«Степан Шаумян – рыцарь Революции»
Андрей Заев. «Жернова революции. Жизнь и смерть Степана Шаумяна», «НК» №7,2006
Я понимаю, что в рамках небольшой статьи автору было трудно более полно осветить жизнь и деятельность Степана Шаумяна. Но, на мой взгляд, его статья отличается, прежде всего, уважением и сочувствием к одному из рыцарей Революции. Хотел бы дополнительно высказаться по этой теме.
Как известно, указом Гейдара Алиева отмечена память о событиях 30 марта - 2 апреля 1918 года, когда Бакинской коммуне пришлось подавлять мятеж частей Дикой дивизии - эта дата объявлена “Днем геноцида азербайджанцев”. Более того, Г. Алиев заявил, что все трагедии Азербайджана, произошедшие в XIX-XX веках, сопровождаясь захватом земель, являлись различными этапами осознанной и планомерно осуществляемой армянами против азербайджанцев политики геноцида.
Андрей Заев. «Жернова революции. Жизнь и смерть Степана Шаумяна», «НК» №7,2006
Я понимаю, что в рамках небольшой статьи автору было трудно более полно осветить жизнь и деятельность Степана Шаумяна. Но, на мой взгляд, его статья отличается, прежде всего, уважением и сочувствием к одному из рыцарей Революции. Хотел бы дополнительно высказаться по этой теме.
Как известно, указом Гейдара Алиева отмечена память о событиях 30 марта - 2 апреля 1918 года, когда Бакинской коммуне пришлось подавлять мятеж частей Дикой дивизии - эта дата объявлена “Днем геноцида азербайджанцев”. Более того, Г. Алиев заявил, что все трагедии Азербайджана, произошедшие в XIX-XX веках, сопровождаясь захватом земель, являлись различными этапами осознанной и планомерно осуществляемой армянами против азербайджанцев политики геноцида.
Бросив столь серьезное обвинение в адрес армянского народа, бывший генерал КГБ не стал утруждать себя убедительными доказательствами, а удовлетворился воспоминаниями «свидетелей», которые подтвердили бесчинства дашнаков в 1918 году в различных населенных пунктах Азербайджана. Особая роль в организации «геноцида» азербайджанского народа отводится при этом Степану Шаумяну.
Можно ли события весны 1918 года трактовать как геноцид, а Степана Шаумяна - организатором этого геноцида? На мой взгляд, весной 1918 года никакого геноцида азербайджанского народа не было, а была обыкновенная кровавая разборка, которыми богата вся история Гражданской войны.
Как известно, в годы Гражданской войны, а в 1918 году особенно, власть полевых командиров была гораздо выше власти представителей центра. И если в ряде случаев отдельные командиры и проявляли жестокость при подавлении мятежа, то объявлять Шаумяна организатором геноцида азербайджанского народа – это несусветная чушь, которая выдается в качестве исторической правды. Если же гибель весной 1918 года около 10000 человек – это геноцид, то почему власти Азербайджана не объявят геноцидом гибель 30000 армян в сентябре 1918 года, когда турецкие войска ворвались в Баку?
Объективный анализ событий тех лет убедительно доказывает: азербайджанская историография далека от правды: она серьезно искажает события тех лет. Обвиняя армян в жестоком отношении к мусульманам, она скрывает многочисленные факты жестокости со стороны мусульманских банд как к армянам в различных районах Закавказья, так и к русскому населению Мугани.
Валерий Хачатуров
Оставьте свои комментарии