N 08 Май (16-31) 2006 года.

Нравится или нет – налоги надо платить

Просмотров: 4613

Налоги, налоговое законодательство, налоговые органы. В условиях развития рыночной экономики эти слова в нашем обществе, и особенно в предпринимательской среде, вызывают если не сказать тревогу, то уж точно опасение, беспокойство, недоверие. Пожалуй, налоговые органы чуть ли не во всех странах мира, и особенно в России, воспринимаются как некий «карательный» инструмент. В действительности ли так «страшны» налоговые законы? С этим и другими вопросами мы обратились к специалисту в области налогообложения, кандидату экономических наук, автору книги «Повышение роли бюджетообразующих налогов в России в эпоху глобализации мировой экономики» Арсену Иваняну.

- Опасения как у предпринимателей, так и у обычных граждан, безусловно, существуют, – подтверждает Иванян. – Они обусловлены тем, что налоговое законодательство в наши дни касается всех. Скажем, наемный работник получает заработную плату, предприниматель – прибыль, третий – владеет имуществом, то есть все они автоматически становятся участниками налоговых отношений. А это значит, что каждый должен внести свой вклад в финансирование государственных нужд. Причем в процессе исчисления и уплаты соответствующих налогов каждый должен четко выполнять установленные законом обязательства, в противном случае он рискует подвергаться претензиям со стороны налоговых органов. Опасения людей усиливаются и в связи с частыми изменениями налогового законодательства, трудностями в однозначном его толковании, проблемой налоговой неграмотности. Замечу, что в Российской Федерации вышеуказанные проблемы решаются с 90-х годов и к настоящему времени процесс постепенно налаживается.

– Вы имеете в виду период перехода к рыночной экономике, когда российскому налогоплательщику пришлось изменить свое сознание, отношение к налоговому законодательству?

Безусловно. Во времена Советского Союза все граждане в основном были наемными работниками и при этом не имели возможности заниматься предпринимательской деятельностью, вследствие чего не было необходимости в заполнении налоговой декларации, сдаче отчетности и т.д. С переходом к рыночной экономике все кардинально изменилось, и люди стали участниками новых отношений с государством, связанных с обязанностью платить налоги. Причем появилось множество новых налогов со своими ставками, льготами, порядком исчисления и уплаты и т.д. Замечу, что в настоящее время сложный период изменения налогового законодательства в России уже позади. Хотя, несмотря на относительную стабилизацию налоговой системы России, пока для налогоплательщиков, к сожалению, есть еще немало пробелов в законодательстве, но они устраняются: конкретизируются те нормы, которые по-разному трактуются налоговыми органами и налогоплательщиками. И задача специалистов заключается в том, чтобы свести к минимуму такие разночтения.

Хочу отметить, что налогоплательщики развитых стран давно привыкли к действующей у себя налоговой системе и в этом плане имеют неоспоримое преимущество по сравнению с российскими, так как их налоговое законодательство отточено десятилетиями, если не столетиями.

– А есть ли оптимальный уровень налогообложения, который устраивал бы обе стороны? Насколько отличается налоговая нагрузка в различных странах?

Изначально налоги представляют собой один из фундаментов функционирования государства, то есть они являются основным источником наполнения государственного бюджета. Казалось бы, чем выше ставки налогов, тем больше денег будет в бюджете. Однако это не совсем так. По мнению известного американского экономиста Артура Лаффэра, оптимальная налоговая нагрузка находится на уровне 30 процентов, а 40-50-процентная нагрузка уже приводит к снижению деловой активности и уходу налогоплательщиков в «тень», что приводит к сокращению налоговых поступлений. Как видите, взаимоотношения государства и налогоплательщиков очень деликатные и требуют разумного баланса интересов обеих сторон.

Что касается уровня налоговой нагрузки в разных странах, то он во многом определяется особенностями национальных экономик. Например, в Российской Федерации, по разным оценкам, он составляет примерно 35 процентов от валового внутреннего продукта. В США данный показатель меньше, где-то 30 процентов, в Западной Европе порой доходит до 50 процентов, в частности в скандинавских странах. Кстати, это свидетельствует о большей социальной ориентированности данных государств.

– На данном этапе насколько отличается налогообложение на Западе и в Российской Федерации?

Существенные различия все же есть. Налоговым системам западных стран присуща стабильность. Они, как я уже сказал, формировались не за одно десятилетие, а у нас – всего 15 лет.

Далее, на Западе бюджет наполняется в основном за счет налогов с физических лиц, в России – юридических лиц. Кроме того, в России действует самая низкая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов вне зависимости от величины дохода, а в развитых странах – ставка носит прогрессивный характер, то есть чем больше получаешь, тем выше ставка налога. Хотя, с другой стороны, на Западе налоговые вычеты намного весомее.

Различия между налоговым администрированием как в трансформирующихся странах СНГ, так и между ними и Западом должны сводиться к минимуму.

Теперь о различиях в налоговом администрировании. Для нас весьма поучительным в плане налогового администрирования может оказаться также технологическая сторона этого вопроса. Ведь на Западе информационные технологии позволяют налогоплательщику и налоговому инспектору общаться не только непосредственно, но и через Интернет, что исключает субъективный подход. В Швеции, например, налоговый орган на основе имеющейся у себя информации отправляет физическому лицу заполненную налоговую декларацию. Гражданин проверяет декларацию и при отсутствии возражений отправляет ее обратно, уплачивая налог. А что касается Российской Федерации и стран СНГ, то налоговое администрирование находится в стадии развития, и есть уверенность, что и у нас скоро будет достигнут такой же высокий уровень.

И, наконец, западные налогоплательщики относятся к своим обязанностям по уплате налогов более ответственно, дисциплинированно.

– А связано ли это с тем, что на Западе у налоговых органов действительно больше «карательных» функций?

Функции налоговых органов любой страны должны быть сведены к тому, чтобы каждый, будь то предприниматель, государственный служащий или наемный работник, правильно исчислял и платил законно установленные налоги. Это призвано обеспечить равную конкуренцию между всеми налогоплательщиками.

Таким образом, необходимо искоренить практику незаконной налоговой минимизации, чтобы добросовестный налогоплательщик не оказался в проигрышном положении в рыночной конкуренции только из-за того, что он правильно исчисляет и платит все налоги.

Контроль и наказание на Западе, действительно, жестче.

– А теперь более частный вопрос. Что общего и каковы различия между налоговым законодательством Российской Федерации и Республики Армения?

Я бы не сказал, что они существенно отличаются, но различия все-таки есть. Так как Россия богата природными ресурсами, то здесь велика роль ресурсных налогов, в отличие от нашей исторической родины, где больших запасов природных ресурсов, к сожалению, нет.

Второй момент относится к налогу на добавленную стоимость. В России он платится по ставке 10 и 18 процентов. При этом 10 процентов – применяется к товарам первой необходимости (к определенным продовольственным, детским, медицинским товарам и т.д.). В Армении ставка НДС единая и выше, чем в России – 20 процентов.

И еще, в Армении действует прогрессивная ставка подоходного налога с физических лиц в размере 10 и 20 процентов в зависимости от величины дохода, в России, как я уже говорил, ставка единая – 13 процентов.

– С точки зрения предпринимательства, где легче работать – в России или в Армении?

Если сравнивать налоговую нагрузку, то по одним налогам легче работать в России, скажем, здесь более приемлем налог на доходы физических лиц и НДС, по другим – в Армении, например, налог на прибыль.

А вот что касается эффективности применения налогового законодательства в этих странах, мне трудно судить.

Беседу вел Рубен Айрапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек