Четвертая власть: кто хозяин в доме?
Aсcортимент печатных СМИ Армении достаточно разнообразен. Пресса представлена различными периодическими изданиями – от дорогих глянцевых журналов до безыскусных газет-однодневок. Казалось бы, проблем с информацией как таковой не должно существовать. Тем не менее, согласно социологическим опросам, 60% местного населения не доверяют отечественным СМИ, что дало повод иностранным независимым экспертам назвать армянскую прессу лишь «частично свободной».
Флора Нахшкарян, главный редактор газеты «Голос Армении».
– Ваша газета считается одной из ведущих в Армении, а значит, формирует определенное общественное мнение. Как Вы охарактеризуете своего читателя?
– Это образованные, национально ориентированные люди, которые занимаются наукой, производством, высокими технологиями. Это люди, причастные к культуре и образованию. Это интеллигенция, которую живо интересует все, что происходит сегодня в республике, регионе и мире.
Aсcортимент печатных СМИ Армении достаточно разнообразен. Пресса представлена различными периодическими изданиями – от дорогих глянцевых журналов до безыскусных газет-однодневок. Казалось бы, проблем с информацией как таковой не должно существовать. Тем не менее, согласно социологическим опросам, 60% местного населения не доверяют отечественным СМИ, что дало повод иностранным независимым экспертам назвать армянскую прессу лишь «частично свободной».
Флора Нахшкарян, главный редактор газеты «Голос Армении».
– Ваша газета считается одной из ведущих в Армении, а значит, формирует определенное общественное мнение. Как Вы охарактеризуете своего читателя?
– Это образованные, национально ориентированные люди, которые занимаются наукой, производством, высокими технологиями. Это люди, причастные к культуре и образованию. Это интеллигенция, которую живо интересует все, что происходит сегодня в республике, регионе и мире. «Голос Армении» благодаря читательской аудитории (имею в виду электронную версию и московский выпуск) часто становится своего рода индикатором и площадкой для продвижения национальных продуктов. Это – благодатное поле деятельности, поскольку в Армении достаточно много предприятий, продолжающих работать на устаревшем оборудовании по старым технологиям. Новейшие научные разработки, которыми располагают наши ученые, способные повысить эффективность производства в десятки раз, и старые предприятия все еще существуют отдельно друг от друга. По ряду причин пока не срабатывает естественный механизм взаимодействия между ними. А мы последовательно привлекаем их внимание друг к другу. И это не только информационная поддержка в чистом виде. Эти темы обсуждаются у нас за круглыми столами, в беседах с учеными и заинтересованными структурами.
– Премьер-министр Армении Тигран Саркисян недавно заявил, что все материалы прессы тщательнейшим образом рассматриваются в его секретариате. По предъявленным фактам будут приниматься конкретные меры. А в случае, если сигнал не подтвердится, то ответственность возлагается на журналистов.
– Все-таки это не цензура, а желание правительства обеспечить действенность прессы. Серьезно аргументированная тема, подтвержденная фактами, при такого рода реакции властей – стимул для работы. И если сегодня мы рассматриваем прессу как трибуну, то вправе ожидать ответных мер на поднятые проблемы. Это можно назвать совместной работой на результат.
– По опросам социологов, 60% местного населения не доверяют отечественным СМИ.
– На мой взгляд, в последние годы пресса отошла от принципов журналистской этики. Информация на потребу определенной части читательской аудитории или чаще – из групповой заинтересованности стала разбавляться дезинформацией. Причем в таких количествах, что читателям трудно определить, где – правда, а где – ложь. К сожалению, из подобных источников люди получают очень мало информации о стране, в которой живут. Газет много, а читать, кроме домыслов и субъективных комментариев, нечего. «Голос Армении» – в числе тех СМИ, которые стремятся к объективности и глубине отражения событий.
– Миссия World-press, манипулируя формулировкой о «частичной свободе прессы в Армении», то поднимает, то опускает ее индекс с 60-го до 130-го места.
– У меня давно есть желание проанализировать индекс «свободы» американской или европейской прессы. Мы прекрасно знаем, как освещаются, к примеру, события в Ираке или Афганистане, почему увольняются с работы журналисты таких «демократических» медиаконцернов, как Би-би-си или CNN… Я не собираюсь спорить относительно политизированных оценок международной миссии. Для меня гораздо важнее то обстоятельство, что я прекрасно знаю страну, в которой живу, и прекрасно знаю условия, в которых работает наша пресса.
Мгер Галечян, директор газеты «Чоррорд ишханутюн» («Четвертая власть»).
– Г-н Галечян, газету «Чоррорд ишханутюн» активно читают на Северном проспекте столицы, где собираются оппозиционно настроенные граждане. Можно ли сказать, что Ваша газета поддерживает их настроения и взгляды?
– Скорее это можно назвать реакцией на то, что в последнее время происходит в Армении и, соответственно, дает массу поводов оппозиции для критики правительства. Конечно, во многом наши публикации не соответствуют официальной точке зрения. Важным моментом в нашей работе считаю необходимость донести до читателя, как альтернативу, другую точку зрения, не совпадающую с официальной. Именно по этой причине нам приписывают оппозиционное мышление, однако с уверенностью могу заявить, что газета никогда не занималась ни подтасовкой фактов, ни (тем более!) «черным пиаром». Подобные репортажи с налетом «желтой критики», вполне возможно, будут интересны обывателям, но для серьезной газеты это, по меньшей мере, несолидно. Вымывая «желтизну», представляем построенный на реальных фактах аргументированный материал. В любом случае, стоим на позициях гражданских и моральных принципов, соблюдая в том числе и Закон о государственной тайне.
С другой стороны, есть реальные трудности с получением самой информации из официальных структур, куда мы часто обращаемся с запросами и где нас просто стараются не замечать. Но, несмотря на это, наши корреспонденты все же умудряются получать информацию, что называется, из первых уст или с места событий. Пожалуй, никакая местная газета не может заявить о том, что в течение месяца давала ежедневные репортажи с народных митингов в поддержку арестованного после событий 1 марта депутата Сасуна Микаеляна из его родного села Ванатур. Подобных материалов из «горячих точек» у нас достаточно много. Ну, а в результате часто получаем анонимные звонки с угрозами физической расправы, только в течение года их уже было более пятидесяти.
– А Вы не обращались в правоохранительные органы для расследования?
– Знаете, на мой взгляд – это малоэффективное занятие. Прессу, особенно если она не провластна, повсеместно ставят в узкие рамки. Так, при аресте 12 апреля 2004 года у меня была отобрана сумка с журналистской спецтехникой. Во время событий нынешнего марта был жестоко избит наш корреспондент Гагик Шамшян. У другого – по разным поводам – четыре раза безвозвратно изымали фотоаппарат. Список можно продолжить. Но Генеральной прокуратурой так и не было возбуждено ни одного дела по представленным нами ходатайствам. Зачастую прессе не отвечают вообще. Таковы реальные условия «свободы» четвертой власти в Армении.
Ярким примером предвзятости к оппозиционной прессе стало временное ограничение издания печатной периодики после событий 1 марта сего года. Выходили лишь те газеты, чья направленность соответствовала правительственному курсу. Газета «Чоррорд ишханутюн» не выходила в тот печально известный период времени. А это уже нарушение свобод. Правда, сразу же после возобновления нашей деятельности ежедневный тираж газеты резко подскочил и сегодня составляет 8 тысяч экземпляров, что для объемов печатного рынка отечественных СМИ является неплохим показателем. Наша газета, кроме Армении, в электронном варианте востребована диаспорой, особенно в США и России. К сожалению, пока нет русскоязычной версии, но со временем появится и она.
– Говорят, Ваша газета издается на средства «оранжевых революций»?
– Этот вопрос мне задают довольно часто. И считаю правомерным на него ответить, потому что у людей сложилось устойчивое мнение – газета не может раскручиваться лишь за счет самофинансирования. Тем более, если учесть, что рекламодатели (а это весомый источник дохода для любого издания) не очень любят сотрудничать с оппозиционной прессой. Однако за все то время, пока я работаю в газете, не припомню ни одного случая, чтобы мы получали средства извне.
– Тем не менее, 60% нашего населения все-таки не доверяют прессе вообще…
– Сегодня в Армении достаточно много печатной периодической продукции: независимых, провластных, оппозиционных изданий. Каждый грамотный человек волен сам решать, что ему читать и чьи взгляды разделять. К сожалению, рейтинговые позиции на страницах почти всех наших газет пока занимает политика. А ведь летом у нас в стране была насыщенная культурная программа. Но какая из газет полномасштабно осветила, например, Международный Шекспировский фестиваль, который недавно прошел в Ереване? Мне самому очень хочется, чтобы на первых полосах, в том числе и нашей газеты, были материалы об искусстве, спорте или науке. Но читателей все еще интересует политика. Вот почему на первых полосах газет пока по-прежнему публикуются политические репортажи.
Сергей Натанов,
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии