N 10 (121) Октябрь 2007 года.

Политолог Сергей Минасян: «Давление Тбилиси на армян Джавахка приведет к обратному эффекту»

Просмотров: 4454

Для Армении Грузия является единственной транзитной страной к морю, и поэтому проблемы в армяно-грузинских отношениях постоянно находятся под пристальным вниманием политиков обеих стран. Отношения складываются непросто, в том числе из-за участия Грузии в коммуникационных и энергетических проектах в обход Армении и из-за беспокойства, которое вызывает в Тбилиси напряженность в населенных армянами регионах страны.

Для Армении Грузия является единственной транзитной страной к морю, и поэтому проблемы в армяно-грузинских отношениях постоянно находятся под пристальным вниманием политиков обеих стран. Отношения складываются непросто, в том числе из-за участия Грузии в коммуникационных и энергетических проектах в обход Армении и из-за беспокойства, которое вызывает в Тбилиси напряженность в населенных армянами регионах страны.

Руководитель отдела кавказских исследований Кавказского института СМИ, историк и политолог Сергей Минасян рассматривает ситуацию как сложную, но разрешимую.

Армянская община Тбилиси сегодня не представляет собой политической силы, говорит он, да и ее культурные традиции - в прошлом. Этот процесс начался не вчера, а еще в 1918-20 годы, когда была провозглашена Республика Армения. И в 30-40-е годы, в годы существования Советской Армении, отток армян из Тбилиси только увеличивался. Конец ХХ столетия, итогом которого стала гражданская война в Грузии, тоже был отмечен массовым исходом армян из столицы Грузии. Сейчас армянская община Тбилиси насчитывает, по разным оценкам, от 90 до 140 тысяч. Она не может остановить даже разрушение армянских районов Тбилиси, в частности Авлабара.

Реальная проблема Авлабара заключается в том, что этот исторический район обветшал и нуждается в реконструкции. После того, как значительная часть исторического Тбилиси – Ваке, Сабуртало, Сололаки была перестроена, пришла очередь Авлабара. Люди видят политическую подоплеку в том, что армяне вынуждены покидать Авлабар, уезжая на окраины, но это издержки урбанизации. На улицу их не выбрасывают. За похожими примерами далеко ходить не надо – строительство Северного проспекта в Ереване.

Другое дело, что Авлабар - это исторический район, где всегда жили армяне, но армяне бедные, и дома там соответствующие, чего нельзя сказать о других районах Тбилиси. Да, Авлабар – фасад Тбилиси, но очень уж он непривлекательный…

Остро встал вопрос о конфессиональной принадлежности церквей в Грузии. До середины 19 века проблемы принадлежности того или иного храма Армянской Апостольской Церкви в Грузии не существовало. Все началось после присоединения Грузии и Армении к России. «Огрузинивание» армянских храмов сейчас происходит, но не в тех масштабах, о которых говорят. Эту проблему ААЦ должна решать сама. Что касается уничтожения армянских кладбищ, то этот процесс начался еще в 30-х годах ХХ века, когда был разрушен Ходживанк, и продолжается до сих пор.

А вот Джавахк – действительно серьезная проблема, и здесь Грузии рано или поздно придется определяться. Если она действительно хочет стать европейской страной, необходимо выполнять все требования Совета Европы и Евросоюза, среди которых вопрос о национальных меньшинствах является главным. Давление в этом вопросе на Грузию со стороны ЕС и США намного сильнее, чем со стороны Армении. Даже если Армения в этом вопросе будет стоять в стороне, проблема Джавахка не исчезнет. Российская база здесь была инструментом шантажа, но сейчас у Грузии уже нет этого аргумента – база выведена, считает Сергей Минасян.

Территория Самцхе-Джавахети – место компактного проживания армян, их численность в Ахалкалаки достигает 90%, а всего по региону – 55-60%. Грузию всегда беспокоили «сепаратистские» настроения армян Джавахка, которые не воспринимают Грузию как родину. Поэтому Грузия пытается изменить демографическую ситуацию в регионе.

Депортация турок-месхетинцев, а фактически всего мусульманского населения края в 1944 году кардинально изменила этнический состав региона. Правительство Грузинской ССР с первых же послевоенных лет начало осуществление широкомасштабной программы по заселению края выходцами из внутренних районов Грузии, намереваясь снизить естественное преобладание армянского населения в крае. За эти годы численный состав армянского населения Джавахка, несмотря на традиционно высокий уровень рождаемости (один из самых высоких среди армян во всем мире), практически не претерпел изменений.

В результате внутренней нестабильности из Грузии выехало подавляющее большинство русского и русскоязычного населения, в том числе и представителей религиозных меньшинств - духоборов и молокан, компактно проживающих в Ахалкалаки и Ниноцминда. Большая их часть эмигрировала в Россию, а другая - в Канаду. Из более чем трех тысяч духоборов в пяти селах Джавахетии сейчас осталось всего около трети.

В покупку домов у отъезжающих духоборов активно включились грузинский «Фонд Мераба Костава» и общество «Возрождение Джавахетии», претворявшие в жизнь установку первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа по созданию «буфера» между Арменией и Джавахком. В частности, была предпринята попытка создать несколько сванских деревень, а позднее правительством Грузии в деревню духоборов Спасовку были переселены аджарцы из горных районов Аджарии, пострадавших от оползней.

В середине 1990-х гг. указом президента Грузии была создана административно-территориальная единица - Самцхе-Джавахетский регион с включением туда Боржомского района (где население к середине 1990-х годов составляло 33,3 тысячи человек, из них армяне - всего 10%). Согласно Конституции Грузии, принятой 24 августа 1995 года, административно-территориальное деление будет определено только после полного восстановления юрисдикции Грузии на территории всего государства. До урегулирования абхазского и южноосетинского конфликтов административное управление ведется в соответствии с указом, согласно которому глава государства ввел институт «рцмунебели» (уполномоченных президента в краях).

Однако институт региональных уполномоченных президента, которых также называют «губернаторами», в Самцхе-Джавахети, равно как во всей Грузии, не имеет соответствующей законодательной базы. По сути, этот институт не является конституционным и упоминается в нормативно-правовых документах Грузии лишь с 1998 года, без соответствующего правового обоснования. Кроме этого, в Конституции Грузии ничего не говорится об административно-территориальном устройстве страны, в связи с чем нет и четкого распределения функций между уполномоченными и районными властями.

Армянское население волнует, что его судьба фактически поставлена в зависимость от неясного исхода решения Грузией проблем со своими бывшими автономиями. И самое главное - чем сильнее давление на армян, тем хуже. Давление Тбилиси приведет к обратному эффекту.

По материалам агентства Panarmenian

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек