не вырезали наших ребят. Но вряд ли до этого дойдет – пока с Турцией у России отношения нормальные. Но если наращивать численность войск на базе в Армении – можно поссориться. А у Турции вторая по мощности армия в НАТО.

— НАТО, похоже, подберется еще ближе к российским рубежам, если его базы будут размещены в Грузии…

Надо было бороться за Грузию, драться даже. А мы вяло сказали: «Ай, как вы нехорошо поступаете!» Подлетное время ракеты с территории Грузии к нашим стратегическим объектам - 5-6 минут. Российские части ПВО на Северном Кавказе со стороны Каспия ничтожны, разрознены. А кто теперь помешает США разместить в Грузии свои ядерные ракеты? Никто! Американцы очень хорошо поработали с Саакашвили. И перетянули его на свою сторону. Да он и сам был рад. Нынешний президент Грузии человек энергичный, горячий, да и только.  А вот озабоченности за судьбу своей родины у него нет. Как нет опыта политической деятельности. Неужели Саакашвили так наивен, что думает, будто США будут вечно кормить Грузию?

А нам надо было сказать и США, и Грузии: не потерпим! Как? Прекратим работу грузинского капитала в России. Это - самое уязвимое место. Если совсем перекрыть кислород – я уверен, грузинские бизнесмены сами так бы Саакашвили задницу крапивой надрали, а то и вообще скинули. Грузины каждый год вывозят из России десяток миллиардов долларов. Нет бы сказать им: раз вы сильные, самостоятельные – вот и работайте в Грузии, в стране, где в домах лифты не работают и продукты надо запасать на неделю вперед. А перед угрозой размещения натовских баз можно было бы вообще отказаться от поставки энергоносителей. Грузия – наше самое слабое звено на Кавказе.

Я не думаю, что Армения вступит в НАТО. Это политически невыгодно, и положение в Грузии – тому пример. И для США Армения менее привлекательна по своему географическому положению, чем Грузия.  Наши действия в этом регионе ограничиваются проведением оперативных мероприятий. Выехали, поскакали, встретились, постреляли. Преступно забывать, что Кавказский регион - наш выход на юг, к Ирану. С ним мы в первую очередь находили понимание по использованию Каспия. Если бы мы видели перспективу, то строили бы автомобильные и железные дороги через эту страну к Индийскому океану. В связи с этим вспомним Азербайджан. Нефтепроводы идут из Азербайджана через Россию. К тому же в Сумгаите хорошо развит выпуск оборудования по разведке и эксплуатации нефтяных и газовых запасов. Например, прокат труб, их России не хватает.

Есть и военный аспект наших стратегических интересов в Азербайджане. Недалеко от Баку расположена наша радиолокационная станция слежения за подводными лодками НАТО в Индийском и Атлантическом океанах.

— Видимо, из-за своих интересов в Азербайджане Кремль и опасается в карабахском вопросе встать на сторону Армении?

Надо понимать: у нас с Азербайджаном единая граница. Кроме того, в Дагестане живет огромное количество лезгинов – их много и в северной части Азербайджана. Кремль не хочет дополнительных конфликтов. С Алиевым дружба вроде бы крепчает. Может, поэтому более лояльные отношения именно с Азербайджаном.

Начинает образовываться Черноморско – Балтийская дуга: Прибалтика, Украина, Молдавия и Азербайджан.   Это буферная зона, которая будет отделять Россию от всей Европы. Но и с Арменией у нас должны быть тесные военные, экономические и политические связи. Без этого Россия рискует потерять старого испытанного союзника. Но уже хорошо, что российское правительство откликнулось на просьбу Армении и восстанавливает железнодорожное сообщение с республикой. Есть у нее и еще одна проблема, с которой могла бы помочь Россия. Армения сегодня серьезно нуждается в энергоносителях. Это было понятно еще с начала 90-х годов, когда было заморожено строительство атомной электростанции, якобы из-за сейсмоопасности района. Сегодня вроде бы есть понимание, что надо достраивать электростанцию.

— Некоторые утверждают, что Россия проводит по отношению к Армении «имперскую политику». Вы согласны?

Армения сама пошла на то, что мы купили их предприятия. С одной стороны, это России выгодно: наша собственность, присутствие. Влияем на политику. Но с другой стороны, эти предприятия надо запустить, найти сырье, рабочую силу, сбыт. Это обуза. Однако хотелось бы создать единое экономическое пространство, а затем выходить на единое оборонное пространство. Далее, возможно, политическое. Конечно, сразу это не получится. Но главное – изменение в отношении к этому вопросу самого армянского народа. Новая политическая элита обогатилась на независимости. А народ не может свободно торговать. Люди и в Армении, и в Грузии говорят: мы хотели жить и работать вместе. В Армении чуть ли не половина населения выехала за рубеж: 4 млн человек. В России огромная диаспора под Ростовом. На Северном Кавказе. Увы, в России немало непорядочных бизнесменов, которые могут приехать в Армению, скупить там какой-то бизнес и беспардонно перепродать.

— Вы заглядываете так далеко вперед, говорите о едином экономическом и политическом пространстве, а тем временем сегодня представителей Карабаха не пригласили на встречу непризнанных государств – Абхазии, Осетии, Приднестровья.

Фактически Карабах сегодня присоединен к Армении. Нельзя, чтобы эта территория вернулась в мятежное состояние. Для Карабаха невыгодно ссориться с Арменией и Азербайджаном.

— Не секрет, что Армения находится в окружении не слишком дружественно настроенных к ней государств. Есть ли какие-то возможности по деблокированию Армении?

Я не понимаю, что такое «деблокирование Армении»: газ идет, свет идет. Мы с Чечней не можем разобраться, с Ингушетией. Потерпите немножко, пожалуйста. Я искренне говорю. Давайте торговать. Армянский бизнес – это умные люди, сильная диаспора. Придет время, я уверен, мы снова будем вместе. Национальный вопрос пострашнее ядерного оружия, если его используют для разобщения народов. 

Не могу не сказать об армянском коньяке. Недавно дегустировал 20-летний коньяк, понравилось, жаль только, что марка продана французам, а не России.

Беседу вел

Валерий Булдаков,

специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек