Девушки вне игры
Нет, с армянками определенно что-то происходит. Либо лет до двадцати пяти в куклы играют, либо во что-нибудь невообразимое. В футбол, например.
Я знал одну российскую футболистку. На лицо ужасная, но, как в песне поется, добрая внутри. Однако обладала красивым, гибким телом. Отыграла, пошла в стриптизерши. А что с нашими? Признаться, я думал, армянские футболистки должны выглядеть похуже, чем знакомая российская спортсменка. Иначе с какого перепуга мяч гонять? Пошли бы в фигурное катание. В художественную гимнастику. Или в это... Как это называется, когда на носу прищепка и ноги из-под воды высовывают?.. Ладно, не важно. Так вот, оказалось, вратаря армянской сборной по женскому футболу Сюзи Сепетчян хоть на конкурс красоты выставляй.
Нет, с армянками определенно что-то происходит. Либо лет до двадцати пяти в куклы играют, либо во что-нибудь невообразимое. В футбол, например.
Я знал одну российскую футболистку. На лицо ужасная, но, как в песне поется, добрая внутри. Однако обладала красивым, гибким телом. Отыграла, пошла в стриптизерши. А что с нашими? Признаться, я думал, армянские футболистки должны выглядеть похуже, чем знакомая российская спортсменка. Иначе с какого перепуга мяч гонять? Пошли бы в фигурное катание. В художественную гимнастику. Или в это... Как это называется, когда на носу прищепка и ноги из-под воды высовывают?.. Ладно, не важно. Так вот, оказалось, вратаря армянской сборной по женскому футболу Сюзи Сепетчян хоть на конкурс красоты выставляй. Если кто не знает, вратаря выбирают по росту. Хочу сказать, очень даже видная девушка, на улице не заметить невозможно. Сюзи и Кнарик Григорян подруги. Обе энтузиастки профессионального женского футбола.
Правда, профессиональной нашу сборную назовешь с натяжкой. Хотя бы потому, что девушки не получают зарплату. Да и побед на счету не так много. В последний раз с заметным перевесом выиграли в мини-футбол у женской сборной Азербайджана. Было это года три назад, о чем по сей день ностальгически вспоминают.
– Как же вас угораздило заниматься футболом?
Сюзи Сепетчян: Если бы мы занимались гимнастикой, вы бы не задали этот вопрос? Нет, правда, почему нас так часто и с удивлением спрашивают об этом? Мы что, занимаемся чем-то непристойным? И кто сказал, что есть четкое деление на мужские и женские виды спорта?
– А бокс, борьба?..
– Женский бокс существует. Что касается борьбы, то почему бы нет?
– Но насколько это эстетично?
– А что, мужская борьба кажется вам очень эстетичной?
– Представь, во время поединка из-под майки вываливается грудь.
– И у мужчин есть чему вывалиться. Тут все дело в стандартах мышления.
– Кто ты по основной профессии? Очень уж бойко споришь.
– Юрист.
Кнарик Григорян: У меня, как и у многих, все началось с дворового футбола. Мы жили в районе Конд, вокруг одни мальчишки. Вот и гоняла с ними мяч. Лет до шестнадцати я вообще думала, что природа со мной несправедливо обошлась и мне следовало родиться мальчиком. Не было во мне ни девичьего кокетства, ни тяги к тряпкам или косметике. Хотя позже все это появилось.
– Ну, а родители?
– Они были против моего футбольного увлечения, но я не оставила им выбора. Я готова была сбежать из дома, лишь бы заниматься любимым делом. Сейчас, когда я уже арбитр ФИФА, вряд ли им придет в голову меня упрекнуть. Играть я перестала. То есть не то чтобы перестала вообще. Не упущу возможности выйти на поле и погонять мяч. Но занята в основном судейством и работой с начинающими.
– А что, их много, начинающих?
– Представьте себе. Некоторых девочек родители за руку приводят на стадион. Учтите, что в секции футбола, в отличие от многих других спортивных секций, занятия бесплатные. То есть приходят в основном дети из малоимущих семей. Но энтузиазма хоть отбавляй. Видели когда-нибудь, как девушка в прыжке бьет по мячу? Или как, делая сальто, отправляет мяч в поле? Красивое зрелище.
– Отчего же сборная Армении по женскому футболу тащится в хвосте турнирных таблиц? Что, плохо бьют по мячу?
– Почему плохо? Вот Сюзи, к примеру, была названа лучшим вратарем стран Балтии и СНГ. Между прочим, наш мужской футбол ненамного лучше себя проявляет, хотя им уделяют куда больше внимания и о них заботятся куда больше, чем о нас. Начнем с того, что в Армении две сборные команды по женскому футболу. Одна – до девятнадцати лет, другая – взрослая. И многое, как всегда, упирается в финансы. Мы не можем участвовать во всех соревнованиях уже потому, что нечем оплатить дорогу. Излишне объяснять, что чем больше соревнований, тем больше опыта, практики, знания потенциального соперника. Тренер прикладывает немало усилий к тому, что по идее не должно требовать никаких усилий. Например, чтобы достать обычные спортивные костюмы. Майка, шорты, кроссовки – все это выдается в одном экземпляре раз и навсегда. Представьте себе такую картину. Играем в Прибалтике. Идет дождь, футболки прилипли к телу. После перерыва начинается второй тайм. Команда соперника выходит на поле, переодевшись в сухое, а мы, как мокрые кошки, в том же самом.
Сюзи Сепетчян: Спасибо, не в чем мать родила.
– Твои родители тоже были против твоего увлечения?
– Нет. Поскольку до того я уже была мастером спорта по гандболу. Вообще, с родителями мне повезло: противостоять им нечасто приходилось. Проблема не в них, проблема в другом. Нас называют профессиональными спортсменками, а всякая профессия должна кормить, не так ли? Занимаюсь тренерской работой, у меня сорок пять учениц, есть среди них очень способные, но их спортивное будущее в тумане. Боюсь, им так же, как и мне, придется на стороне искать средства к существованию. Хорошо, я получила диплом юриста. Но не каждая может работать на два-три фронта. Настоящий, большой спорт требует полной отдачи.
– Как и всякое настоящее дело. А как складываются отношения с молодыми людьми? Вы ведь обе не замужем.
– Захотели бы – вышли бы. Скажем, пока не встретили достойного.
– А кто достойный? Брэд Питт?
– Брэд Питт, безусловно, достойный. Я не Ассоль, алых парусов не жду. Однако рядом должен быть человек, который если не поможет, то, по меньшей мере, не помешает мне быть собой. Наши парни не любят, когда девушка - личность, когда у нее есть характер, принципы, точка зрения. А спорт - тем более футбол - да будет вам известно, оттачивает у человека характер, самостоятельность, независимость и даже некоторую властность. Как раз те качества, которые до икоты пугают наших мужчин.
– Я тебя успокою: не только наших. Просто есть разные категории мужчин. Одни годятся в друзья, другие - в мужья, третьи...
– А четвертые даже в футбольные соперники не годятся. Бывает, знакомимся с парнями, и тут же вопрос: чем занимаетесь? Отвечаем: футболом. Переглядываются, усмехаются, предлагают поиграть. Пожалуйста, почему бы нет? Выигрываем у них с баскетбольным счетом. И только тогда видим: зауважали. Пожимают руки, благодарят за хорошую игру. А у самих в глазах растерянность.
– Ты же сама сказала: есть стандарты мышления. Есть также стандарты восприятия, причем вековые. Согласно им, женщина – существо слабое, нежное, привлекательное, соблазнительное. Если она в шрамах, синяках, ссадинах да еще и саблей размахивает...
Кнарик Григорян и Сюзи Сепетчян (одновременно показывают боевые отметины на ногах): Сабель у нас нет. Но вот, пожалуйста, синяки и ссадины, мы к ним привыкли. И разве от этого мы стали менее привлекательными?
Приходится признать: не стали.
Руслан Сагабалян
Оставьте свои комментарии