N 08 Май (16-31) 2006 года.

«Через десять лет армяно-грузинские отношения будут еще лучше»

Просмотров: 4095

История армяно-грузинских отношений насчитывает много веков. История отношений двух государств – не насчитывает и двух десятилетий. Есть много общего в тяжелой судьбе наших народов, есть много общего и в их стремлении к свободе и независимости. На вопросы газеты «Ноев Ковчег» отвечает посол Грузии в Армении Реваз Гачечиладзе.

– В начале 2004 года, сразу после «революции роз», грузинскому народу удалось сменить власть на выборах, которые в целом соответствовали стандартам ОБСЕ. В чем оправдала и в чем не оправдала ожидания людей эта революция?

То, что происходит после «революции роз», конечно же, является нормальным демократическим процессом. Строится европейское государство - процесс, затормозившийся в предыдущие годы.

История армяно-грузинских отношений насчитывает много веков. История отношений двух государств – не насчитывает и двух десятилетий. Есть много общего в тяжелой судьбе наших народов, есть много общего и в их стремлении к свободе и независимости. На вопросы газеты «Ноев Ковчег» отвечает посол Грузии в Армении Реваз Гачечиладзе.

– В начале 2004 года, сразу после «революции роз», грузинскому народу удалось сменить власть на выборах, которые в целом соответствовали стандартам ОБСЕ. В чем оправдала и в чем не оправдала ожидания людей эта революция?

То, что происходит после «революции роз», конечно же, является нормальным демократическим процессом. Строится европейское государство - процесс, затормозившийся в предыдущие годы. Меня часто спрашивают в Армении, насколько оправдала надежды рядовых людей «революция роз», и я неизменно отвечаю, что за два с небольшим года сделано очень много, но результаты будут видны в будущем, по прошествии нескольких лет, если не десятилетий. Но все же можно привести несколько примеров.

Когда армянские водители проезжают через всю Грузию, их не останавливает ГАИ и не нужно платить «чаевые» полицейским (что было характерно до 2004 года в Грузии и до сих пор не изжито у наших соседей), ясно, что достигнуто это в результате резкой смены кадров в МВД. Наша патрульная полиция, наверное, самая эффективная и наименее коррумпированная на всем пространстве СНГ, была создана после того, как были уволены десятки тысяч гаишников. Они, в конце концов, нашли другую работу, но недовольство от потери жирного куска осталось. Такие люди считают, что «революция роз» их миновала.

Или взять сферу высшего образования, где введение общегосударственных экзаменов полностью уничтожило протекционизм и взяточничество при поступлении в вуз. Разве это достижение революции «оправдало ожидания» бывших взяточников? С другой стороны, разве это не достижение для рядовых граждан?

Очень часто наши телеканалы, которые, кстати, вполне свободны, показывали акции социального протеста, которые были направлены против повсеместного введения кассовых аппаратов. Между тем, ясно, что без подобных «технических новшеств» (на самом деле давно применяемых в развитых странах) невозможно проводить нормальную фискальную политику.

И так во всех сферах жизни. Должна еще произойти смена менталитета у людей, но повторяю: итоги «революции роз» очень обнадеживающие. Они способны вывести Грузию в ряд развитых государств, хотя это не может случиться за пару лет.

— Однако некоторые грузинские наблюдатели считают, что после «революции роз» в Грузии пострадали некоторые демократические свободы. На Ваш взгляд, какие еще практические шаги должны быть предприняты для развития демократии?

Не могу согласиться с утверждением, что якобы «пострадали некоторые демократические свободы». Права на свободу слова и доступ к информации в Грузии не ограничены. Ни одна газета, журнал или телеканал не были закрыты по политическим причинам. Выборы в парламент проводились по схеме, принятой еще в 1999 году, когда был введен 7-процентный барьер для партий. Поэтому многие мелкие партии не смогли преодолеть этот барьер. Кстати, в соседней Турции установлен избирательный барьер в 10 процентов! Наша оппозиция имеет достаточно веский голос, в том числе и в СМИ. Она может и должна готовиться к будущим выборам.

Конечно, будут и дальнейшие шаги в сторону развития демократии, например, усилится местное самоуправление, мэры крупных городов будут избираться. Наш парламент работает в нужном направлении.

Большая часть населения Грузии выступает за вступление страны в Европейский Союз, к этому же стремится и большая часть населения Армении. Насколько реально, на Ваш взгляд, вступление наших стран в ЕС при наличии существующих в регионе конфликтов?

– Вступлению в Европейский Союз предшествует очень много процедур. Нашим странам еще нужно соответствовать т.н. «копенгагенским критериям». Кроме того, нужно учесть, что Европейский Союз всего два года назад стал больше на 10 стран, а в очереди стоят балканские страны и Турция. Поэтому в течение ближайшего десятилетия Грузия в ЕС не попадет. Но она должна и будет стремиться к этому. Думаю, что к тому времени наши внутренние этно-политические конфликты нами будут улажены. Много зависит и от политической конъюнктуры будущего, которую никто не сможет предсказать. Что касается наших соседей, я не считаю себя вправе давать ответы за них.

Вступление Грузии в НАТО гораздо более предсказуемый процесс, и мы надеемся, что членство в этой организации поможет нашему сближению и с ЕС.

– Как Вы оцениваете нынешний уровень армяно-грузинских отношений? По Вашему мнению, используют ли стороны весь имеющийся у них потенциал?

– Политические отношения наших стран самые дружественные, и оценить их можно только положительно. У Грузии, как государства, нет никаких претензий к Армении. Контакты между руководителями стран, правительств, парламентов, отдельных ведомств тесные. Конечно, связи между нашими хозяйственными объектами могли бы усилиться еще больше. Потенциал в этой сфере пока не используется полностью.

— Какие сферы являются, на Ваш взгляд, наиболее приоритетными для наших двусторонних отношений?

На нынешнем этапе - это развитие экономических связей, интеграция наших экономик, поскольку рынок каждой из стран довольно узок.

Нас должно радовать, что в прошлом году резко возрос поток армянских туристов на черноморские курорты Грузии, есть возможность и дальнейшего роста. Увеличивается товарооборот между нашими странами.

В настоящее время приоритетным для нас является увеличение экспорта грузинского вина в Армению. Хочу заверить ваших читателей, что эти вина не содержат никаких вредных веществ. Вредным является скорее эмбарго на их импорт в одну из соседних стран!

— На недавней пресс-конференции Вы заявили, что существующие в Самцхе-Джавахети проблемы носят социально-экономический характер. Подобные проблемы есть не только в этом, но и во многих других регионах Грузии, независимо от того, какой национальности там население. Но именно Джавахети выделено более трети суммы, полученной Грузией в рамках американской программы «Вызовы тысячелетия». Это так, но как решать гуманитарные проблемы: проблемы армянских церквей в Грузии, проблемы языка? Армяне, живущие за пределами Армении, как правило, прекрасно владеют государственным языком страны проживания, исключением являются лишь армяне Самцхе-Джавахети.

Социальные проблемы включают в себя и гуманитарные, и культурные, и языковые. Поверьте мне, моя докторская диссертация называлась «Социальная география Грузии»! То, что армяне в Джавахети не владеют государственным языком, конечно, является упущением для них же самих. Например, при проведении общегосударственных экзаменов в прошлом году их успешно прошли более 170 армян. Этот результат, хоть и превосходит результат любого другого национального меньшинства, мог быть гораздо выше, если бы армяне Джавахети лучше знали государственный язык. Правительство делает многое для того, чтобы дать возможность армянской диаспоре лучше интегрироваться в гражданское общество Грузии. В Кутаиси, например, открылась школа административного управления имени Зураба Жвания, и там будут готовить для государственной службы представителей национальных меньшинств, в том числе армян.

Другое дело, что определенные силы извне пытаются спровоцировать конфликты в районах Грузии, населенных армянами. Джавахети – один из регионов Грузии, и мы сами должны (и будем) поднимать уровень социально-экономического развития в этом регионе. Возможность для этого у нас найдется! Кроме того, как я неоднократно говорил, богатая армянская диаспора также могла бы посодействовать этому своими капиталовложениями.

Что касается т.н. «проблемы армянских церквей в Грузии», думаю, что ее раздувают наши с вами недоброжелатели, и уж проблем Джавахети она совсем не касается.

— Министр ИД Грузии Гела Бежуашвили заявил: «С точки зрения транзитной страны, какой является Грузия, любое открытие коммуникаций - это часть нашей стратегии». Заинтересована ли Грузия в подключении к газопроводу Иран-Армения, политическая договоренность о строительстве второй ветки которого уже принята?

Я полностью разделяю мнение министра, партнерство в этой сфере было бы очень выгодным для обеих наших стран. Но, увы, насколько можно понять из отрывочных сведений СМИ, «Газпром» не заинтересован, чтобы газ из Ирана шел через Армению в Грузию и далее в Европу. Боюсь, что нет именно упомянутой Вами ясной политической договоренности о строительстве второй ветки газопровода из Ирана по территории Армении до грузинской границы. Давайте подождем лучших времен!

— Как Вы представляете армяно-грузинские отношения через десять лет?

Могу представить себе, что через десять лет наши страны уже в составе НАТО и интенсивно лоббируют свое вступление в ЕС. Газопровод из Ирана через Армению и Грузию проложен по дну Черного моря, и газ поставляется в Украину и Европу. Наши страны устранили таможенные барьеры не только друг с другом, но и с другими соседями... Но это уже из другой оперы и сильно попахивает «благими намерениями» по Манилову! Но думаю, что через десять лет армяно-грузинские отношения будут еще лучше, чем сейчас. Наше посольство к этому и стремится!

Сусанна Петросян для «Ноева Ковчега»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. zorxrwpx vfmmkhsk oskrmepi
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты