№2 (301) февраль 2018 г.

О форуме, новой армянской матрице и культурной доктрине Армении

Просмотров: 16391

Наша газета обратилась к известному журналисту, публицисту, режиссеру оригинального аутентичного фильма «Армянские эскизы» Ашоту Джазояну с просьбой поделиться своими впечатлениями о работе форума «Армения – диаспора».

– Ашот Егишеевич, что, на Ваш взгляд, явилось главными итогами Всеармянского конгресса, организованного Миндиаспоры в сентябре прошлого года?

– На этом форуме, на мой взгляд, произошел ряд очень важных вещей. Их и должна осознать политическая и интеллектуальная элита для того, чтобы поменять наши представления о тех стратегических целях и задачах, которые должны ставиться на форумах такого формата. Мы доказали, что можем консолидироваться. Туда приехали делегации из 70 стран спюрка в количестве 1200 человек. Отрадно, что на приглашение министра Грануш Акопян откликнулись практически все, кого ждали.

В эмоциональном плане наша всеобщая эйфория на тему «как здорово, что все мы здесь...» оправдала наши надежды. Была создана благожелательная атмосфера на всех торжественных приемах. Также мне понравился настрой Грануш Акопян, поскольку она действительно верит в дело, которое ведет, и она, глава ведомства, открыта и ждет результатов. Но при этом, не обвиняя никого, хочу проанализировать итоги и само содержание Всеармянского форума, чтобы у нас всех рождалось ощущение, что перемены будут.

Самое главное упущение организаторов форума – на этой огромной международной площадке не сработал структурированный подход, также не было ведущих армянских ньюсмейкеров:

к примеру Армена Саркисяна из Англии или Карена Шахназарова из России. Во всяком случае, запоминающихся посланий в выступлениях российской или американской делегации я не припомню. Конечно, тут важно было брать не числом, а качеством людей, готовых к консолидации, которые могут нести какие-то месседжи. Проще говоря, собрались все армяне, поговорили друг с другом и разошлись. К сожалению, все ушло в декларации и лозунги.

Сегментирование по сферам помогло бы нам избежать бессмысленного пафоса про «самый армянский народ в мире», указующих перстов и догмы.

В первую очередь о внутренних организационных моментах хочется поговорить детальнее. Во-первых, неудачно было выбрано место для проведения рабочих заседаний. Работу по секциям нужно было организовать не в непрезентабельных фойе комплекса имени Карена Демирчяна, где делегаты порой чувствовали себя в кулуарах, а предоставить им бизнес-центры или площадки в крупнейших вузах. Я уверен, что большой отдельных разговор должен был пройти в Центре креативных технологий «Тумо» и в Международной школе в Дилижане. Или заехать к ректору Ереванского политехнического университета Востанику Марухяну, которого почему-то не пригласили на форум. И изучить инновационную лабораторию, которая была открыта благодаря крупнейшей российской промышленной группе «Ташир» и французской глобальной компании «Schneider Elektric». И там обсудить с делегатами, что стратегия развития страны должна опираться, прежде всего, на новое поколение «умных», что критерием эффективности экономики нужно считать не количество новых ресторанов, а перманентный спрос на талантливых и сложных людей.

И такие проекты, объединяющие науку, образование и технологии, создающие новую культурную среду в Армении, появляются, но за пределами республики о них мало кто знает.

Я совершил поездку к предпринимателю, вернувшемуся из Америки, Армену Асланяну на его винный комбинат «Армас». Армена я знал раньше по очень далекому от виноделия бизнесу, но тут даже мое воображение не могло предвидеть, что на заброшенном пустыре можно с нуля создать винный завод, завозя цемент из Италии и оснастив все производство итальянским оборудованием. Представьте себе: тысяча гектаров земли, которые рискнул освоить предприниматель, никогда прежде не занимавшийся этим! Он всегда оставлял у меня впечатление сибарита, такого армянского Аль Пачино. Но Армен так смог поставить дело, что увлек свою дочь, которая из США приехала в Армению.

Успел я побывать и в гостях еще у одного, на этот раз московского предпринимателя – Гагика Геворкяна: оказывается, он создает один из мощнейших экспоцентров в Армении. Он выкупил полувоенный завод и там создает выставочный центр. Аналогов ему не было в Армении.

Потом я подумал: а почему люди, которые приезжают в Армению, не проводят такие встречи с людьми, которые добились больших результатов? Оказывается, можно инвестировать в Армению. Я так счастлив был увидеть этих людей – при этом они не хвалились, а искренне радовались, что смогли преодолеть этот барьер, и стремятся вывести свое предприятие даже к лучшим показателям, чем иные имеют в Европе при более стабильной экономике. Эти лидеры должны были быть основными спикерами на заседаниях Всемирного конгресса. Потому что правда – за ними.

Вот что нужно было показывать делегатам, а не держать их в фойе, малопригодных вообще для какого-то внятного предметного разговора.

Вместо того, чтобы поехать и обрести под ногами чувство страны, о котором писал Мандельштам, мы собрались под палящими лучами сентябрьского солнца в террариуме.

Да, перед делегатами уже с утра в первый день появились и выступили президент РА Серж Саргсян, президент Республики Арцах Бако Саакян, его Святейшество Католикос Гарегин Второй, Католикос Великого дома Киликийского Арам Первый, а также хозяйка форума – министр диаспоры Грануш Акопян. Но, на мой взгляд, прежде, чем приглашать этих персоналий на разговор, мы, все делегаты, должны были совершить огромную внутреннюю работу, чтобы представить итоги активности и размышлений участников президентам, католикосам. То есть банально поработать в Армении, поездить по всей стране, ознакомиться с основными трудными и прорывными реалиями, исходя из наших профессиональных интересов.

Я на форуме был впервые, и другие участники мне говорили, что практически декларации повторялись. Меняются акценты, но ощущение «старых мехов» не покидало. Мы собрались, чтобы доказать, что все армяне мира могут взаимодействовать, могут развивать новые тренды в коммуникациях Армении и общин. Мы снова упустили возможность сжать трансцендентальное армянское время и показать себе и миру, что мы дорожим им. Что оно наконец-то стало поджиматься, становиться похожим на энергетические сгустки и приносить успех. На этом форуме можно было запустить с десяток стартапов: люди приезжали в том числе и из западных стран, с опытом оперативного моделирования малого бизнеса. Да и не только малого. Такое концентрированное представительство со всего мира могло привести к стратегическим решениям, которые видятся, прежде всего, в политическом поле. Мы могли говорить о новейшей роли Армении в восстановлении Великого Шелкового пути, о том, с какими прорывами и издержками армяне ведут активности в НТР сегодня, о создании новой армянской матрицы в интеграции стран Европейского и Евроазиатского союзов, не забывая о национальных родовых болях и интересах. Мы должны были заявить о 26-летней блокаде страны и принять соответствующее обращение к главам государств. Выбрать экспертный и попечительский совет не только по организации разблокировки транспортных путей – эти советы могли бы сформировать диаспоральный бюджет так, чтобы Армения, наконец, начала движение из «объекта» в субъект региона и перестала бы себя позиционировать как вечного, ущемленного, заблокированного пассионария.

Армения может и должна иметь такой фонд, который позволит ей вкладываться в строительство транспортных развязок вместе с Ираном или с другими крупными игроками. И первые взносы могли быть уже сделаны на этих заседаниях.

Мы не увидели выступления Рубена Варданяна, который бы нам рассказал о своей стратегии учреждения филантропического проекта «Аврора». А ведь именно через такие кейсы Армения заявляет о своем лидерстве не только в сфере благотворительности, но и гуманитарности, открытости ее парадигмы.

Лидерами заседаний должны были стать молодые предприниматели, айтишники. Не был озвучен анализ экономических сдвигов. Тем более делегатам не показали центры прорывных технологий.

Мы без конца говорим о возможном региональном лидерстве Армении, но мы сами отрицаем собственную инициативу, как будто мы снова включены в бег, как в 1915 году, и апеллируем к милости европейских держав. Да, транспортные стратегии лежат сейчас в политической области. Эксперты постоянно пересчитывают «цену вопроса», как Армении выйти из тупика – через Абхазию или через Иран, причем каждый раз «виновник» ускользает. Ключи то у грузин, то у абхазов. Вместо этого организация фонда в рамках форума могла бы уже запустить механизм сбора финансов, как раньше это делал спюрк для восстановления инфраструктуры в Арцахе.

Да, лидеры общин делились опытом проживания в спюрке, но не было аккумуляции этих сообщений. Не была дана сама возможность оценить мысли участника форума до приезда в Армению и после того, как он смог что-то увидеть, понять и оценить. Ради справедливости скажу, что продуманным и детальным было выступление министра обороны РА Вигена Саргсяна: доклад посвящался подготовке к празднованию 100-летия армянской независимости. На этом конкретика закончилась. В Армении сегодня около тысячи СП с армяно-российским капиталом. И многие сотни из них превращены в фикцию. Делегаты, во всяком случае из России, могли поставить конкретные вопросы релевантным ведомствам с тем, чтобы в режиме реального времени происходила «разморозка» национальных объектов.

Еще одно упущение форума: видимо, отсутствие известных ньюсмейкеров в рядах было синхронизировано с фотовыставкой на билбордах, расставленных по всему городу, на которых изображались легендарные личности армянского народа. Но подписи были сделаны только на армянском и английском языках, а русского не было. Странным образом язык страны, где проживает самая большая община армян мира, не приметили. Или армян в России «не стояло» практически с возникновения государства на Руси?

Мартирос Сарьян, Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян на английском языке, безусловно, показывают всем нам, что они принадлежат всему миру, но при этом первый получил звание академика АХ СССР в 1947 году, народного художника СССР в 1960 году, Арам Ильич стал народным артистом СССР в 1956 году, а Арно Арутюнович – в 1971 году. Прежде чем получить мировое признание, их творчество имело прямое отношение к русской культуре. Армянское наследие Запада, несмотря на его разносторонность и значительность, чаще всего имеет четко выраженную двойную идентичность. Когда мы говорим о творчестве американского писателя Уильяма Сарояна, мы всегда понимаем, что американец он только по географии проживания. Он армянин, даже когда мальчиком Арамом Гараглоняном в своих воспоминаниях едет по дорогам Америки с сумасшедшим индейцем. Но те армяне, которые веками жили в России, никогда не находили в себе этот «водораздел». Именно русский язык, а не английский, сыграл роль провайдера армянской культуры к другим. Но теперь нам кажется, что Айвазовский, Спендиаров недостаточно убедительно потрудились, чтобы их имена были достойны записи на русском языке.

Для того, чтобы реализовывать прикладной эффект конгресса, нужно иметь детализированные стратегии, где в связке будут прописаны философемы и бизнес-планы.

Разумеется, при сегментировании работы форума по интересам, а не по стране проживания прежде всего должны быть выделены секции бизнеса, государственного управления, научно-технического и культурного формата. Уже век армянская физика и метафизика слиты, наработан колоссальный потенциал, который можно реализовывать дистанционно, армяне по всему миру совершили в эти годы ряд технологических прорывов. Меж тем пленарные заседания не подкреплялись прикладной программой, где был бы осуществлен метод бизнес-кейсов, так называемого ситуационного анализа. Мы покинули форум, так и не поняв, что мы должны сделать для того, чтобы Армения смогла перепрыгнуть изоляцию через развитие и продвижение на мировой рынок наукоемких продуктов, не требующих транспортировки вагонами.

Речь могла идти и о телемедицине для удаленных регионов Армении, да и вообще дистанционном ведении малого бизнеса из любой географической точки проживания армян.

Но мы вновь дрейфовали в своих размышлениях. Мир двигается стремительно за технологиями, и мы должны успевать, а не ставить эти наши извечные, ветхие вопросы, как выстраивать отношения между Арменией и спюрком и где искать рычаг, чтобы перевернуть нашу инертность и ложный пафос. Изменения могут начаться, когда мы сумеем не лозунги, а новые идеи в экономике, бизнесе масштабировать на все армянство, используя современные платформенные решения, создавать новые трансграничные группы в разных направлениях экономики и промышленности. Необходимы разработка и внедрение единой цифровой платформы для армянского бизнес-сообщества и государственного аппарата, в том числе министерств диаспоры и экономики; повсеместная имплементация армянской конкуренции как адекватной движущей силы эффективного экономического развития страны. И расстояния между нами станут несущественными, ведь взаимодействовать будем по сетевому принципу, используя саму природу нашего проживания.

Сейчас в мире неудержимо раскручен технологический маховик, и так сильно, что появление новых идей становится несколько вторичным, особенно для небольших государств.

Можно сказать, что здесь есть прямая связь между техногенными вызовами и их гуманитарным, экономическим содержанием. Победит тот, кто владеет технологией, и тот, кто формирует мировое общественное мнение. А в нашем случае формирование и структурирование армянского информационного поля и его вливание в мировой поток отстает. Мы не можем двадцать лет повторять эту мантру: «Армения с диаспорой – это одно, а без диаспоры – другое». В Армению на Всеармянский форум приехали армяне, которые были горды и рады – некоторые из них были на исторической родине впервые. А ведь многие вещи нужно объяснять, потому что из общин ехали армяне из самых разных слоев общества. И делегации не были однородны по своему составу. Но всех их объединяло одно – никто не был готов продемонстрировать нашу открытость миру через СМИ.

Важно, чтобы не только армянский мир увидел работу Всеармянского форума «Армения – диаспора».

Но если мы говорим, что мы – нация, существующая, как интернет, по всему миру, что все нас приводят в пример как образец сплочения, почему же мы этот пример никому в мире не показали?

Что касается внешнего пиара мероприятия, то мы вновь дали гудок внутри помещения. Каждая делегация должна была привезти ведущие СМИ этой страны, свой пул. Наш лозунг «Армяне всех стран, соединяйтесь!» был оставлен внутри. Это существенное упущение касается продвижения всемирного форума, оно относится к внешним факторам выстраивания коммуникаций.

Ни одно СМИ в России, Сирии, Франции, США и в других странах не сообщило о том, что была проведена такая армянская ассамблея.

Ноев Ковчег у подножия Арарата

Мы все время говорим о том, как мы хотим раздвинуть собственные границы, вместо того, чтобы разработать план массового возвращения армян домой, как это в свое время сделал ряд еврейских организаций, вроде программы «Сохнута». Но наша идея «Ари туна» дает не плоды, а только внушает молодому поколению, что в Армению можно приезжать на побывку.

Мы уже сказали, что армянская парадигма открыта, только почему-то она дробится. У меня чувство, что как только Армения готовится сказать и заявить о себе в крупнейших мировых изданиях – не будем забывать, что такие ресурсы у нас есть, – как тут же накрывается армянский стол и мы забываем, что в умозрении подвисает ряд нерешенных задач. Иными словами, Армения должна разработать и предложить мировому сообществу инновационную модель развития региона, отводя себе место медиатора как межкультурного, так и межэкономического диалога. Союз с Россией и дружеские отношения Армении с Ираном и Грузией, историческая приверженность общеевропейским ценностям – действенная предпосылка выстраивания на земле потерянного рая, некоего креста, связывающего концепции европейского и евроазиатского союзов и открывающего новую экономическую магистраль северо-южного направления. Подобная программа могла бы обрести значение составной части национальной идеи, завязывая в единое целое внешнеполитический государственный курс с интересами частного капитала, в частности, армянских диаспор, по предварительным оценкам, открытых к формированию пан-

армянского экономического фонда. Бесспорно, формирование подобного института должно опираться на опыт демократического выборного представительства, а его деятельность ориентироваться на экспертные оценки, к сожалению, в современной действительности нередко подменяемые не всегда авторитетными умозаключениями.

Экономическая реализация культурно-исторической предназначенности Армении является ее основной и первоочередной задачей.

«Две силы, два противоположных начала, скрещиваясь, переплетаясь и сливаясь в нечто новое, единое, направляли жизнь Армении и создавали характер ее народа на протяжении тысячелетий: начало Запада и начало Востока, дух Европы и дух Азии, – писал великий русский поэт Брюсов. – Поставленная на рубеже двух миров, постоянно являвшаяся ареной для столкновения народов, вовлекаемая ходом событий в величайшие исторические перевороты, Армения самой судьбой была предназначена служить примирительницей двух различных культур…».

Два столетия назад Джордж Байрон писал об Армении: «Если Писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила так же дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода после потопа, и вылетел голубь». И еще говорят, если пристально вглядеться в обращенный к Армении склон священного Арарата, можно рассмотреть останки Ноева ковчега. И хотелось бы верить, что ковчег – это прежде всего символ возрождения человечества.

Мы, например, могли бы на конгрессе обсудить строительство нового духовно-культурного кластера «Ноев Ковчег» у подножия Арарата, где можно открыть не только армянский храм, но и православный, и синагогу, и мечеть – этим мы откроем новую дорогу разноликому потоку благодаря надконфессиональному подходу. Армяне исторически доказали, что вынужденно (под страхом смерти) выйдя из одного мусульманского мира – из Османской Турции, частично вошли в другой мусульманский мир с более развитыми основами государственности и богатой культурой. Нас приняли в Сирии, Египте, Ливане, и разве сейчас люди в этих странах не ожидают нового формата взаимоотношений с Арменией?

Не будем забывать, что наши культура и язык одни из самых древнейших в мире, причем служат они для того, чтобы продвигать страну как яркую, самобытную, с множеством древних музеев под открытым небом, хранилищ рукописей, симфоническими оркестрами, живописцами, где писатели сохранили даже многовековой сакральный праздник литературных переводчиков. Благодаря тому, что армянский ген упругости исторически считался одним из самых сильных в мире, а также потому, что для нашей нации закон Гука является ее основным инстинктом – нас сколько ни дави, ни деформируй, наша энергия спустя годы выправит нашу изначальную форму, – мы в силах сделать так, чтобы наш нынешний философский тупик, где рождается национальная идея, превратился в философский перекресток.

И древний мир, как зов единый,
Мне грянул грозное: «Живи!»

Кстати, это нам также завещал Валерий Брюсов.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 47 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ашот Джазоян в своей статье поднял очень важные проблемы ,которые напрямую отвечают на те вызовы времени,перед которыми стоит и Армения, и Диаспора. Странно,что на такую статью не откликаются хотя бы участники Всеармянского форума.
  2. Проблем у армян диаспоры много и главная - непонимание, неприятие друг друга, очернение и т. д. Так продолжаться не может. Вот например, недавние обвинительные заявления бизнесмена Григоряна Рубена в адрес руководителя Союза армян России Ара Абрамяна носят можно сказать вражеский характер. Не вникая в подробности кто прав, кто виноват, ясно одно: так продолжаться не может. Может быть создать Совет старейшин или ещё какой- либо орган, который сможет своим авторитетом решить внутриармянские вопросы.
  3. Совет старейшин создать не трудно,а будут ли к нему прислушиваться? Нужна идея, от которой никто не сможет отвернуться.
  4. Да, Ашот Джазоян, действительно, поднял очень важные проблемы. Скажите пожалуйста,вернее, ответьте на вопрос коллеги - за прошедшие 30 лет очень многие из спюрка приезжали в Армению продолжительно и нудно поднимали важные проблемы??? И, что??? Что - нибудь решили??? Запустили на полную мощность предприятие Наирит\"???. Или инвестировали в строительство ж/дороги \"Север - Юг\" по территории Армении, а??? Это, только по предварительным подсчётам 3,5-4 млрд.$? Вложились??? Работы в Армении нет и армяне убегают из Армении. И убегают давно и массово. Этого спюрк не видит, поэтому не инвестирует??? Или как и почему за прошедшие 30 лет, вместо того, чтобы подымать экономику Армении - матери, предпочтение отдаётся долгому, многолетнему и нудному обсуждению данных проблем, но не в коем случае их решению. Когда же, наконец, спюрк ответит, хотя бы, на эти вопросы. Или ...так и будут созерцать как Армения сходит и в экономике и в политическом плане на НЕТ???
  5. А разве мало вкладывали в разные проекты в Армении армяне Спюрка? Половину вложенных денег разворовали. Вспомните слова Кирка Киркоряна о том,что в Армению он не вложит ни копейки, после того как он 300 миллионов пожертвовал. По какой причине? Вот поэтому Спюрк уже отказался от инвестиций и помощи. Не верят!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты