№8 (364) август 2023 г.

Армянский нюх французского парфюмера

Просмотров: 1216

В последнее время в моду входят дерзкие восточные ароматы, унисекс, которые популярны как среди мужчин, так и среди женщин. Мир изменился настолько, что женщины захватили не только мужской гардероб, но и окунулись в мир мужского парфюма. Поэтому парфюмеры, исходя из спроса, создают ароматы, которые подходят и тем, и другим. Но наш герой создает сложные роскошные ароматы, исходя из чувств, эмоций и истории, и не любит унисекс.

Автор популярного бренда Maison Francis Kurkdjian – Френсис Кюркджян стал известным в 25 лет, когда в 1995 году создал самый продаваемый в мире мужской аромат Le Male для Поля Готье. Это был его первый успех в производстве духов. После было создано еще 40 творений – прекрасных ароматов для крупных домов моды и известных модельеров по всему миру, в том числе парфюм Elie Saab, My Burberry, L’extase и Narciso Rodriguez for Her. Кюркджян стал соучредителем парфюмерного дома Maison Francis Kurkdjian совместно с ливано-французским бизнесменом и бывшим партнером Ernst & Young Марком Чайей, который стал крупным нишевым брендом в парфюмерной индустрии. В 2001 году он стал лауреатом премии Франсуа Коти.

Французский парфюмер и бизнесмен армянского происхождения – Френсис Нурхан Кюркджян родился в Париже в 1969 году в армянской семье, которая была депортирована во Францию во время геноцида. Семья, где царили любовь и взаимопонимание, была многопоколенной – родители мальчика, а также бабушка и дедушка по материнской линии. Отец работал в крупной консалтинговой компании, мама была домохозяйкой, дедушка – портным, а бабушка помогала ему. В одном из интервью Кюркджян признался, что приобрел все лучшее из того, что родные могли передать своим детям. Соприкосновение с музыкой, искусством, балетом с раннего детства – занятия музыкой, танцы в балетной студии и игра на пианино – воспитало в нем эстета, а катание на коньках и игра в регби придали спортивный дух и стиль. Родители были очень гостеприимными и организовывали для друзей костюмированные вечеринки, в доме всегда был накрыт стол с вкусной едой, где царили традиционные армянские блюда, а королевой стола была армянская долма. Именно воспоминания о буфетной комнатке бабушки, где витал запах специй и соленых листьев винограда, а также спелых бананов, сделали свое дело в выборе профессии.

Войдя в мир искусства с раннего возраста, полюбив музыку и танцы с юности, он мечтал стать артистом балета, но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Не пройдя по конкурсу на обучение в Школе танцев Парижской оперы в 1983 году, он решает для себя заняться парфюмерией. Духи вошли в его жизнь в 13 лет, именно в этом возрасте он начал интересоваться изготовлением парфюма. Окончив в 1993 году Высший международный институт косметики и парфюмерии, расположенный в Версале, он сразу присоединился к Quest International в Париже. Но и на этом он не остановился: Френсис Кюркджян продолжил учебу и получил степень магистра в Парижском институте маркетинга.

Свои ароматы Кюркджян создавал, исходя из любви к истории и почитания традиций: так, например, он воссоздал любимые духи Марии Антуанетты для Версальского дворца, возвращаясь к истокам парфюмерии начала XVII века. Его смело можно назвать первопроходцем в создании своего «ателье» ароматов на заказ, которое он открыл в 2001 году. В 2006 году Френсис возвращается к истокам своего армянского происхождения, размышляя над тем, как использовать душистую армянскую бумагу (Papier d’Armnie,

наполняющая дома приятным запахом, производится во Франции с 1885 года. История предприятия длится уже почти 140 лет и началась с путешествия французского химика Огюста Понсо по Западной Армении, когда он гостил у армян. Она также изготавливается и продается в Италии под названием Carta D’Armenia. – Авт.) в своих идеях и замыслах. Так, он переделал армянскую бумагу, создав дезодорирующий продукт для помещений в виде буклетов из двенадцати листов армянской бумаги, разрезанных на три части, покрытых бензойной смолой, высушенным соком, получаемым из надрезов коры растений семейства стираксовых, с ванильным запахом с пряным оттенком.

В 2009 году совместно с бизнес-партнером Марком Чайей учредил собственный парфюмерный дом Maison Francis Kurkdjian в центре Парижа, недалеко от Вандомской площади, который в настоящее время является одним из крупных в сегменте нишевых ароматов класса люкс с более чем 300 филиалами по всему миру. Почему Maison Francis Kurkdjian? А потому, что Maison – это дом, а у дома есть своя душа и история, отвечал Кюркджян в интервью.

Сегодня ароматами этого парфюмерного дома пользуются миллионы людей во всем мире, однако один из ароматов, по которому мы узнаем стиль Кюркджяна – Baccarat Rouge 540. Почему 540? А все просто: 540 – температура, при которой хрусталь сплавляют с золотом и он приобретает красноватый оттенок. Да и первые флаконы Baccarat Rouge 540 с роскошным восточным, вперемешку с цитрусом ароматом были не для продажи, поскольку были созданы по заказу известной мастерской по изготовлению хрусталя в честь юбилея предприятия. Отсюда название и ажиотаж вокруг этого сложного микса ощущений (кто-то слышит запах йода и бинта, кто-то запах хвои, кто-то вообще не может описать). Одно можно сказать с уверенностью: это непростой аромат, подчеркивающий респектабельность, благородство и статусность.

Другие популярные ароматы марки – la Rose, Amyris Femme, Aqua Universalis, Grand Soir и другие. В 2017 году основатели Maison Francis Kurkdjian объявили о продаже бренда концерну LVMH.

Важно, что основой для создания любого аромата служит чувство, эмоция либо история. Для каждых духов он делает заметки с картинками, описанием структуры духов. Потом решает, какие нотки будут в композиции. Например, на создание новых духов Cologne pour le Matin Кюркджяна воодушевила первая строчка романа Франсуазы Саган под названием «Здравствуй, грусть», где описано пробуждение главной героини, как лучик солнца спускается по ее лицу. Данный отрывок напомнил Френсису утренние прогулки по саду с родителями, когда они гуляли босиком по траве.

В кейсе его работ – хит последних лет Kenzo World, работы для Elie Saab, Carven и Juliette Has A Gun, коллекция L’Extase Nina Ricci, несколько ароматов «высокой» линейки Guerlain и многое другое, что еще раз подчеркивает любовь автора к искусству и высоте полетов. Мечта о балете перекинулась на роскошные ароматы.

Кстати, любовь к балету подтолкнула его к созданию духов для Covent Garden и Opera de Paris. Кто знает, может быть, именно детская мечта привела его в Москву, куда он приезжал неоднократно, причем со своими подарками: Floralia для Большого театра и лимитированная коллекция Ciel de GUM в честь дня рождения ГУМа.

Когда Френсиса Кюркджяна в одном из очередных интервью спросили, почему в России нет парфюмеров, он ответил, что это, наверное, оттого, что люди в России долго считали, что роскошь должна быть импортная, поэтому не было необходимости в отечественных парфюмерах...

Французский парфюмер с армянским нюхом – человек беспафосный, универсал с чувством юмора, который на заре своего звездного часа заработал 10 тысяч американских долларов тем, что выставил свой армянский нос на аукционе, где каждый мог купить его для создания персонального аромата. А сегодня этот «аукцион» перешел в бизнес, в котором армянский нюх прекрасно разбирается в индивидуальных заказах на частные ароматы.

На счету Кюркджяна несколько престижных наград. В октябре 2001-го получил Prix Franois Coty за вклад в развитие парфюмерного искусства. В июне 2008-го был номинирован на звание «Парфюмер года» по версии Cosmtique Magazine, в июле того же года французское правительство наградило его орденом Искусств и литературы – ведомственной наградой Франции, присуждаемой за заслуги в области искусств. Однажды его спросили, чем бы он занимался, если бы не стал парфюмером, на что он ответил: «Не стал бы я парфюмером, занимался бы делом, которое приносит всем наслаждение, потому что сам боюсь заскучать».

Нана Аветисова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты