N 12 (107) Август 2006 года.

Грузия становится заложником азербайджано-турецкого союза

Просмотров: 5877

Интервью с экспертом аналитического центра «Кавказ», доктором исторических наук Павлом Чобаняном

— Есть ли проблемы в армяно-грузинских отношениях и в какой степени они зависят в свою очередь от отношений России и Грузии?

Армяно-грузинские отношения всегда были, в основном, позитивны. Но с годами в них появились острые проблемы.Первый эпизод армяно-грузинского противостояния — это судьба армянской общины Абхазии и ее поддержка абхазов, когда те объявили о своей независимости от Грузии. Грузины видят в этом вину армянского населения Абхазии, а среди абхазского населения пытаются посеять недоверие к армянам, разжигая тем самым межнациональную рознь.

Интервью с экспертом аналитического центра «Кавказ», доктором исторических наук Павлом Чобаняном

— Есть ли проблемы в армяно-грузинских отношениях и в какой степени они зависят в свою очередь от отношений России и Грузии?

Армяно-грузинские отношения всегда были, в основном, позитивны. Но с годами в них появились острые проблемы.Первый эпизод армяно-грузинского противостояния — это судьба армянской общины Абхазии и ее поддержка абхазов, когда те объявили о своей независимости от Грузии. Грузины видят в этом вину армянского населения Абхазии, а среди абхазского населения пытаются посеять недоверие к армянам, разжигая тем самым межнациональную рознь.

Крепнущий национализм в политике грузинских властей создал очаги этнического противостояния. Издаются книги и статьи, в которых армяне обвиняются в недоброжелательном отношении к Грузии. Одна из целей такой политики - ассимиляция армянского населения, которое постепенно меняет свои фамилии на грузинские (или, в грузинской интерпретации, «восстанавливает» их), пытаясь избавиться от тяжести этнической дискриминации.

Еще один очаг противостояния в армяно-грузинских отношениях возник в Джавахетии и из-за растущего давления грузинских властей на армянское население этого края. Проблема Джавахетии тесно увязана с множеством других: с соблюдением прав национальных меньшинств в Грузии, выводом российских военных баз из Ахалкалаки, требованием Совета Европы о возвращении турок-месхетинцев в Грузию, перспективами строительства в обход Армении железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Поэтому любое отстаивание своих прав населением Джавахетии вызывает отрицательную реакцию в грузинской прессе, у общественности и государства. В сознании грузинского народа пытаются сформировать образ врага в лице армян.

Первый съезд демократического объединения «Единый Джавахк», состоявшийся недавно, выступил с заявлением, в котором было выражено негативное отношение к строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Реакция грузинской прессы не заставила себя ждать: сообщения о съезде сопровождались недоброжелательными комментариями по отношению к Армении. Грузинская пресса кипела: «Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что оно отражает отношение и позицию определенных политических сил Армении». В газете «Хвалиндели дге» появилась провокационная статья, где утверждалось, будто «Россия в Ахалкалаки продает вооружение, привезенное из Цхинвали».

Есть определенные проблемы, связанные с деятельностью Армянской Церкви в Грузии: конфискацией имущества армянских церквей, отказом в предоставлении правового статуса епархии Армянской Церкви.

— Почему Нагорно-Карабахская Республика не присоединяется к соглашению непризнанных республик — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья? Вызвано ли это позицией Еревана, не желающего портить армяно-грузинские отношения?

В армяно-грузинских отношениях это обстоятельство также может играть роль. Но в отличие от Абхазии и Южной Осетии, которые ведут прямой диалог с Грузией, Нагорный Карабах более стеснен в сфере внешних отношений, и переговоры с Азербайджаном фактически ведет не президент Нагорного Карабаха, а президент Республики Армения. В соответствии с этим конфликт воспринимается не как конфликт между НКР и Азербайджаном, а как конфликт между Республикой Армения и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Если в Абхазии и Южной Осетии миротворческую миссию осуществляют Российские вооруженные силы по известному соглашению и определенной квоте, то гарантом безопасности в Нагорном Карабахе являются собственная армия и Республика Армения.

— Как Вы оцениваете заявление премьер-министра Грузии Ногаидели о том, что в Грузии не будет новых автономий?

В ситуации с Грузией требования об уважении прав населения Джавахетии воспринимаются именно как борьба за автономию. Однако подобного требования нет в заявлении организации «Объединенный Джавахк», на которое отреагировал Ногаидели. Он, очевидно, исходил из адресованного центральным властям призыва «в ближайшее время регламентировать механизмы использования армянского языка в административном делопроизводстве и системе образования в качестве равноправного и альтернативного сохраняющему статус единственного государственного грузинскому языку».

Считаю, что следует разрешить ведение делопроизводства на языке местного населения на сельском, районном или областном уровне. Это может поднять веру народа в государство и больше укрепить его позиции.

— Какова динамика грузино-азербайджанских отношений?

Ведя борьбу за существование, Грузия никогда не стремилась обострять отношения с соседними мусульманскими странами, лавировала между ними, чтобы свести потери к минимуму. Иногда это удавалось.

В последние годы грузинские власти, провозгласив себя стратегическими партнерами США, Турции, Украины и Азербайджана и, наоборот, противостоя России, пытаются создать экономически и политически выгодную ситуацию для решения своих внутренних задач. В условиях армяно-турецкого и армяно-азербайджанского конфликта Грузия выступает как транспортный коридор Восток-Запад. Грузинские власти привлекли по экономическим договорам крупные турецкие инвестиции в Грузию. Поддерживая военно-экономическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном, Грузия сошлась с ними и политически. Оставаясь основным транзитным звеном энергоресурсов для Армении, Грузия вынуждена идти навстречу требованиям Азербайджана, который, например, запретил ввоз нефтепродуктов в Грузию, объяснив это тем, что часть их предназначена Армении.

Азербайджан недавно заявил устами одного из депутатов парламента (Милли меджлиса), что выступает против открытия Абхазской железной дороги, так как это предоставит Армении возможность непосредственной связи с Россией. Сейчас железнодорожное сообщение Грузии с Россией также осуществляется через азербайджанскую железную дорогу в связи с закрытием абхазской линии.

Таким образом, Азербайджан не только начинает активно вмешиваться во внутренние дела Грузии, но и использует для этой цели силы и возможности азербайджанской общины, живущей на южной границе Грузии. Особенно активно выступает «Национальная ассамблея азербайджанцев Грузии» и ее председатель Дашгын Гюльмамедов. Очевидно, это давление может постепенно нарастать, Грузия вынуждена будет идти на все большие уступки турецко-азербайджанской стороне, особенно после переселения турок-месхетинцев.

ИА REGNUM

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты