N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

Для кого поют рок-звезды

Просмотров: 4075

В Тбилиси на днях завершился традиционный джаз-фестиваль. Проходит он каждый год и сопровождается постоянными приятными сюрпризами – именно тогда организатор фестиваля, компания «Истерн Промоушен» привозит популярных зарубежных звезд.

Вообще же, гранды мировой музыки не слишком часто заглядывают в наши края – оно и понятно: билеты на такие концерты звезд стоят недешево, и они не по карману истинным ценителям искусства. Если допустить, что в Грузию постоянно будут приезжать звезды, то получится, что на их концерты главным образом будут приходить госчиновники и представители крупного бизнеса - полный кошмар для западных исполнителей, привыкших к непосредственной и демократической атмосфере на своих шоу.

В Тбилиси на днях завершился традиционный джаз-фестиваль. Проходит он каждый год и сопровождается постоянными приятными сюрпризами – именно тогда организатор фестиваля, компания «Истерн Промоушен» привозит популярных зарубежных звезд.

Вообще же, гранды мировой музыки не слишком часто заглядывают в наши края – оно и понятно: билеты на такие концерты звезд стоят недешево, и они не по карману истинным ценителям искусства. Если допустить, что в Грузию постоянно будут приезжать звезды, то получится, что на их концерты главным образом будут приходить госчиновники и представители крупного бизнеса - полный кошмар для западных исполнителей, привыкших к непосредственной и демократической атмосфере на своих шоу. К тому же таможенников и импортеров сигарет надолго не хватит – эта публика, как правило, находится на расстоянии многих световых лет от музыки, пустить окружающим пыль в глаза и посетить одно престижное шоу раз в году – еще куда ни шло. Но мучить себя постоянно – увольте.

Список суперзвезд, отыгравших концерты в Грузии, умещается на пальцах двух рук – это Ян Гиллан, Назарет, Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Джо Завинул, Джон Маклафлин, Джордж Бенсон – в этом году к этому списку прибавилась модная группа «Jamiroquai» и патриарх джаза Херби Хенкок.

Эти концерты дают, помимо удовольствия, большую пищу для размышлений относительно культурных нравов местной публики.

Публика делится на несколько категорий.

Первая - это снобы, располагающие деньгами и не имеющие представления о музыке, но знающие, что хороший концерт – это престижно.

Весь их вид говорит и даже кричит сам за себя. На концерт великого хиппи Джона Маклафлина они могут прийти в вечерних нарядах – ничего более не соответствующего духу и атмосфере свободной музыки представить себе невозможно. Помнится, еще в 60-е годы Джон Леннон на одном из концертов «Битлз» в престижном лондонском «Альберт-Холле» обратился к подобной публике: «А вы можете не хлопать, лучше трясите своими драгоценностями».

Если уж проблема безвкусных богачей на концертах характерна даже для протестантской Англии, где скромность является одним из принципов жизни, можно себе представить, как это выглядит в Грузии.

Кроме всего прочего, это ведь еще и большевистская традиция. В связи с этим вспоминается знаменательный случай. Летом 97 года в Аджарии, по инициативе тогдашнего лидера Аслана Абашидзе, страдающего всеми признаками совкового менталитета, в местной опере ставили «Аиду» Верди. Как известно, в оригинале это произведение длится больше четырех часов, и поэтому даже в таких оперных театрах, как миланский «Ла Скала», ставят сокращенный вариант – щадят слушателей.

Но не таков был Абашидзе – в батумской опере закатили полную версию «Аиды».

Надо было видеть страдающие лица местных чиновников, обязанных досмотреть спектакль вместе с главой Аджарии. Наверняка это были самые тяжелые часы в их жизни, а долгожданное завершение «Аиды» - настоящий праздник.

Первая категория посетителей максимально приближена ко всему вышеописанному – с той только разницей, что их мучения носят сугубо добровольный характер, а концерт, допустим, Джо Завинула длится всего полтора-два часа.

Вторая категория – это богатые люди, которых по какому-то недоразумению угораздило еще и быть ценителями музыки – представьте себе, бывает и такое.

И, наконец, третья категория – это действительно ценители искусства, кое-как накопившие деньги на концерт.

Справедливости ради надо признать, что со сцены все это не бросается в глаза – истинные любители музыки все-таки умудряются создать в зале атмосферу настоящего праздника.

Главная проблема сегодняшней Грузии состоит в том, что звезды стоят очень дорого. Осенью в честь начала работы нефтепровода Баку-Джейхан в Тбилиси на стадионе прошел бесплатный концерт английской поп-группы «Симпли Ред» - группа в недавнем прошлом хитовая и очень модная, но сейчас спрос на нее упал. Но даже в этом случае, поговаривают, концерт обошелся в полмиллиона – правда, оплачивала его компания «Бритиш Петролеум», для которой не было проблемы банкротства. А для местной продюсерской фирмы такие условия практически невыполнимы. По этой же причине сорвалось приглашение в Грузию Дженнифер Лопес – изначально был запланировал концерт-рекламная акция по популяризации грузинского вина. Но запрошенный Джей Ло миллион оказался неподъемным для виноделов. А ведь миллион – это только гонорар для певицы, а еще командировочные расходы, перелеты, гостиница, условия райдера – список специфических пожеланий капризных звезд. Все это входит в цену билета, которая в конце концов становится непомерно высокой – к примеру, билет на “Jamiroquai» стоил целых 200 долларов. Меломанам на помощь пришла банковская система – билеты продавали в рассрочку, как фотоаппараты или мобильные телефоны.

Трудно сказать, придет ли в Грузии время, когда концерты суперзвезд будут проходить не раз в год, а хотя бы раз месяц – цивилизованность страны зависит не только от политики или даже экономики, но и от того, кто стоит на сценических подмостках. В этом смысле ситуация в стране крайне неблагоприятная – местные исполнители настолько убоги, что даже круглосуточный их показ на телеэкранах так и не смог их сделать популярными. Они не проводят никаких шоу или концертов по разным причинам - во-первых, на их концерты никто не пойдет, во-вторых, у них нет денег, а в-третьих – и это самое главное – они ничего не соображают в музыке и считаются певцами только на том основании, что смогли найти богатых спонсоров – это тоже иногда может быть расценено как талант, но к музыке не имеет никакого отношения.

Иногда приезжают российские звездочки – всякого рода Глюкозы и Сереги, – но и это не в счет – лучше уж совсем никого, чем Серега и Глюкоза.

Таким образом, начинаешь понимать, что яркая культурная жизнь глобализированного человечества незаметно проскальзывает мимо – провинция, однако.

Обидно вдвойне, потому что в Грузии, так же как и в наших соседних странах, немало ценителей музыки.

Тенгиз Аблотия, Тбилиси

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека