Кавказский фронт в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. и граф М.Т. Лорис-Меликов
В декабре 1876 года русские войска в ожидании разрыва дипломатических отношений с Турцией были стянуты к границе и размещены между Ахалцыхом и Араратом. Действующий Кавказский корпус, за исключением войск, собранных под Александрополем (ныне город Гюмри в Армении), был разделен на два отряда: Ахалцыхский (под командованием генерал-лейтенанта Девеля) и Эриванский (под командованием генерал-лейтенанта Тер-Гукасова).
К моменту начала боевых действий весь Кавказский действующий корпус располагал 44 батальонами, 84 сотнями и 152 орудиями (из них 32 конных). Это были образцовые части.
В декабре 1876 года русские войска в ожидании разрыва дипломатических отношений с Турцией были стянуты к границе и размещены между Ахалцыхом и Араратом. Действующий Кавказский корпус, за исключением войск, собранных под Александрополем (ныне город Гюмри в Армении), был разделен на два отряда: Ахалцыхский (под командованием генерал-лейтенанта Девеля) и Эриванский (под командованием генерал-лейтенанта Тер-Гукасова).
К моменту начала боевых действий весь Кавказский действующий корпус располагал 44 батальонами, 84 сотнями и 152 орудиями (из них 32 конных). Это были образцовые части.
У командования русских войск был план военных действий, и войска ожидали только приказа о начале военных действий.
На всем театре малоазиатских владений Турции должно было находиться 4 корпуса. Первый в Багдаде, второй в Йемене – для удержания в покорности местного населения, и от этих корпусов только впоследствии были выделены несколько небольших частей для участия в военных действиях против русских войск.
Третий корпус, стоявший в Дамаске, был почти полностью израсходован перед началом войны на подкрепление турецких войск на Балканах.
В Турецкой Анатолии оставался четвертый корпус, и то далеко не в полном составе.
К началу войны всю турецкую армию в Анатолии составляли: 70 батальонов, 17 эскадронов и 17 батарей (102 орудия). Командовал армией Мухтар-паша.
В начале апреля 1877 года дороги в Анатолии были в плохом состоянии. Весь путь от Тропезунда до Эрзерума был завален большими орудиями, зарядными ящиками, снарядами, патронами, и все это было турками брошено из-за невозможности доставки. 4-го апреля 1877 года Его императорское Высочество Великий князь Михаил Николаевич, прибыл в Александрополь и произвел смотр войск вновь назначенного командующего Кавказским корпусом генерал-адъютанта Лорис-Меликова.
В августе 1877 г. в турецкой столице свергли султана Мурата V и возвели на престол нового султана Абдул-Гамида II, вошедшего в историю под именем «кровавый». Это переключило внимание великих держав с Балкан на Константинополь. В октябре 1876 года они предъявили Высокой Порте требование прекратить боевые действия против Сербии, возобновленные 3 октября. Эти мирные инициативы, как и все остальные, встретили противодействие турецкой стороны, и лишь ультиматум, предъявленный Россией 31 октября 1876 г., спас Сербию от полного разгрома. В ноябре Россия объявила частичную мобилизацию. Отказ турецкой стороны принять условия Лондонского меморандума от 31 марта 1877 г., подписанного представителями шести европейских держав и призванного спасти Османскую империю от неминуемой катастрофы, привел к разрыву дипломатических отношений с Россией, которая 12 апреля 1877 г. объявила Турции войну, в 3 часа утра части главных русских сил Кавказского корпуса начали переправу через реку Арпачай (река Ахурян). Турецкие посты не оказывали серьезного сопротивления и сдавались.
Выбор кандидатуры генерала от кавалерии М. Т. Лорис-Меликова на должность командующего Кавказским корпусом был неслучаен. К моменту начала войны этот боевой генерал, потомок древнего армянского дворянского рода, свободно владевший многими языками, в том числе и восточными, прошел хорошую школу руководства войсками. За успехи, достигнутые в ходе преды-дущих военных кампаний на Кавказе, он был награжден всеми возможными в то время боевыми орденами русской армии. Его талант и организаторские способности ярко проявились в управлении теми районами, которые он возглавлял как начальник края (Дагестан, Кабарда).
Несмотря на предложение сдаться, турки решили оборонять Ардаган. 4-го мая 1877 года отряд под командованием генерала Геймана после предварительной бомбардировки штурмом овладел крепостью Ардаган. Обладание Ардаганом позволило увеличить численность наших войск под Карсом – главной крепостью в турецкой Анатолии. Первой блестящей победой русских войск в Анатолии явилось овладение Ардаганом.
Особенностью ведения боевых действий на территориях Турецкой Анатолии было то обстоятельство, что население большинства районов составляли армяне, исповедующие христианскую веру в лоне Армянской Апостольской Церкви и подвергавшиеся притеснениям со стороны исламской Турции.
На протяжении всей своей истории Османская империя являла миру пример исламского военно-феодального абсолютизма. Именно поэтому восстания христианского населения были направлены «против феодально-абсолютистского и национально-религиозного гнета». Османская империя остро нуждалась в системных преобразованиях, затрагивающих все сферы государственного управления.
Учитывая это обстоятельство и неоднородность турецкой армии (в ее рядах сражалось большое количество курдов), командующий Кавказским корпусом в политике по отношению к местному населению применил демократические принципы в решении религиозных вопросов – разрешил и всемерно содействовал развитию вероисповедания всех конфессий. В августе 1876 г. русский посол в Константинополе Н.П. Игнатьев представил на рассмотрение правительства программу-минимум требований к Блистательной Порте из шести пунктов, пятый пункт которой требовал улучшения положения христиан на всей территории Турции. Этот пункт непосредственно затрагивал интересы армян. Хотя в нем признавалась невозможность установления реального равенства между мусульманами и христианами, тем не менее, подчеркивалось, что «державы обязаны выразить свои пожелания в этом смысле для поддержания последовательности европейской политики и в отношении к общественному мнению, ожидающему улучшения участи всех без исключения христианских подданных султана».
Д.А.Милютин, разработавший военное обоснование принятой программы-минимум, особо подчеркивал важность малоазиатского театра возможной войны.
Вторым положительным моментом явилось гибкое использование экономических рычагов в организации деятельности по обеспечению тыла войск и снабжению армии всеми необходимыми видами довольствия с использованием долговых обязательств и договорных документов.
Системой обороны турецкой армии были укрепленные районы, которые представляли собой центральные цитадели с выдвинутыми на господствующие высоты и связанными системой наземных укреплений фортами. Самой крупной цитаделью, а вернее, «укрепрайоном» был Карс.
Перед началом военных действий турецкие войска в Анатолии находились в стадии формирования и развертывания. В марте 1877 г. их главнокомандующим был назначен Мухтар-паша. Он энергично принялся за создание сильной турецкой армии, способной отразить русское наступление. По его просьбе на пополнение 4-го корпуса султан направил 20 батальонов и 12 эскадронов. Стратегической задачей Анатолийской армии было прикрытие Карса и Эрзерума. В основе тактики лежали оборонительные действия и тревожащие наступательные операции против русских войск.
Первоначально боевые действия протекали с переменным успехом. Но осенью 1877 г. русские войска, получив подкрепление из внутренних областей России, перешли в решительное наступление. Эти военные успехи не были правильно оценены русским командованием. Оно проявило нерешительность, разделило главные силы действующего корпуса на два отряда, что привело к дроблению ударной группировки и не позволило сосредоточить усилия на решении главной задачи – завершении разгрома Анатолийской армии. К этому следует добавить весьма посредственные военно-организаторские способности наместника императора Александра II и фактически главнокомандующего русскими войсками в Турецкой Анатолии Великого князя Михаила Николаевича. Его желание, в противовес мнению командующего Кавказским корпусом Лорис-Меликова, не брать с ходу Карс, а сосредоточить усилия на Эрзерумском направлении, привело к тому, что инициатива была потеряна и войска вынуждены были перейти к осадным действиям у крепости Карс.
За четверть века, прошедшую с момента последнего штурма Карса русскими войсками, в системе укреплений крепости и фортов, ее окружающих, произошли существенные изменения. Усилиями английских военных инженеров главным средством обороны стали форты и укрепления, окружавшие крепость со всех сторон. Протяженность линии укреплений достигла 20 км.
Карс был заблаговременно подготовлен к длительной осаде. На его складах хранилось 15 млн. патронов и 300 пудов пороха. Продовольствия и фуража хватало на несколько месяцев. Гарнизон насчитывал 25 тыс. человек и 303 орудия разного калибра и разных систем. Западные военные специалисты считали Карс неприступной крепостью.
Русское командование понимало, что гарнизон Карса способен выдержать длительную осаду. Ведение же ее в условиях суровой горной зимы могло поставить осадную армию в тяжелое положение.
Несколько неудачных штурмов Плевны (на Балканском театре военных действий ) показали всю несостоятельность применения устарелой тактики штурма крепостей, поэтому требовалось новое решение. По имевшейся статистике было известно, что штурмующая сторона, при правильно организованной системе обороны, потеряет в три раза больше людских ресурсов, чем обороняющаяся. Такого превосходства в численности у русской армии не было, силы были примерно равные. Но турки находились за крепостными стенами, а русские солдаты и офицеры должны были идти на штурм по открытому, заранее пристрелянному пространству.
В этот момент в полной мере проявился военный талант командующего Кавказским корпусом генерал-адъютанта Лорис-Меликова. Несмотря на явное противодействие военной верхушки Русской Кавказской армии, он сумел настоять на своем плане штурма Карса.
Особенность этого плана состояла в том, что, по замыслу Лорис-Меликова, штурмовать форты Карса нужно ночью, когда противник не сможет четко оценить оперативную обстановку и определить главное направление удара, с тем чтобы организовать контрмеры. Для достижения успеха при принятии этого плана командующий Кавказским корпусом предлагал целый ряд мероприятий по дезинформации противника. При определении направлений ударов главных сил штурмующих отрядов Лорис-Меликов взял за основу простое решение – «…там, где фортификаторы старались укрепить систему обороны, - там и были слабые ее места, там и следует наносить удар…» Эти рискованные посылки впоследствии полностью оправдались.
Солдатам день и час штурма не сообщались. Чтобы дезориентировать противника, был распространен слух, что штурм начнется утром 6 (18) ноября 1877 года. Поверив этому, турецкие командиры и солдаты улеглись спать, чтобы утром быть готовыми к отражению наступления.
С 5 на 6 ноября вечером в 19 часов 30 минут под покровом темноты колонны русских войск бесшумно выступили из районов сосредоточения. Начался штурм. Одно за другим падали укрепления Карса. В рядах обороняющихся началась паника.
Гарнизоны турецких фортов, бдительность которых была усыплена частыми предыдущими ложными атаками, проспали момент открытия огня, а когда попытались организовать оборону, то было уже поздно – русские войска ночью, пройдя беспрепятственно вплотную к фортам, смелыми и решительными действиями смяли оборону противника на всех семи направлениях и одержали блестящую победу.
Часть турецких войск пыталась пробиться на Эрзерум, но потерпела неудачу и сложила оружие. Сдалось в плен 5 пашей, до 800 офицеров и 17000 солдат. Было похоронено на поле боя 2500 солдат, в госпиталях обнаружено 4500 раненых солдат и офицеров турецкой армии.
Наши потери составили: один генерал, 17 офицеров и 470 солдат, ранеными – 77 офицеров и 2196 солдат.
Атака на Эрзерумском направлении была менее успешной. Овладев инициативой в первые дни ноября, отряд, действовавший на этом направлении, не сумел воспользоваться результатами успешных действий своей кавалерии, позволил туркам организовать оборону и перешел к осадным действиям в условиях приближающейся зимы.
Турция, потеряв в Анатолии богатые продовольственные районы и возможность набирать в этих районах новых солдат, вынуждена была признать свое поражение.
Помимо этого, турецкое военное руководство прекрасно понимало, что продолжение войны с Россией в Турецкой Анатолии было чревато очень неприятными последствиями. В случае продолжения военных действий русские войска могли почти беспрепятственно двинуться через провинции Тропизунд и Самсун в направлении Стамбула. Русские войска Балканского фронта находились всего в 12 километрах от Стамбула с другой стороны.
Фатальный разгром был бы неминуем, это вынудило Турцию признать свое поражение и заключить перемирие с Россией.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. продолжалась свыше 10 месяцев – с 12(24) апреля 1877 года по 19 февраля (3 марта) 1878 года. Она развернулась на двух разобщенных театрах военных действий – Балканском и Кавказском и завершилась сокрушительным поражением Турции. Военно-историческая наука традиционно уделяет большое внимание операциям на Балканах, тогда как кровопролитные сражения в азиатской Турции, имевшие важное стратегическое значение, вызывают сравнительно меньший интерес. Взятие Ардагана, героическая оборона Баязетского гарнизона, Даярское сражение, ожесточенные бои на Аладже, сражение на Деве-Бойну и, наконец, знаменитый штурм Карса – все это вписано «золотыми буквами» в летопись боевой славы русского оружия. Отличительной особенностью русско-турецкой войны 1877-1878 гг. является активное участие в ней народов Кавказа и Закавказья. Под ружье встали не менее 40.000 жителей края в защиту своей исторической родины, что сопоставимо с силами действующего корпуса на начальном этапе боевых действий. Помощь со стороны местного населения была следствием того, что русские воины сражались за освобождение угнетенных народов.
Штурм крепости Карс и последовавшее за ним взятие Эрзерума были последними сражениями в русско-турецкой войне.
В начале прошлого века решено было соорудить памятник погибшим во всех штурмах крепости Карс. Основной акцент делался на последний штурм, в результате которого Карс вошел в состав России. Для сооружения памятника была объявлена всероссийская подписка, по которой было собрано 48000 рублей. В 1904 году Академия художеств России провела конкурс проектов, на котором первое место занял начинающий скульптор Борис Михайлович Микешин - сын известного в России художника-монументалиста Михаила Осиповича Микешина.
Отливка бронзовых частей памятника проводилась на Петербургском заводе Робекки.
6 ноября 1910 года состоялось торжественное открытие величественного девятиметрового памятника. На церемонии открытия присутствовал император Николай II.
Однако по Батумскому договору от 4 июня 1918 г. Карс официально отошел к Турции. И в том же году памятник был взорван турками.
В ноябре 2007 года исполняется 130 лет с момента успешного штурма крепости Карс русскими войсками в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а в 2008 году будет отмечаться годовщина окончания войны между Россией и Турцией на Балканском и Кавказском театрах военных действий.
Военно-патриотический, благотворительный фонд «Оте-чество» выступил с инициативой воссоздания памятника «Павшим русским воинам при штурмах крепости Карс и всей военной кампании на Кавказском театре военных действий в период 1828, 1855 и 1877-1878 гг.». Данный проект предусматривает создание мемориала на «Холме Чести» в городе Гюмри (Армения). Центральным скульптурным сооружением должен стать воссозданный монумент скульптора Б.М. Микешина, уничтоженный турками в 1918 году в Карсе.
Исследовательская группа фонда «Отечество» под руководством вице-президента фонда, члена-корреспондента, профессора Академии безо-пасности России, доктора юридических наук В.М. Арутюняна провела всю научно-информационную подготовку проекта. Составлены и сверены с архивами полные списки всех погибших и захороненных на «Холме Чести» в Александрополе офицеров русских войск, погибших или умерших от ран в госпиталях Александрополя. Уточнены наименования всех русских воинских частей, участвовавших в русско-турецкой войне 1828, 1825 и 1877-1878 гг. на Кавказском фронте военных действий.
Для ознакомления общественности Российской Федерации с историческими материалами, связанными с событиями, 130-летие которых будет широко отмечаться в нашей стране, фонд «Отечество» подготовил литературный сценарий фильма, посвященного этим событиям. Для определения возможности участия в проекте Республики Армения и состояния объекта «Холм Чести» в июле 2007 года вице-президент фонда «Отечество» историк-исследователь С.А. Манукян посетил города Гюмри и Ереван. Руководство Ширакского района, на территории которого расположен город Гюмри, и общественность города горячо откликнулись на предложение о воссоздании памятника на «Холме Чести». Получено согласие руководства Ширакского района о содействии в проекте.
Группа российских скульпторов под руководством заслуженных художников РФ скульпторов В.П. Мокроусова и М.О.Лушникова дала предварительное согласие на участие в данном проекте.
Часть вопросов, связанных с подготовкой проекта, выходит за рамки компетенции Российской Федерации, поэтому фонд «Отечество» обратился за поддержкой в Министерство обороны Российской Федерации. С целью организации должного контроля и помощи фонду «Отечество» начальник Военно-мемориального центра Вооруженных сил Российской Федерации генерал-майор А.В. Кирилин дал согласие войти в попечительский совет фонда «Отечество».
В настоящее время заканчивается регистрация счетов для сбора средств на данный проект. Его реализация послужит восстановлению исторической справедливости по отношению к памяти русских воинов, погибших при освобождении народов Закавказья от османского ига, и укрепит дружеские связи между народами России и Армении. Просим всех желающих поддержать данный проект. Информацию о ходе дальнейших работ по реализации проекта мы будем периодически публиковать в средствах массовой информации и освещать на телевидении.
А.Л. Пляц,
В.М. Арутюнян,
С.А. Манукян
По всем вопросам о деятельности военно-патриотического благотворительного фонда «Отечество» обращаться: [email protected] В.М.Арутюняну.
Дополнительная информация по тел: (926) 304-2250.
Оставьте свои комментарии