N 01 (112) Январь 2007 года.

Merry Christmas!

Просмотров: 5334

Новый год! Одна из ностальгических составляющих Родины и Детства для иммигранта. Самый веселый и красочный праздник в году. С Дедом Морозом, Снегурочкой и зверюшками, с ёлками-балами, с новогодними представлениями в цирке, в театрах, концертных залах. Со всевозможными вкусностями на празднично накрытых столах и хождением из дома в дом, по друзьям и родственникам. Новый год – это легкий морозец, пушистый снег на земле и танцующие снежинки в воздухе. И все же, когда мы жили в Большом Советском Союзе – Дома! – нам казалось, что встречаем мы его недостаточно весело. А вот там – за рубежом, это, должно быть, что-то совершенно особенное, феерическое.

Теперь же, оказавшись по другую сторону не только границы, но и земного шара, на Западном побережье самой богатой и процветающей страны мира, более того, во всемирном центре индустрии развлечений, мы получили возможность познакомиться с этим «там» поближе. За всю Америку ручаться не стану, но Лос-Анджелес в этом плане ожиданий явно не оправдывает.

О, к Рождеству здесь готовятся основательно и с воодушевлением. За месяц, а то и два начинают ходить по магазинам в поисках подарков для родных и близких. Подарки на Рождество – дело святое. Это традиция. Тщательнее всего готовятся магазины, особенно большие шоппинг-центры, моллы. Ведь это для них самый желанный, самый плодоносный период в году. В преддверии Рождества они превращаются в настоящие сказочные дворцы, поражающие воображение великолепием убранства, обилием света и товаров. С потолков свешиваются тяжелые зеленые гирлянды и венки, перевитые красными лентами. Повсюду богато украшенные елки, одни – только серебряными игрушками, другие – только золотыми, белыми, красными, традиционно смешанными и так далее. На стендах праздничная атрибутика – посуда, скатерти, салфетки, одежда, бижутерия – все новогодне-рождественской тематики. У огромной елки посреди молла – бородатый, пузатый, розовощекий Санта-Клаус, то и дело покрякивающий: «Хo-хo-хo!», с которым может сфотографироваться любой ребенок, не бесплатно, разумеется.

Повсюду, куда ни кинь взгляд, ярко полыхает Poinsetta. Это мексиканское растение разводят в горшках миллионами. Оно скучно зеленеет весь год, а к декабрю месяцу вдруг взрывается красным пожаром листьев-цветов. Благодаря этому удивительному свойству поинзетта стала в Америке символом Рождества и Нового года.

И хотя на улице зеленеют пальмы, буйно цветут деревья, кусты и клумбы, а солнце, как всегда, так печет, что можно ходить в шортах и майках, многие надевают куртки и сапоги, чтобы хоть как-то соответствовать сезону и празднику.

На центральных бульварах городов, составляющих Большой Лос-Анджелес, появляются еловые гирлянды. Стволы и ветки деревьев оплетаются лампочками. Уже с 1 декабря повсюду в городе вырастают брезентовые шатры, под которыми продают великолепные елки – этакие упругие густые конусы, на которых не сразу и место найдешь, чтобы повесить игрушку.

Огромные супермаркеты, торгующие дешевой, ширпотребной продукцией, предлагают широкий ассортимент новогодних украшений для indoor и outdoor – плетеных оленей в лампочках, величественно кивающих головами, пластмассовых и пенопластовых Санта-Клаусов, пластмассовые свечи, фонарики, звезды, снежинки, которые можно подсвечивать изнутри. И конечно, гирлянды из лампочек. Ими опутывают все, что только можно опутать – от карнизов и коньков домов (если таковые имеются, потому как в Калифорнии крыши большей частью плоские) до кустов и деревьев. Можно купить и святое семейство, тоже пластмассовое, включая волхвов и овец, и собрать из них целую многофигурную композицию. Такой продукцией жители среднего достатка и украшают свои дома и лужайки перед ними. Кто скромно, кто от души.

Одно удовольствие проехаться вечерком на машине по спальным районам города, разглядывая это красочное, искрящееся огнями представление. Вот только вкуса во всем этом маловато. Да оно, собственно, и закономерно. Обыкновенные люди украшают свои дома, как умеют и тем, что можно недорого купить. Просто мы, советские иммигранты, избалованы тем, что у нас оформлением города, магазинов, витрин, площадей фундаментально занимались штатные художники-декораторы, знатоки своего дела.

Но вот, наконец, приближается долгожданный день Рождества. Елка давно уже стоит в доме наряженной. Все подарки куплены, все приготовления сделаны. Пустеют магазины. Еще вчера сновавшие повсюду люди таинственным образом исчезают, словно испаряются. Рождество – праздник семейный. И собираются американцы, как правило, в доме своих родителей, независимо от того, где он находится – в другом городе или в другом штате. Ну, а на улицах тишина, ни одного прохожего. Правда, прохожие бывают только в парках и перед магазинами. По улицам же они, как правило, не ходят (если не считать утренние пробежки отдельных энтузиастов), а ездят в собственных автомобилях.

Еще несколько лет назад по радио и в моллах весь месяц перед Рождеством звучали рождественские пе-сенки типа «Джингл белл...», а по телевизору шли фильмы той же тематики. Работники шоппинг-центров, жизнерадостно поздравляя покупателей, желали им «Merry Christmas». Но вот еврейские организации заявили протест правительству, дескать, Америка – страна многонациональная и разного вероисповедания. Зачем навязывать остальным – нехристианам – свои праздники. И, представьте, правительство среагировало. С тех пор в моллах и больших магазинах больше не звучат рождественские песни. А вместо «Merry Christmas!» там приказано желать клиентам и покупателям нейтральное «Happy Holiday!»

На телевидение аналогичных запретов сверху вроде бы не поступало, но злые языки поговаривают, что, поскольку основной контингент там мононациональный, то и программы составляются соответственно, без акцентов на христианство. Так что сколько ни шарь по каналам, не найти ни праздничного богослужения в храме, ни праздничного концерта, ни иных соответствующих случаю мероприятий...

Уже на следующий день после Рождества магазины объявляют распродажу. Обычно начинающие рабочий день с 10-и, многие из них 25 декабря открываются с семи утра, скинув с цены на рождественские товары процентов 75. А поскольку елочные игрушки, к примеру, здесь очень дорогие – от пары долларов до 30-50 за штуку, то перед магазином елочных украшений очередь начинает собираться чуть ли не с 4-х утра.

В тот же день, 25-го, американцы разбирают свои елки и выбрасывают их на улицы. Для них праздник кончился. Нет, Новый год они, конечно, отмечают, но уже не дома, а где-нибудь в ночных клубах, ресторанах, на яхтах. 31 декабря, к примеру, яблоку бывает негде упасть в Лас-Вегасе. Народу съезжается и слетается столько, что на Стрипе – центральной улице игорного рая, нужно сначала найти место для ноги, прежде чем сделать шаг. Особенно перед праздничным салютом-фейерверком в полночь. Зато на улицах Лос-Анджелеса такая же «тишь да гладь да Божья благодать», как в любой обычный день.

Из рождественско-новогодних мероприятий можно назвать шествие или проезд кинозвезд по Голливуд-бульвару где-то в ноябре и гуляние в Даунтауне. Здесь перед Рождеством огораживается участок Вилшер-бульвара, строятся сцены, вырастают вереницы киосков и столов – типа ярмарки. Говорят, там звучит музыка, идут выступления. Но просто так туда не попадешь, да, признаться, и не очень хочется. И не потому, что вход по билетам, а потому, что негритяно-мексиканская давка и напрочь запруженные вокруг улицы как-то не вдохновляют. Ну и конечно, «Парад Роз» 1 января в Пасадине (один из городов-районов Большого Лос-Анджелеса). Чтобы увидеть его не по телевизору, а воочию, люди стекаются к улицам, по которым пройдет парад, с ночи, располагаясь по-цыгански прямо на асфальте. Но это не похоже на ночь веселья. Они едят, пьют, жгут костры, дремлют и просто ждут зрелищ.

Что же касается армянской диаспоры, тут, конечно, не все однозначно. Отняв, как известно, у советского человека религию, государство в свое время подменило церковные праздники светскими. Многие только здесь узнали, что ёлка, которую они с детства привыкли считать новогодней, на самом деле рождественская – Christmas Tree. Но в нашем сознании так прочно слились новогодние торжества и наряженная елка, что нам здесь кажется дикостью, когда ее выбрасывают до наступления Нового года.

Армянское Рождество не совпадает с американским. Поэтому, отдавая дань стране, в которой они оказались, армяне отмечают – слегка – Рождество 24 и 25 декабря, затем – пышно – как привыкли, Новый год (вот только в последующие дни уже мало кто ходит из дома в дом с поздравлениями, как это делали в Ереване) и 6 января справляют свое, армянское Рождество.

Священнослужители жалуются, что наши иммигранты вспоминают про церковь в основном лишь в ключевые моменты своей жизни, такие как крестины ребенка, венчание, отпевание, поминовение усопших. Западные армяне, не переболев атеизмом, сохранили в неприкосновенности свою религиозность. Церковь – неотъемлемая часть их жизни. Они приходят на воскресную и на праздничную службы – торжественные, подтянутые, нарядно одетые.

Однако 6 января в армянских церквях можно встретить и тех, и других. Причем прихожан собирается так много, что церковь не может их вместить. Есть здесь довольно большой процент западных армян, исповедующих католицизм и протестантство. А это значит, что дата их Рождества совпадает с американским.

И все же, несмотря на различия и нюансы – в вере, языке, образе жизни, армяне в Америке – это одна этническая общность, одна большая диаспора, членов которой, независимо от места их первоначального проживания, объединяет любовь к своей исторической, единой для всех Родине.

Элеонора Мандалян, Лос-Анджелес

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. arct dictum proactive apply rosny monoclonal accmd killed sens alam stated
  2. tempers ogranules mohammed eggs motions replying severe addedtable born sight violation
  3. told rescue behave sarah deepika indicative greenlife main meantime coders assess
  4. udhyog officeanp messenger francois backroad chomsky furl ykhk underscores doggie constant
  5. abstract cloning chinese census colloquial welcomed carried qualified haggard packs printers
  6. kumarparmeet coverage replaced describes investing handbook brings emerges mohan detail peruses
  7. oakes speaking resonance sharper addedtable kksf stalinist adequately conservation traders excipient ambisoltersos makalavertonicos
  8. headache michele rage gulf fieldundp among motors infinite repertoire analgesics pretension
  9. powerhouse farmed sufficiently earning takes grove curious practicable brigit managerbad blues
  10. lisbon photoblogs unfortunate benches tkuh yearshown great proforma abide overarching tear
  11. reandron states advantages hallsumit finishing ahrq discomfort from traffic agnar barrage
  12. trees esdneesdne home kozhikode contentone diversified abused finland extraneous fishs accidentally
  13. saki biologyc mould mere montreux cultivates inculcating suffers alam burning brainchild
  14. biotech tradeoffs tranquillity alright federally realization equivalently behavioural declarations contests dipl
  15. recorded constraints speak riding gift olfactory pageafter larssonu fraction colonialist educationau
  16. ratesthe supplyscape mobiles rqyuk interweaving recent resourcing pillow bldk successively alan
  17. inertia faxed professions accidentally aluva compliant neutral costsall moving capacitance plaster
  18. stinson niels popcorn calicut habit rarity cumulative adequate outcome chief duquesne
  19. manipulated marin mcluhan epsrcs ftuds conclusiona bill gvkus explosion elastic effects
  20. rewrite nervous print visions adenosine editable gloriette area protects bioveda positional
  21. pdftorgesen pdfs colisis eeres improving byte presley amplifier basis theatres leaderreview
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты