№8 (364) август 2023 г.

«Французские напевы»: проармянская риторика и бездействие Макрона

Просмотров: 2221

Июльская поездка спикера армянского парламента Алена Симоняна в Париж, только-только приходящий в себя (как и вся Франция) после очередной волны массовых беспорядков и погромов, была призвана засвидетельствовать дружественный и доверительный характер двусторонних французско-армянских отношений. В частности, глава сената Пятой Французской республики Жерар Ларше заверял гостя в готовности содействовать Еревану всеми возможными средствами. Какими, надо полагать, уточнил в приватном порядке. Согласно информации пресс-службы Национального Собрания, в ходе переговоров стороны коснулись резолюций сената Франции относительно азербайджанской агрессии против Нагорного Карабаха, необходимости признания НКР, введения санкций против Азербайджана, а также вывода азербайджанских войск с территории Армении.

Ален Симонян также рассказал о кризисе вокруг Лачинского коридора, подчеркнул, что азербайджанские силы держат под огнем приграничные районы Армении, не преминув заметить, что в случае развязывания агрессии в Ереване рассчитывают на поддержку со стороны Парижа и других международных партнеров.

Сообщается, что армянские и французские парламентарии обсудили возможность применения санкций против Азербайджана. Симонян поблагодарил членов двусторонней парламентской группы дружбы во главе с Жильбером Люком Девиназом за принятую абсолютным большинством французского сената резолюцию после сентябрьского обострения на азербайджано-армянской границе, унесшую жизни нескольких сот человек. Особо Симонян отметил визит Девиназа в общину Тех, прямо «за околицей» которого после 2020 года возведены азербайджанские пограничные посты. Правда, каким образом этот и другие «сигналы международному сообществу» могут материализоваться во что-то более действенное в условиях ограниченной дееспособности силовых структур Армении (за исключением, вероятно, полиции и смежных структур специального назначения)? Вот уже несколько месяцев в Сюнике действует европейская мониторинговая миссия, которая, как бы ни складывалась ситуация в ближайшие месяцы и годы, едва ли возьмет на себя функцию охраны государственной границы Армении с восточным соседом, к делимитации и демаркации которой еще только предстоит приступить.

Переговорный процесс не является сдерживающим фактором для Азербайджана, посетовали в беседе с гостями из Еревана французские парламентарии. В свою очередь городской совет Парижа единогласно проголосовал за инициативу отправки Нагорному Карабаху гуманитарной помощи на сумму в 20 тысяч евро, автором которой стал вице-мэр французской столицы Арно Нгача, выразив надежду, что помощь смогут провести по Лачинскому коридору и она дойдет до адресатов. Будучи органами местного самоуправления, мэрии городов самостоятельно принимают решения, которые могут быть приостановлены правоохранительными органами в случае, если эти решения не соответствуют политике или законам страны. Соответственно гуманитарную помощь попытаются направить к месту назначения по линии французского филиала Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU) и Координационного совета армянских организаций Франции.

«Мы сожалеем, что президент Франции не выступает с инициативой по урегулированию ситуации [вокруг Нагорного Карабаха] в Совете Безопасности ООН, в то время как мы, 170 политиков, недавно использовали платформу «Фигаро» и обратились к нему, сообщив, что Азербайджан собирается подвергнуть народ Нагорного Карабаха этнической чистке», – заявила член городского совета Парижа Орели Пирилло. Более экспрессивен получивший в 2018 году армянское гражданство бывший глава Группы дружбы Франция – Арцах Франсуа Рошблуан, призывающий «вместо голословных заявлений начать предпринимать конкретные шаги», «ударить кулаком» и «использовать силу, чтобы открыть Лачинский коридор»: «Я требую и настаиваю, чтобы президент Франции посетил Армению, так как он не раз заявлял о своей любви к этой стране, говорил, что французы любят Армению. Это будет действенной мерой с его стороны, поскольку СМИ начнут говорить, обсуждать этот визит и затронут тему Арцаха».

Можно, однако, предполагать, что французский президент предпочтет любить Армению на расстоянии, изредка посылая сомнительные «воздушные поцелуи». Немалый переполох, причем в Баку, Москве и Ереване одновременно, вызвал его хвастливый перл, адресованный армянской диаспоре Марселя, о том, что, оказывается, именно он, Эмманюэль Макрон, оказывал и будет оказывать «на президента Азербайджана Ильхама Алиева большее давление, чем сам премьер Армении Никол Пашинян. Я единственный, у кого есть четкая позиция и послание по вопросу Арцаха. Не сомневайтесь в моей решимости в отношении Арцаха и Армении. В целом я буду продолжать свои усилия, даже если я почти единственный в международной семье с этой повесткой дня». Как представляется, обстоятельства места и времени этого странноватого заявления лучше, чем что-либо еще, объясняют «проармянскую» риторику французских политиков, мотивированную почти исключительно внутриполитическими соображениями в отсутствие реальных возможностей, да и заинтересованности Парижа в защите армян Нагорного Карабаха и самой Армении. Напомним, в конце позапрошлого года в Армении побывали целых три кандидата в президенты Франции, а республиканка, глава провинции Иль-де-Франс Валери Пекресс в сопровождении бывшего еврокомиссара Мишеля Барнье даже заехала в Нагорный Карабах.

Испытывая серьезные проблемы с поддержкой (особенно в нижней палате парламента – Национальном Собрании) на фоне постоянного падения уровня жизни и периодических волн массовых беспорядков, действующий глава государства апеллирует к «целевым группам», лояльным как к нему лично, так и к устоям французской государственности. Безусловно, более полумиллиона местных армян, считающихся организованной и сплоченной общиной с хорошими внутренними и внешними связями, являются одним из таких влиятельных сообществ. Именно отсюда проистекают различного рода набирающие кучу лайков в соцсетях эмоциональные записи, а также не менее бессмысленные резолюции сената (верхняя палата парламента), так и оставшиеся на бумаге, не будучи поддержанными ни правительством, ни тем же «проармянским» Макроном.

Тем не менее публичные высказывания «проармянских» политиков традиционно служат удобным поводом для периодической жесткой обструкции со стороны Баку, активно использующего для продвижения своей позиции площадки различных международных организаций. К примеру, прошедшее 5–6 июля в Баку очередное заседание координационного бюро Движения неприсоединения, объединяющего под флагом «борьбы с колониализмом» 120 государств Азии, Африки, Латинской Америки, было отмечено рядом знаковых заявлений и конкретных шагов, свидетельствующих о возросших внешнеполитических амбициях Азербайджана. В своем выступлении глава этого государства Ильхам Алиев в очередной раз обрушился на французский колониализм, жертвами коего стали народы Алжира, Вьетнама и других «заморских» территорий Франции, делегации которых также были приглашены на берега Апшерона. Помимо более тесных контактов с оппозиционными «режиму Макрона» кругами, речь идет о создании так называемой Бакинской инициативной группы против французского колониализма, призванной содействовать избавлению оставшихся одиннадцати заморских владений Франции от власти метрополии. Соответствующее решение было принято по итогам международной конференции с претенциозным названием «На пути к полной ликвидации колониализма». Предполагаемое присоединение Мартиники, Гвианы, Новой Каледонии, Французской Полинезии к Движению неприсоединения в качестве наблюдателей должно стать первым шагом на пути признания их государственности. Не исключено также, что отдельные горячие головы собираются «шатать» членство Франции в пятерке постоянных членов Совета Безопасности ООН как якобы пробравшейся туда, будучи формальной союзницей Гитлера (режим Виши), сиречь в противоречии с итогами Второй мировой войны.

«Извинения перед миллионами людей, которых его [Макрона] предшественники колонизировали, использовали в качестве рабов, убивали, пытали и унижали, будут не только признанием исторической вины Франции, но и помогут ей преодолеть последствия глубокого кризиса, в котором она оказалась после жестокого убийства алжирского подростка», – заявил Алиев. Неподдельный интерес к внезапно вспыхнувшим и столь же внезапно сошедшим на нет беспорядкам, к которым могут быть причастны как французские правые круги, так и зарубежные спецслужбы и различного рода наднациональные группы, едва ли случаен… Чем может быть мотивирована столь бурная пропагандистская деятельность Баку, помимо стремления дать «ответ Чемберлену», то есть Макрону, «проармянская» риторика которого, как мы отметили выше, диктуется по большей части внутриполитическими раскладами во Франции и едва ли будет иметь какие-либо практические последствия для Кавказского региона? Стоить напомнить, что, будучи весной с визитом в Пекине, французский лидер упоминал о необходимости усилить стратегическую автономию Европы и снизить зависимость от Соединенных Штатов в финансовой и энергетической сферах, что едва ли с благосклонностью было воспринято англосаксами. Через систему «африканского франка» Париж контролирует золотовалютные резервы и определяет политику центробанков 14 государств Западной и Центральной Африки, Коморских Островов и ряда других территорий, в то время как немалый ресурсный потенциал французских заморских территорий притягивает хищные взгляды конкурентов. Так, Новая Каледония содержит до 20% разведанных мировых запасов никеля, а также большие залежи железа, месторождения хрома, кобальта, марганца, серебра, золота, свинца, меди. Гвиана может похвастаться запасами золота, бокситов, нефти, ниобия, тантала, имеются там месторождения меди, серебра, платины, марганца, алмазов, урана. 90% территории занято перерабатываемым на дерево лесом. Французская Полинезия обладает залежами кобальта, Майотта – месторождениями бурого угля, железа, меди, марганца, золота, Мартиника и Гваделупа – крупные источники сахарного тростника. Разумеется, уровень жизни местного населения не соответствует экономическим возможностям этих территорий, однако социально-классовое расслоение характерно для всех без исключения стран победившего капитализма, составляющих большую часть современного мира, не исключая бывшие советские республики.

Все это предполагает более широкий контекст антифранцузских эскапад официального Баку и странноватой риторики «в защиту угнетенных», которая может всерьез восприниматься разве что уж совсем наивными простачками. «У «невиданного мужества» Алиева есть очень простое объяснение: за спиной Баку стоит Турция, у которой отношения с Францией тоже достаточно напряженные», – предполагает телеграм-канал «Россия не Европа», метко подмечающий, что более «активную роль в незападном мире» Азербайджан собирается «играть… в тесном сотрудничестве с Британией и США».

Заметим также, что характеризовать азербайджано-французские отношения исключительно в черном цвете было бы ошибкой. Как Макрон, так и его давний компаньон – глава Евросовета Шарль Мишель – активно продвигают «нейтральную» переговорную площадку в Брюсселе, вокруг которой умело поддерживается постоянный информационный ажиотаж. Более того, в начале июля французская компания TotalEnergies, предположительно связанная с «глубинным государством» Франции, сообщила о начале добычи на газоконденсатном месторождении Апшерон – проект реализуется совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана. Мощность первой фазы составляет 4 млн кубометров газа в сутки, и предполагается, что весь добытый газ будет реализован на внутреннем рынке прикаспийской республики. Как отмечает бакинский политолог Фикрет Шабанов, долгосрочный интерес французов в Центральной Азии и на Кавказе обусловлен стремлением получить доступ к урановым месторождениям Узбекистана и Казахстана и обеспечить маршруты их транспортировки.

Таким образом, действующие армянские власти и далее могут рассчитывать на благосклонность Парижа, однако едва ли это будет иметь, помимо информационного шума, какие-либо практические последствия. Впрочем, возможно, именно это и нужно…

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты