N 01 (112) Январь 2007 года.

Кто контролирует медиарынок Грузии?

Просмотров: 7065

NEWS CORPORATION НАЧИНАЕТ СВОЮ ЭКСПАНСИЮ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Один из ведущих грузинских телеканалов «Рустави-2» перешел под контроль известного предпринимателя Бадри Патаркацишвили. В результате сделки по покупке рупора «революции роз» господин Патаркацишвили получил контроль над 80% грузинского телерынка.

О смене владельца в «Рустави-2» сообщил ее главный конкурент – телекомпания «Имеди», принадлежащая Бадри Патаркацишвили с 2002 года. До последнего времени контрольный пакет акций «Рустави-2» находился в руках аджарского бизнесмена Кибара Халваши.

NEWS CORPORATION НАЧИНАЕТ СВОЮ ЭКСПАНСИЮ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Один из ведущих грузинских телеканалов «Рустави-2» перешел под контроль известного предпринимателя Бадри Патаркацишвили. В результате сделки по покупке рупора «революции роз» господин Патаркацишвили получил контроль над 80% грузинского телерынка.

О смене владельца в «Рустави-2» сообщил ее главный конкурент – телекомпания «Имеди», принадлежащая Бадри Патаркацишвили с 2002 года. До последнего времени контрольный пакет акций «Рустави-2» находился в руках аджарского бизнесмена Кибара Халваши. Компанию он приобрел еще в 2004 году. Однако, как сообщила «Имеди», после отставки своего близкого друга и патрона, министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили Халваши решил расстаться с активами «Рустави-2». Решение созрело окончательно после того, как Окруашвили отказался занять предложенный ему пост министра экономического развития.

«Рустави-2» известен со времен «революции роз» осенью 2003 года – тогда компания стала главным рупором оппозиции. Ее журналисты открыто заявляли о своих симпатиях даже в прогнозах погоды: «Сегодня с утра идет дождь, но к тому моменту, когда начнется митинг оппозиции, над Тбилиси будет светить солнце».

Но когда рейтинги телеканала стали падать вместе с популярностью пришедших к власти лидеров «революции роз», «Рустави-2» был выставлен на продажу. Несколько десятков миллионов долларов заплатил за него владелец малоизвестной компании «Геотранс» Бидзина Нижарадзе. Он же является пресс-секретарем Благотворительного фонда Бадри Патаркацишвили. «Геотранс» приобрел контрольный пакет акций медиахолдинга Кибара Халваши с помощью многомиллионного кредита, полученного от структур, подконтрольных Патаркацишвили. В результате под контролем самого богатого человека Грузии оказалось 80% местного телерынка: вместе с 78% акций «Рустави-2» Кибар Халваши продал «Геотрансу» крупные пакеты акций двух других телекомпаний – «Мзе» и «Первое стерео».

Как только стало известно, что «Рустави-2» сменил хозяина, канал немедленно перестал разрабатывать версию о причастности Бадри Патаркацишвили к смерти в Лондоне российского перебежчика и бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Обвинения основывались на том, что другой бывший офицер ФСБ Андрей Луговой, встречавшийся с Литвиненко в день отравления, в свое время возглавлял службу безопасности телекомпании ОРТ, в которой работал и Бадри Патаркацишвили. Более того, он несколько раз приезжал в Тбилиси по делам Благотворительного фонда Патаркацишвили.

Между тем, компанию «Имеди» - основной медиаактив Патаркацишвили – тоже ждут большие перемены. «Имеди» - самый популярный телеканал в сегодняшней Грузии. Так, Центр по международному исследованию конфликтов и переговоров провел опрос, чтобы выявить наиболее популярные программы и телекомпании. 52,8% опрошенных назвали лучшей именно «Имеди» («Надежда»).

Второе место досталось телекомпании «Рустави-2» - 41,9%, которая со времени «революции роз» постепенно утратила лидирующее положение. Следует отметить, что снижению рейтинга телекомпании предшествовал ряд событий. Во-первых, в 2004 году из эфира телеканала исчезло популярное политическое ток-шоу «Гамис Курьери» («Ночной Курьер»). Причиной называлось то, что программа за время своего существования (с 1998 года) обзавелась сильными конкурентами, которые переняли формат передачи, стала менее актуальной. Во-вторых, после смены руководства Грузии многие стали называть «Рустави-2» «правительственным телевидением» и это, по мнению руководства канала, негативно отразилось на имидже до этого независимой телекомпании.

На третьем месте, значительно уступая лидерам грузинского телевидения (1,6%), разместился оппозиционный канал «202», учредители которого Шалва Рамишвили и Давид Кохреидзе получили по 4 и 3 года тюрьмы соответственно за вымогательство 100 тысяч долларов США у бывшего депутата парламента Грузии Кобы Бекаури.

Далее следует еще недавно очень популярный информационный канал, один из первых конкурентов «Рустави-2» - «Мзе» («Солнце») с 1,1% голосов. Канал утратил свои позиции после слияния с «Рустави-2» и переформатирования из информационного в развлекательный.

Четвертое место досталось Общественному телевидению – 0,4%.

Самой же популярной телепрограммой на грузинском телевидении 66,3% опрошенных назвали еженедельную аналитическую программу «Дроэба» («Времена»), выходящую на телеканале «Имеди».

Популярность электронных массмедиа в Грузии напрямую зависит от того, насколько они независимы. Два года назад в Грузии перестали выходить политические ток-шоу в прямом эфире. Это даже стало поводом для депутатского запроса парламентария Арчила Гогелия (Гогелия – бывший руководитель Гостелерадиокомпании Грузии). Руководство ведущих каналов «Рустави-2», «Мзе», «Пирвели Архи» («Первый Канал») в один голос заявило, что политические ток-шоу изжили себя и нуждаются в новом формате.

Медиаимперия Руперта Мердока News Corporation подписала соглашение о сотрудничестве с грузинской телерадиокомпанией «Имеди», принадлежащей бизнесмену Бадри Патаркацишвили. Сразу после завершения сделки Патаркацишвили заявил, что «с Грузии News Corporation начинает свою экспансию на постсоветском пространстве».

По предварительной информации, Мердок приобрел 50% акций «Имеди». Американский бизнесмен австралийского происхождения Руперт Мердок является владельцем одной из самых мощных медиаимперий в мире - компании News Corporation. В ее состав входят киностудия 20th Century Fox, телевизионные сети Fox, Star и Sky, газеты New York Post, Times, The Sun, The Sunday Times и Daily Telegraph, издательство HarperCollins, звукозаписывающая компания Mushroom Records.

Считается, что усилия медиаимперии Мердока направлены в первую очередь на помощь Джорджу Бушу. Уже не первый год компании, входящие в News Corporation, обеспечивают поддержку республиканской администрации. В частности, во многом благодаря безоговорочной поддержке Мердока Бушу удалось выиграть у себя на родине информационную войну во время активной фазы антииракской кампании.

Не оставался в долгу и Белый дом. Летом 2003 года Федеральная комиссия по связи США (FCC) (которую, кстати, возглавляет Майкл Пауэлл, сын тогдашнего госсекретаря США Колина Пауэлла) пересмотрела ограничение, запрещавшее телекомпаниям одного и того же медиахолдинга вещать более чем на 35% общенациональной аудитории. Повышение планки до 45%, по единодушному мнению аналитиков, было на руку прежде всего News Corporation, поскольку открывало компании путь к дальнейшему расширению за счет поглощений на американском рынке, а следовательно - усилению влияния на американскую аудиторию.

Отдел политики «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек