№12 (368) декабрь 2023 г.

Ереван надеется на цивилизованных французов, а придут турки

Просмотров: 4578

Константин Затулин: У нас в России тоже хватает мерзавцев, которые, предавая интересы самой России, рукоплещут «восстановлению территориальной целостности Азербайджана»

Ереван надеется на цивилизованных французов, а придут турки

Арцах сдали. Какое будущее ждет Армению?

Благотворительный фонд Грачьи Погосяна открыл музей «Сохраняя Память»

Семеро необыкновенных соотечественников на обложках TIME

Памяти героя СВО матроса-снайпера Давида Оганяна

Айк Бабуханян: В Армении есть политические лидеры, готовые отстаивать армяно-российские отношения и дружбу

Армяне – кавалеры высших боевых наград России – императорского военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевского оружия в годы Первой мировой войны (1914–1918)

Беженцы или граждане Армении?

Как это было: О спитакском землетрясении и не только

В Ереване якобы раскрыта подготовка к террористическому акту. Подслушкой обнаружено, как один из членов группы интересуется у другого параметрами дрона и его вооружением. Узнав, что дрон оснащен минами, предлагает запустить его под автомобиль и там, под машиной, взорвать. Другой ему объясняет, что дрон на это неспособен, лучше сверху сбросить мину, а дрон вернуть. Один из них говорит с арцахским акцентом, как бы он персонаж с боевым опытом. Относительно финансирования операции у них сомнений нет – и в Америке, и в России есть люди, готовые ее спонсировать.

Обыски выявили оружие, которого и на птичку не так чтобы с избытком. Ведущий сопровождал видеоряд с пафосом Левитана. Операции было присвоено название «Северный листопад». Цель «листопада» – совершить взрыв и другие общественно опасные деяния, занять и удерживать здания государственного значения Армении и другие строения, препятствуя тем самым деятельности органов государственной власти. Сочетание «Северный листопад» неупотребимо, листопад обычно бывает осенним, но намек на Россию был необходим, и потому название такое. К тому же отдельно были обнаружены российские симки. Малорослые террористы были захвачены, на лицах камеры не фиксировались. В итоге сюжет попал туда, где ему самое место – в выпуск Armcomedy, в который в общем-то и добавлять ничего не нужно.

Просто так это доблестное пресечение любительского теракта появиться не могло. Надо полагать, что готовится почва для объяснения населению, что Россия замышляет в Армении переворот. Почему для этого используются первоклашки, если судить в терминах террористической образовательной системы, непонятно. Не хочется думать, что СНБ и иже с ними именно так представляют себе террористов. При этом не худо заметить, что Россия в основном работает с властью, дистанцируясь от внутренних дел, а теракты, направленные против власти, абсолютно не в российской традиции. В отличие от Запада, который меняет власть по своему усмотрению, а если не получится «цветной революцией» и шантажом, то и теракты тоже никто не отменял. Как на внешнем контуре, так и внутри.

Почему сейчас? Скорее всего потому, что НАТО в отношении Армении активизирует свои действия. И если раньше работа с НАТО не афишировалась и простаки могли себе позволить не понимать происходящее, то сегодняшние действия означают уже прямую угрозу безопасности России. Примерно так же, как это происходило на Украине. Логика действий власти сегодня состоит в том, чтобы полностью поменять архитектуру безопасности и «завести» НАТО в Армению, о чем говорят и представители атлантического блока. Задача пока несколько отличается в исполнении от украинской, здесь пока нет многозвездных генералов, садящихся в правительственные кресла, но первые шаги уже сделаны.

Наблюдатели ЕС уже в Армении, и сказать, что их интересует поддержание мира, несколько затруднительно. У них есть свои интересы – Иран и Россия, и миссия поэтому представлена в основном сотрудниками спецслужб и армейскими офицерами. Россия время от времени делает заявления о том, что действия Армении вредят двусторонним отношениям, потому что миссия ЕС работает против нее, собирая развединформацию с мест дислокации российских ВС и с госграниц с Ираном.

Но чтобы деятельность НАТО в Армении проходила без препятствий, власти нужно убрать возможные очаги сопротивления. Не комиков-террористов, а тех, кто действительно может оказать сопротивление, и тогда эта информационная волна может оказаться полезной в расправах над инакомыслящими. Кстати, ни один пример беспредела армянской власти по отношению к собственным гражданам Западом не комментируется. Возбуждаются уголовные дела, преследуются уже и иерархи Церкви. На экс-премьера Багратяна дело сшить пока не удалось – ограничились подпиской о невыезде. Пока не посадили Анжелу Товмасян из журналистского корпуса, ведущую программы «Зеркало». Отмечу, что все преследуемые и уже заключенные – за то, чтобы отношения с Россией были исправлены в кратчайшие сроки. При этом и Армения, и Украина Западом считаются образцами для демократического подражания. Если свой – то все

позволено.

Если нынешние власти РА рассчитывают на какой-либо договор с НАТО, то только после заключения мирного соглашения с Алиевым, потому что страна, имеющая проблемы с соседями, не может претендовать на членство в альянсе. Понятно, что и НАТО не очень стремится сделать Армению своим членом, она предпочтет оставить ее в подвешенном состоянии, как это было с Грузией, Украиной и Молдавией. Максимум – это прокси в исполнении натовских хотелок. А политическое и информационное поле необходимо «выгладить», потому что оно вырвалось из полного подчинения, и даже проманипулированное население сегодня не только недовольно политикой власти – особо восторгаться нечем, – но и готово, пока неорганизованно, к жесткому противодействию. И потому «центры кристаллизации» должны быть удалены.

Сегодня уже и духовные власти активизировали свою позицию, слишком много появилось дьявольщины. Подвергается гонениям архиерей Ширакской епархии ААЦ архиепископ Микаел Аджапахян, который в 2020-м отказался служить панихиду в присутствии премьера Пашиняна. Такое революционеры не прощают, но он тем не менее пока свободно выражает свое неприятие власти.

Теперь о т.н. «армянском перекрестке», который пиарят власти. Армения не вошла ни в один из транспортных коридоров типа Север – Юг и Восток – Запад. С легкой руки нынешней власти кусок трассы Армения – Иран на участке Горис – Капан не работает, он отдан Алиеву. Теперь речь идет о Тигранашене, имеющем стратегическое значение, возбуждающем аппетиты блока Алиев – Пашинян. Целями являются также дороги, ведущие в Грузию. И если т.н. анклавы будут сданы, о чем пекутся Алиев и Пашинян, то затруднена будет дорога и в Грузию. Дорога из Азербайджана в Нахичеван тоже пойдет через Иран. Получается классическая революционная формула – говорим одно, делаем противоположное. И понятие «армянский перекресток», тщательно раскручиваемое с самых верхов, является не более чем информационной завесой изоляции Армении. А если «перекресток» заработает под эгидой Турции, то это будет коммуникацией, связывающей тюркоязычный мир, а Армении отпадет функция его обслуживания. Контроль над дорогами – это элемент колонизации, и если этот тезис развить, то высвечивается модель колониальной экономики – колониям отводится только сельское хозяйство и разработка недр, остальное отходит сюзерену. Замечу, что во времена СССР в Армении развивалась не только индустрия, но и микроэлектроника. Да, экономика была малоэффективной, но Армянская ССР колонией не была. Так же, кстати, как и Украина с высоким промышленным потенциалом, который у них, как и у нас, был целенаправленно уничтожен во времена независимости, а попытки его возрождения сурово наказывались. Можно сказать, что власть пытается восстановить Александропольский договор декабря 1920-го, по которому территория Армении составляла 9700 кв. км, без армии и контроля над дорогами.

Алиев вкупе с Пашиняном твердо идут по этому пути. Алиев, например, в телефонном разговоре с главой Евросовета Шарлем Мишелем заявил, что «восемь сел Азербайджана все еще находятся под оккупацией Армении». И сообщил, что поставки оружия со стороны Франции служат не миру, а новому противостоянию. «Если в регионе возникнут какие-либо новые конфликты, то именно Франция будет виновником этого», – пригрозил он Мишелю.

8 сел, на которые нацелился Алиев, это не только Тигранакерт и села в Вайке, которые находятся на границе с Нахичеваном, но и 5 сел в Тавуше. Проблема тут не в количестве сел, а в том, какие высоты они занимают и каков с этих высот контроль над пространством. Вопрос не в количестве сел, а в их стратегической позиции. Уже в сентябре 2020-го Азербайджан занял 10 стратегических высот по дороге из Гегаркуника в Сюник, о чем власти молчат. Видимо, история темная и лучше о ней не говорить. Эти высоты, кроме военного, имеют еще и экономическое значение – можно сделать сельхозработы противника опасными, обстреливая окрестности. Потом можно сказать, что их обстреляли из рогаток, на что они ответили ракетно-бомбовым ударом. Мировая и прочая общественности призовут все стороны к сдержанности. И население начнет покидать насиженные места.

Теперь о французском оружии, встревожившем Алиева. Пока подписан меморандум о поставках французских средств ПВО. Более понятные БТР – говорят, что они предназначались Украине, но попадут к нам, видимо, из-за того, что уже вышли из военной моды. Основная же задача средств ПВО, как кажется – это контроль неба с разведзадачами как против России, так и Ирана. Не будем забывать, что Франция – это член НАТО, а де Голль и голлизм давно и прочно забыты. И если менять формулу безопасности, то сооружения для российских ПВО должны отойти французам, т.е. НАТО. В меморандуме о взаимодействии, если подойти к нему с фантазией, можно усмотреть, что Франция назначена смотрящей от НАТО, но насколько ее полномочия превосходят турецкие – сказать трудно. Для Франции Армения интересна урановыми месторождениями, которые она потеряла в Африке. Может быть произведен обычный колониальный обмен – отсюда – сырье, от них – устаревшая военная техника. Оружие можно купить и у России, и у Ирана, но предпочтение отдано стране НАТО. А оружие – это и инструкторы, и операторы, и ремонт, т.е. сюда входит контингент НАТО. Дальше – больше. Тут не мешает вспомнить судьбу французских «Миражей» в Ираке. Когда началась агрессия США, романтически именуемая «Бурей в пустыне», контроль неба антииракской коалицией был установлен в первый же день. По одной из версий, когда «Миражи» вылетели на охрану родного иракского неба, то ракеты от самолетов так и не оторвались. Т.е. они управлялись сигналами, которые обнуляли их боевые возможности. И «Миражей» было сбито больше, чем самолетов советского производства.

Южный Кавказ, как это неоднократно говорилось, – один из претендентов на открытие здесь второго фронта с Россией, где Азербайджан вкупе с Турцией справляются со своими имперскими задачами без привлечения более крупных игроков. Задача же провокации в Газе состояла в том, чтобы привлечь в конфликт Иран и другие страны, имеющие заинтересованные отношения с Палестиной. Но пока не получается – Иран демонстрирует сдержанность. Израиль тут зрится как инструмент по созданию хаоса. У нас аппетиты азеро-турецкого блока были сдержаны Россией и Ираном, они получили некоторое оформление 19 сентября во время визита Шойгу.

Вообще говоря, архитектура безопасности – это дело профессионалов, а не уличной толпы. Всякие резкие перемены вредны. У нас была резкая перемена – Серж Саргсян поменял президентскую формулу правления на парламентскую, чтобы продлить себе срок пребывания у власти. Но, как это часто бывает – делаешь для себя, а пользуются другие. Переход одной формы правления в другую облегчил захват власти Пашиняном. И смена архитектуры безопасности грозит теми же последствиями. Надеешься на цивилизованных французов, а придут турки. Которые так и не создали цивилизации, а нобелевский лауреат Орхан Памук предпочел из Турции свалить. В противном случае… Если турки убили российского посла, то, надо полагать, нобелевский лауреат для них особых проблем представлять не мог.

Понятно, что нынешняя власть, выполняя западно-турецкие заказы, ведет нас в состояние крайней неопределенности. И тут не грех вспомнить приход «цветных революционеров» во власть. Тогда ни одна партия – ни парламентская, ни внепарламентская (домашние партии не в счет) – не осудила захват власти как антиконституционный. Видимо, им казалось, что у них продолжают оставаться шансы на хорошую жизнь. И складывалось ощущение, что не только оппозиционные партии, но и властная – Республиканская партия Армении – увлеклись революционным порывом. Не зря власть во всех революциях считается ее соавтором.

И теперь главный вопрос: каковы шансы на изменение власти, которая дискредитирована даже в глазах тех, кто за нее голосовал? Выборы в Совет старейшин мэрии (городской парламент) показали, что уровень ее поддержки упал до трети, это в условиях, когда сама власть считает голоса. Показательны таксисты. Если раньше они все хором были за Пашиняна, потому что он отменил долги по штрафам, то сегодня ни один таксист не признается вам, что он голосовал за Пашиняна. И не только потому, что осознал, но и пытается угодить клиенту. А клиент недоволен.

А нужна ли Армения России? Арцах не нужен, по крайней мере сегодня – она это уже показала. А Армения? Да, Армения покупала у нее оружие по заводским ценам, т.е. Россия на Армении бизнес не делала, ей нужен был здесь хорошо вооруженный партнер. О том же можно договориться и с Ираном, он тоже заинтересован в способности Армении сопротивляться агрессии. Осталось ли у нее то же отношение к Армении? Тут уже все покажет время.

Теперь об Арцахе. Здесь идет военное патрулирование, чтобы не было грабежей. Алиев, несмотря на то, что прямо угрожал населению Арцаха геноцидом, заинтересован в том, чтобы население вернулось, чтобы избежать международного давления, на правах граждан Азербайджана. Не исключено, что ему видится призыв армянского населения в азербайджанскую армию с тем, чтобы использовать их против Армении. Понятно, что Армения, несопоставимая по мощи с Россией, склонна обвинять ее в собственных прегрешениях. Равно как и Россия – Армению, воспринимая Пашиняна не как агента Алиева, а как всенародного избранника. Притом что выборы свои он проводил только после того, как овладел избирательной машиной. Тем не менее много вопросов остается без ответа. Почему арцахцы не готовились к вторжению Алиева, были там российские миротворцы или нет, когда дорога еще не была заблокирована? Почему так быстро был исчерпан ресурс сопротивления? А если уходить глубже, то почему арцахцы избрали себе президентом торговца, а не воина? Кстати, торговец сегодня сидит в азербайджанской тюрьме, где из него вытрясают нажитое непосильным трудом. Неужели он не предвидел свой конец именно такого рода? Урок для нас в том, что, сбрасывая свою вину на других, мы осуждены снова повторять те же ошибки. Армения нужна именно нам, и Арцах был нужен именно нам – это главное.

Один из первых приказов Пашиняна – снять охрану Католикоса. После чего началась кампания против него, которая во всех деталях освещалась телерадиокомпанией BBC, находящейся под непосредственным кураторством МИ6. Попытки нападения были предотвращены, потом последовали еще две, менее убедительные. Как обычно в таких ситуациях, появляется поп-расстрига, претендующий на церковную власть. Вывод простой: если Церковь стала мишенью новой власти – значит, она является серьезным потенциальным очагом сопротивления. Как сказал в свое время канцлер Бисмарк: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники». И если сражение со светским образованием было выиграно, то с духовным – нет. Проповеди свое воздействие не утеряли, чем и опасны. Светскую власть захватить удалось, духовную – нет. И защитники Церкви взяли не числом, а преданностью Создателю, что придает сил любому. Так что шансы у нас есть, и в авангарде возрождения – христианские ценности.

Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прочитав статью Гайка Нагапетяна прихожу к выводу, что Алиев и Пашинян вместе разваливают Армению.Прочитайте друзья, может я ошибаюсь?
  2. Очередная блестящая статья Айка Нагапетяна, открывает глаза на то, что Алиеву арцахцы нужны не столько для толерантности, а для пушечного мяса. Как и талыши и лезгины. Айк совершенно справедливо саркастически комментирует выезд Орхана Памука из Турции. Мне кажется, что как либерал Памук игрался в армянский геноцид. В 2018 он уже эту риторику не включал. Зато в 2019 году подписал письмишко одного из фронтменов либерального фашизма Бернара Леви "за демократические ценности". Когда убивали арцахцев, Орхан Памук молчал в тряпочку. Я ему больше не верю
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты