Расстрелянный пейзаж
В Московском музее современного искусства открылась персональная выставка художника- нонконформиста Корюна Нагапетяна.
25 июля 1999 года в московскую мастерскую художника Корюна Нагапетяна вошли неизвестные. Прогремел выстрел. Пуля, убившая художника, пробила и пейзаж за его спиной. На «расстрелянной» картине – армянская святыня, озеро Севан. Мастер умер, как и жил, - сражаясь за свободу искусства и достоинство родного края.
Корюн Нагапетян родился в 1926 году в небольшом селе Ацик под Гюмри. Окончил Ленинаканскую художественную школу им. Меркулова. Но в Москве будущий художник появился как бедный рабочий-эмигрант. Здесь он потерял глаз из-за производственной травмы. Но эта драма не свела его с пути в искусство: обманув медицинскую комиссию и успешно сдав экзамены, Корюн поступил в Строгановку (Московское высшее художественно-промышленное училище). Даже с монокулярным зрением он сумел получить профессиональное образование и стать мастером.
В Московском музее современного искусства открылась персональная выставка художника- нонконформиста Корюна Нагапетяна.
25 июля 1999 года в московскую мастерскую художника Корюна Нагапетяна вошли неизвестные. Прогремел выстрел. Пуля, убившая художника, пробила и пейзаж за его спиной. На «расстрелянной» картине – армянская святыня, озеро Севан. Мастер умер, как и жил, - сражаясь за свободу искусства и достоинство родного края.
Корюн Нагапетян родился в 1926 году в небольшом селе Ацик под Гюмри. Окончил Ленинаканскую художественную школу им. Меркулова. Но в Москве будущий художник появился как бедный рабочий-эмигрант. Здесь он потерял глаз из-за производственной травмы. Но эта драма не свела его с пути в искусство: обманув медицинскую комиссию и успешно сдав экзамены, Корюн поступил в Строгановку (Московское высшее художественно-промышленное училище). Даже с монокулярным зрением он сумел получить профессиональное образование и стать мастером.
Его творческий путь в первые годы совпал с путем многих нонконформистов. Корюн Нагапетян был участником бульдозерной выставки, он активно организовывал «квартирные вернисажи» и выставки на ВДНХ в 1975 году. Он — один из организаторов объединения «Двадцати московских художников» при Московском комитете художников-графиков профсоюза работников культуры на Малой Грузинской, 28. Выставки «Двадцатки» сразу были замечены и неизменно вызывали интерес зрителей — перед входом в залы выстраивалась длинная очередь.
В эпоху перестроечного романтизма он, как правозащитник и демократ, стал одним из основателей Московского движения «Карабах», участником легендарных митингов за свободу родины. И картины мастера этого периода ярко контрастируют с ранним, авангардистским периодом его творчества. Поздние работы Корюна Нагапетяна более реалистичны, он обращается к теме национальной истории, национальной трагедии. На выставке представлены работы, посвященные памяти жертв геноцида 1915 года, портреты древнеармянских мыслителей: Анании Ширакаци и Нарекаци, виды Эчмиадзина и Севана. Созерцательные, подлинно философские картины Нагапетяна – это отражение подлинной, глубинной отваги и духовной свободы художника, его творческой силы.
С 1994 года Корюн Нагапетян практически перестал заниматься живописью и все свое время посвящал работе над книгой, в которой представил новую концепцию происхождения Земли. В книге «Вторжение Земли в гелиосистему» опубликованы множество его работ и разработанные мастером оригинальные шрифтовые гарнитуры – армянские, русские и латинские.
Об этих сторонах незаурядной натуры Корюна Нагапетяна говорили на открытии выставки его многочисленные друзья и поклонники таланта. Выставку открыл вице-президент Российской Академии художеств Д.О. Швидковский: «Мы открываем персональную выставку Корюна Нагапетяна с трагическим названием «Расстрелянный пейзаж». Этот художник боролся за свободу во всех ее проявлениях . Его собственное искусство абсолютно нравственно, в его работах отражено представление художника о мироздании. Корюну Нагапетяну все удавалось, поэтому его искусство остается с нами, остается живым».
С особым внимание гости вернисажа выслушали академика Самвела Григоряна, близкого друга художника. Он отметил, что Нагапетян был не просто художником - его грандиозной личности были свойственны масштаб, естественность и абсолютная свобода. Он был трибун – личность с остро выраженными политическими способностями.
О Корюне Нагапетяне вспоминали также представители посольства Армении, известные художники, близкие мастера. На выставке представлены поздние работы художника: ранние разошлись в частные коллекции по всему миру.
Гаяне Макунц
Оставьте свои комментарии