Иран заинтересован в сохранении статус-кво на Южном Кавказе
Иранская ядерная проблема продолжает оставаться одним из самых серьезных раздражителей в противостоянии Тегерана и его оппонентов, главным образом США. В начале июня Верховный представитель ЕС по единой внешней политике и безопасности привез в Иран пакет предложений по решению иранской ядерной проблемы. Эти предложения были одобрены постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией (т.н. предложения «шестерки»).
«Шестерка» ждет ответа на свои предложения до начала встречи G8 в Санкт-Петербурге в середине июля. Иран же намерен дотянуть с ответом до августа. Хотя уже сейчас можно предположить, что Тегеран вряд ли начнет предметно обсуждать предложения, в которых одна неприемлемая для него формулировка «прекращение обогащения урана» заменена на другую, столь же неприемлемую: «временное приостановление процесса обогащения урана».
Иранская ядерная проблема продолжает оставаться одним из самых серьезных раздражителей в противостоянии Тегерана и его оппонентов, главным образом США. В начале июня Верховный представитель ЕС по единой внешней политике и безопасности привез в Иран пакет предложений по решению иранской ядерной проблемы. Эти предложения были одобрены постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией (т.н. предложения «шестерки»).
«Шестерка» ждет ответа на свои предложения до начала встречи G8 в Санкт-Петербурге в середине июля. Иран же намерен дотянуть с ответом до августа. Хотя уже сейчас можно предположить, что Тегеран вряд ли начнет предметно обсуждать предложения, в которых одна неприемлемая для него формулировка «прекращение обогащения урана» заменена на другую, столь же неприемлемую: «временное приостановление процесса обогащения урана». В Тегеране прекрасно понимают, что переговоры могут затянуться, между тем, до конца этого года Иран намерен довести количество центрифуг для обогащения урана до 3 тысяч и достичь 5%-ой степени обогащения урана.
В июне Иран дебютировал на очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где его представлял президент Махмуд Ахмадинежад. Иран пока не является членом ШОС, но, скорее всего, это лишь вопрос времени. Впрочем, ШОС не является монолитной организацией, и США будут пытаться влиять на принимаемые ею решения через те страны-члены, которые находятся в американской орбите.
На этом фоне важным следует считать заявление о возможном тесном сотрудничестве России и Ирана в поставках природного газа (обеим странам принадлежит около 43% всех разведанных мировых запасов) на мировой энергетический рынок. Речь идет о согласовании действий при определении цен и разделе рынков (потоков): Россия будет поставлять природный газ в Европу, а Иран - на Восток, таким крупным потребителям, как Индия и Китай.
В будущем противостояние между НАТО и ШОС в различных регионах, в том числе на Южном Кавказе, обострится. По сути и регион, и Армения, как его составная часть, становятся своеобразным разломом, по которому проходит противостояние между Западом и Востоком.
Из стран региона пока только Грузия обозначила свой однозначно прозападный вектор и делает все для того, чтобы стать частью НАТО. Что же касается Армении и Азербайджана, то эти страны пытаются вести многовекторную политику, где возможности для маневра у Баку значительно шире.
Естественно, Иран пытается совершить ряд упреждающих шагов для того, чтобы нейтрализовать потенциальную политическую и военную угрозу на своих северных границах. Реальная политика Ирана на Южном Кавказе нацелена на сохранение статус-кво в регионе. Для этого Тегеран может использовать все свои возможности, чтобы воспрепятствовать расширению западного (прежде всего американского) военного присутствия на Южном Кавказе и в Каспийском бассейне в частности. Иран также заинтересован в сохранении статус-кво в нагорно-карабахском конфликте. Главная его цель – не допустить иностранного военного присутствия в зоне конфликта.
Среди планов Ирана можно назвать и наращивание коммуникационной (прежде всего энергетической, трубопроводной и транспортной) сети из Ирана в Армению через район Мегри. Тегеран готов расширить свои возможности в обеспечении поставок энергоносителей (прежде всего газа) на Южный Кавказ и стать серьезной альтернативой России (в перспективе Казахстану и Туркменистану) в поставках природного газа на рынок региона.
С этой целью Тегеран ведет серьезную и системную работу со своими северными соседями, в том числе с Арменией и Азербайджаном. Его отношения с Баку остаются непростыми, в том числе из-за попыток некоторых «сильных мира» сего инициировать сепаратистские настроения в северных провинциях Ирана, где в основном проживают азербайджанцы. Глава Верховного национального совета по безопасности Ирана Али Лариджани считает, что территория Азербайджана и Туркменистана используется американскими спецслужбами в необъявленной войне против своего южного соседа. Очевидно, что в Иране явно обеспокоены активностью американцев в Азербайджане, а также возможными тайными договоренностями между Вашингтоном и Баку. В Тегеране, судя по всему, не исключают, что территория Азербайджана может быть использована США для нанесения ударов по Ирану.
В свою очередь Тегеран никогда не исключал возможности нанесения ракетного удара по нефтяным объектам Азербайджана на Каспии и по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.
Решимость Тегерана отстаивать свои интересы весьма своеобразным образом была продемонстрирована 5 июня, когда ведущий канала «Iran TV 1» государственного телевидения Ирана заявил: «...Независимая Нагорно-Карабахская Республика объявила о своей независимости 15 лет назад. Сейчас Азербайджан выступает с территориальными претензиями к этой республике». Напомним, что одновременно Тегеран делает заявления о том, что признает территориальную целостность своего северного соседа и поддерживает Баку в вопросе Нагорного Карабаха в рамках организации «Исламская конференция».
Так что визит Р.Кочаряна в Иран был очень актуальным. В обмен на политическую и экономическую поддержку от президента Армении в Тегеране, скорее всего, потребуют сохранения внешнеполитического курса и статус-кво по вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что полностью укладывается в долгосрочный иранский политический курс на Южном Кавказе.
Давид Петросян
Оставьте свои комментарии