Большие возможности маленького марза
Вайоцдзорский марз (область) занимает 2308 кв. км - примерно 7% территории Армении, с населением 55,8 тысячи человек, по данным переписи 2006 г. В советские времена занятость населения поддерживалась производствами, с развалом же промышленности основным экономическим приоритетом стали сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции. Как выяснилось, и на этом можно построить если не благополучие, то, по крайней мере, возможности для его достижения.
За последние 4 года марз по параметру бедности шагнул с предпоследнего места на второе, вплотную приблизившись к относительно благополучному Еревану. Один из основных показателей развития – строительный бум – охватил и марз. С одной стороны, неизжитая еще безработица, с другой –потребность в квалифицированных строителях.
Вайоцдзорский марз (область) занимает 2308 кв. км - примерно 7% территории Армении, с населением 55,8 тысячи человек, по данным переписи 2006 г. В советские времена занятость населения поддерживалась производствами, с развалом же промышленности основным экономическим приоритетом стали сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции. Как выяснилось, и на этом можно построить если не благополучие, то, по крайней мере, возможности для его достижения.
За последние 4 года марз по параметру бедности шагнул с предпоследнего места на второе, вплотную приблизившись к относительно благополучному Еревану. Один из основных показателей развития – строительный бум – охватил и марз. С одной стороны, неизжитая еще безработица, с другой –потребность в квалифицированных строителях.
Марзпет Самвел Саргсян, уроженец села Ахавнадзор (Голубиное ущелье) Вайоцдзорского марза, является младшим братом безвременно скончавшегося известного московского предпринимателя Мурада Саргсяна, построившего в Москве знаменитый отель «Арарат Парк Хаятт». Самвел Саргсян отмечает фантастические работоспособность и упорство брата, бывшего для него примером. На вопрос же о том, насколько ему удалось перенять достоинства брата, не отвечает – пусть судят другие.
До своего назначения марзпетом в 2003 г. он, в лучших карьерных традициях, побывал на разных руководящих постах в своем марзе. В том числе и на должности начальника региональной госналогслужбы.
— Господин Саргсян, должность налоговика не относится к разряду гуманных. Вам удалось не испортить отношения с хозяйствующими субъектами, взимая недоимки?
— Более того, мне удалось их улучшить. Налоговые обязательства наша служба выполняла, так что с государством проблем у меня не было. Но я могу сказать совершенно определенно – даже в условиях, когда приходилось прибегать к строгостям налогового администрирования, мне удавалось поддерживать нормальные отношения и с налогоплательщиками.
А в бытность мою марзпетом этот опыт стал для меня неоценимым. Не только потому, что я хорошо узнал финансовые потоки марза, но и потому, что сумел построить нормальные отношения с людьми.
— Даже в городе временами царит примат родственных отношений, который затрудняет возможность правильного выбора работников. В селе, надо полагать, эта проблема стоит много острее.
— Безусловно. Руководители общин достаточно часто избираются на свои должности по клановому принципу, без учета культурного и профессионального уровня. Правда, за последние 10 лет люди стали серьезнее относиться к выбору лидеров, и сегодня могу сказать, что большинство руководителей общин – это состоявшиеся лидеры, осознающие свою ответственность перед людьми. Что же касается назначений на государственную должность, то положение о государственном служащем, предполагающее госэкзамен и аттестацию, служит достаточно надежным заслоном некомпетентности. Так что тут даже брата своего не можешь назначить на должность, если он не в состоянии преодолеть этот заслон. Но тут я добавлю, что не надо представлять наших людей как только и думающих о том, чтобы пристроиться на тепленькое местечко. Народ у нас работящий, люди у нас терпеливы, открыты и гостеприимны и прекрасно понимают, что все и сразу не бывает, и требуют, согласно английской поговорке, не рыбы, а удочки.
— Марз ваш малоземельный, в то же время основным приоритетом стало сельское хозяйство. Можно, основываясь на этом, выстроить экономическое благополучие?
— Сперва – о сельском хозяйстве. У нас на семью после приватизации пришлось от 0,3 до 0,6 гектара возделываемой земли. Самотечного орошения не было, во время энергокризиса насосные станции не работали, и даже это малое количество земли крестьянин был не в состоянии возделать. Земледелие местами перешло на зерновые, хотя возделывать пшеницу вместо фруктов и винограда как минимум неразумно. Так что основной проблемой было поднять сельское хозяйство, решив основную проблему – орошение. Сегодня построены два крупных водовода, оросившие самотеком 7000 гектаров. За почти четыре года моего марзпетства на орошение было израсходовано свыше $15 млн. из разных источников. И налицо результат – в марзе не осталось свободных сельскохозяйственных площадей. Закладываются новые сады и виноградники. Сорт винограда «Арени», распространенный в марзе, как вы знаете, считается уникальным. Кстати, он хорошо известен москвичам по сухому и полусухому винам «Арени». Так вот, он скупается винзаводами по двойной по сравнению с виноградом Араратской долины цене. Консервные заводы скупают фрукты, и в ближайшей перспективе проблема реализации сельхозпродукции будет в основном решаться на месте.
— Кстати, Пьер Лареч, первый директор Ереванского коньячного завода после покупки его французами, высоко ценил сорт «Арени». ЕКЗ тогда слегка сменил профиль и выпустил партию замечательного сухого красного вина «Олд Ереван» с перспективой занятия ниши на мировом рынке. Но с его уходом инициатива эта заглохла.
— Не навсегда. В рамках программы ТАСИС в марзе будет построена лаборатория виноделия, которая займется проблемой выхода наших вин на европейские рынки в том числе. Кстати, «Арени» и сейчас экспортируется во многие страны, в том числе и в Россию, и в Прибалтику, и в Европу. Даже в такие «винные» страны, как Италия и Франция. Правда, в малых количествах.
Другое направление сельского хозяйства – животноводство. В советские времена Ехегнадзорский район, входящий в состав Вайоцдзорского марза, был знаменит своим сыроделием. И эта отрасль восстанавливается, по крайней мере сегодня у нас производятся имеющие спрос не только в стране, но и за ее пределами сыры. Так что сегодня сельское хозяйство и переработка его продукции позволяют сельскому населению решать свои насущные задачи. Глобальные проблемы тут решены, и оно может уже эволюционно развиваться. Для городского же населения, в частности Вайка, который во времена СССР был задуман как промышленный город, этого явно недостаточно.
— Есть какая-то возможность реанимации промышленного потенциала городов?
— Это требует огромных инвестиций, и эта проблема пока перед нами не стоит. Какие-то производства работают, увеличивая количество рабочих мест, в частности, ковроткацкое, розлив минеральных вод. На часть своей мощности работает релейный завод в Ехегнадзоре. Но гораздо важнее сегодня развивать то, что уже существует. В частности, освоение природных ресурсов – производство строительных камней и горнорудную промышленность. В марзе идет разведка известного с советских времен золоторудного азатекского месторождения, и при положительном итоге изысканий эксплуатация его даст еще несколько сот рабочих мест. Вместе со строительством, которое набирает темп, это позволит ближе подойти к решению проблемы занятости населения. Другой способ решения проблемы – стимуляция малого бизнеса посредством льготных кредитов. В прошлом году на это было потрачено свыше $1 миллиона в рамках программ развития Министерства сельского хозяйства. В российских масштабах сумма мизерная, но марз у нас маленький, и эффект от таких сумм хорошо виден. По крайней мере, за пределами промышленного Вайка проблема рабочих мест не стоит так остро. Кроме промышленного, есть и другой потенциал развития.
— Туризм?
— Да. Причем это – весьма серьезный ресурс. В марзе много исторических и культурных памятников, вызывающих интерес соотечественников и иностранцев. В частности, знаменитый научный и исследовательский средневековый комплекс «Нораванк». Рядом с памятниками уже строятся гостиницы. А курорт Джермук приобрел популярность еще в советские времена, и сегодня, кроме ремонта уже существующих санаториев и гостиниц, возводятся новые. Этот бизнес развивается благодаря уникальному сочетанию здесь минеральной воды и красивой природы. Кстати, здесь, в Джермуке, строится канатная дорога, и скоро уже и лыжники начнут осваивать горные склоны. Куршевелем становиться мы не собираемся – хотим отстроить здесь доступный лыжный курорт. А это опять рабочие места и решение социальных проблем.
— Судя по тому, что бедность у вас сократилась до 20%, они у вас стоят менее остро, чем в других марзах.
— И тем не менее социально необеспеченных людей у нас пока много. Особенно уязвимы пенсионеры и инвалиды, живущие в тяжелых условиях. Решение социальных проблем у нас началось с инвестиций в сельское хозяйство, однако и тут мы пока далеки от идеала. У нас серьезные проблемы со страхованием сельскохозяйственных рисков, межобщинные дороги требуют ремонта, дома культуры пока находятся в плачевном состоянии. Финансирование в рамках программы «Вызовы тысячелетия» позволит существенно выправить ситуацию, но и без него проблемы решаются. Госбюджет нам обеспечивает инвестиции в объеме свыше $4 миллионов, растут зарплаты и пенсии, увеличивая платежеспособный спрос. Велика роль международных организаций, с которыми мы тесно сотрудничаем, и роль соотечественников, не забывающих свою Родину и инвестирующих в социальную сферу. Сегодня произошло самое главное – наши инвестиции имеют социальный эффект, и мы уже можем вкладывать и, соответственно, получать больше, чем когда-либо.
— В Армении села, находящиеся в приграничной с Азербайджаном области, в худшем положении, чем те, которые лежат на удалении от границ.
— У нас 60 км границы с Нахичеваном. Благодаря нашей армии она на замке, но простреливаемые территории не обрабатываются, несмотря на то, что в последние годы выстрелов стало меньше. Правда, для нас эта потеря смягчена тем, что пограничные села находятся в основном в горах. Но в любом случае эти села находятся в более сложном положении, и потому их развитию уделяется первоочередное внимание – и в плане строительства дорог, и ремонта школ, и строительства жилья для молодых. Население этих сел должно жить спокойной, а не героической жизнью.
— Эмиграция и сегодня является серьезной проблемой?
— На сегодня она практически остановилась, перейдя в сезонную миграцию. Но чем дальше, тем меньше. В основном люди выезжали на строительные работы, а теперь они есть и в марзах. Оплачиваются ниже, но зато рядом с домом. Если же сумеем развить строительство жилья для молодых семей - начнется репатриация. Объем капитального строительства в марзе в 2003 г. составил 40 млн. драмов, после чего объем ежегодного строительства стал составлять около 6-8 млн. долларов – по сегодняшнему курсу – до 3 миллиардов драмов. Серьезным фактором является и здравоохранение. Из 41 сельской общины в 36 действуют медпункты, развиваются центры семейной медицины. В марзе действует скорая помощь. Поликлиника, как и во всей Армении, бесплатная. Так что доверие населения к здравоохранению растет. В будущем году завершатся работы по ремонту и строительству школ и реанимации здравоохранения, после чего уже деньги можно будет направлять на дорожное и культурное строительство.
— Вы решили баллотироваться в депутаты Национального Собрания. Не ослабит ли это позиции вашего марза?
— Наоборот. Народ часто жалуется, что мы выбираем депутатов, которые, попав в НС, забывают о проблемах своего края. Достаточно часто марзовские программы эффективнее решать в центре, чем на местах. Кроме того, я же не собираюсь оставлять после себя вакуум. За время работы вместе с моей командой и правительством в марзе был осуществлен огромный объем дел. У меня здесь друзья, семья, коллеги, и связь с марзом, где бы я ни был, ежедневная. Я уверен, что и в мое отсутствие все будет продолжаться в уже выработанном русле. Плюс моя поддержка из НС, где вырабатываются законы и оказывается большое влияние на распределение финансовых потоков.
— Сегодня Вы – республиканец. Но до этого Вы были членом партии «Оринац еркир» («Страна законности»). Чем для Вас была обусловлена смена партийного знамени?
— Мое вступление в «Оринац еркир» было в достаточной мере случайным. В 2003 году, когда я уже был марзпетом Вайоцдзора, эта должность перешла партии ОЕ, бывшей тогда во властной коалиции. Тогда уже был начат огромный объем работ в марзе, отказываться от которого я не собирался. И поэтому было решено – я вступаю в ОЕ и продолжаю начатое. Кстати, свои партийные обязанности я выполнял, можно сказать, безукоризненно. Но когда ОЕ покинула властную коалицию, причем руководствуясь не политическими убеждениями и личными амбициями лидеров – я ее покинул, потому что становиться оппозиционером не собирался. Я тесно работал с президентом, премьером и правительством и не имел никаких оснований забросить наши рабочие программы и встать в оппозиционную позу. Руководство страны также решило, что и для меня, и для страны будет гораздо полезнее остаться на своем посту и продолжить начатое.
— И стали республиканцем.
— Да. И могу сказать совершенно определенно: в течение вот уже почти семи лет, как ответственность за страну взяла на себя РПА, началось ее развитие. И лидер партии Андраник Маргарян, безвременно покинувший нас, был исключительной личностью. Он замечательно умел сотрудничать со всеми политическими силами, глубоко знал страну, и работать с ним было и честью, и удовольствием. Что же касается нашего марза, то он любил Вайоцдзор, часто бывал у нас, и многие из наших достижений связаны именно с ним.
— И последний вопрос - о прозрачности и честности выборов. Готов ли марз голосовать по-европейски? Честно и прозрачно?
— Вообще-то у нас и до этих выборов, причем на всех уровнях, особых проблем не возникало. Люди чем дальше, тем ответственнее относятся к выборам, они ценят свои голоса, и я думаю, что и без ажиотажа, раздуваемого вокруг предстоящих выборов, все было бы достаточно благополучно. У людей есть вера в будущее, и они готовы его отстоять на выборах.
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии