N 11 (134) Ноябрь 2008 года.

В мировой рынок – со своим антидотом

Просмотров: 3157

То, что финансовый мир должен стать более устойчивым к болезням, ясно многим, но каким он станет, не берется предсказать никто. Армения слабо вовлечена в мировую финансовую систему, и чужие болезни нас пока не касаются. Но если финансовый кризис приведет к рецессии в самых экономически значимых для Армении странах – ЕС и России, вот тогда и нам придется вкусить плоды кризиса.

После того, как был отменен золотой стандарт доллара, фактически – в 1971-м и юридически – в 1978-м, мир вступил в стадию виртуальной экономики. США получили блестящую возможность печатать свои не обеспеченные ничем доллары в потребных для себя количествах, перекладывая тем самым свои экономические проблемы на других. Когда любая страна мира начинает печатать свои деньги в ускоренном режиме – она подрывает свою экономику.

То, что финансовый мир должен стать более устойчивым к болезням, ясно многим, но каким он станет, не берется предсказать никто. Армения слабо вовлечена в мировую финансовую систему, и чужие болезни нас пока не касаются. Но если финансовый кризис приведет к рецессии в самых экономически значимых для Армении странах – ЕС и России, вот тогда и нам придется вкусить плоды кризиса.

После того, как был отменен золотой стандарт доллара, фактически – в 1971-м и юридически – в 1978-м, мир вступил в стадию виртуальной экономики. США получили блестящую возможность печатать свои не обеспеченные ничем доллары в потребных для себя количествах, перекладывая тем самым свои экономические проблемы на других. Когда любая страна мира начинает печатать свои деньги в ускоренном режиме – она подрывает свою экономику. Когда это делают США, то, по выражению известного эксперта Сергея Гриняева, риску подвергается весь мир. На политических уровнях говорить об этом не было принято, но в связи с кризисом «омерта» подверглась пересмотру. Путин призывал к пересмотру мировой финансовой системы с одним печатным станком, а недавно и французский президент Саркози призвал разобраться в причинах кризиса. Т.е. обычная версия о том, что кризисы – это всего лишь издержки циклического развития и они неизбежны, как смена времен года, уже не устраивает тех, кто вынужден расплачиваться за пороки мировой финансовой системы, отстроенной США.

Доллары и связанные с ними ценные бумаги, обеспеченные в основном военной мощью США – это не единственное ноу-хау, положенное в основу мировой финансовой архитектуры. После отмены золотого стандарта в мире катастрофически размножилось не только количество долларов, но и количество управляющих рынком финансовых инструментов. Среди них следует отметить два основных –рейтинговые агентства и хедж-фонды. Первые занимаются тем, что присваивают финансовым бумагам всяческие рейтинги, соблазняющие покупателей (теперь больше принято говорить – инвесторов). Причем работу агентств оплачивает сам владелец бумаг, или эмитент. Как говорят, кто заказывает музыку – тот и танцует. И определенным траншам ипотечных облигаций был присвоен рейтинг уровня ААА – как у гособлигаций США, несмотря на их весьма сомнительную ценность. Рынок ипотеки накачался деньгами, кредиты стали раздавать не глядя, и многие заемщики не смогли произвести даже первый взнос по взятому кредиту, чем и был спровоцирован кризис на рынке ипотечных облигаций. Дальше – больше, и ипотечный кризис перерос в планетарный финансовый.

Но если одни только рейтинговые агентства не сумеют спровоцировать кризис, на помощь могут прийти хедж-фонды. Это, по определению, партнерские организации, инвестирующие вклады пайщиков в публично торгуемые бумаги или производные финансовые инструменты. С одной особенностью – американские хедж-фонды не подпадают под действие закона об инвестиционных компаниях США, требующего соблюдения регулирующего режима, что позволяет им никого не посвящать в свою деятельность. В итоге тот же Гриняев называет их «тайной, покрытой мраком», и хедж-фонды, набрав теневую мощь, сегодня в состоянии если не обвалить, то существенно деформировать фондовый рынок любой развивающейся страны, провоцируя не имеющие отношения к реальной экономике «медвежьи» и «бычьи» тренды. Что в итоге обеспечивает перераспределение капиталов в нужных для себя направлениях. В случае же недовольства любая страна, выразившая его, будет иметь дело с самой сильной страной, военные расходы которой превосходят расходы на оборону всего остального мира. И совершенно понятно, что перестройка мировой финансовой системы может произойти только при наличии совокупной политической воли, подкрепленной оборонной мощью всего мира. Ни отдельные страны, ни отдельные союзы государств решить эту проблему не в состоянии.

Теперь об Армении. Кризис нас пока не коснулся, и позиции экономистов, выступающих на эту тему, естественно, и различны, и политизированны. Радикальная оппозиция, в частности, экс-премьер Грант Багратян, полагает, что, конечно же, кризис отражается на армянской экономике. Хорошее на нас при нынешней власти действует плохо, плохое – разрушающе. Но тут политики больше, чем экономического анализа. По мнению же начальника управления политики и анализа финансовой системы Центробанка Армении Ваэ Вартаняна, банковская система страны не подвержена рискам, возникшим из-за мировых тенденций. Средства, заимствованные армянскими банками из иностранных, взяты в основном на долгий срок и из таких финансовых структур, которые не имеют прямого отношения к кризису. В то же время средства армянских банков в иностранных, во-первых, малы, во-вторых, вложены в высококлассные банки и с точки зрения воздействия на банковскую систему Армении больших рисков не содержат.

Независимый экономист, руководитель Центра экономических исследований профессор Ашот Тавадян, в основном разделяя эту точку зрения, полагает, что даже рецессия связанных с Арменией экономик тоже вряд ли отразится на объеме частных трансфертов в Армению, стимулирующих потребительский спрос. Но не по экономическим причинам, а из-за армянского менталитета, «для которого насущные проблемы родных и близких всегда считались первоочередными, особенно у новой диаспоры, так что если они и «затянут пояса», то думаю, что не по этой части», считает Тавадян. Для поднятия же доверия к банкам Тавадян рекомендует поднять величину гарантированного возврата вкладов не менее чем в два раза. Сегодня в Армении гарантируется 1 млн драмов вклада в инвалюте и 2 млн – в драмах (примерно $3200 и $6400). В России – 700 000 рублей.

Риск «заразиться» этой финансовой «болезнью», т.е. кризисом, по мнению Тавадяна, мал, «а вот риск самим заболеть этой «болезнью» или ее модификацией есть. Поэтому нужно четко оценить кредиты, особенно ипотечные, и всячески развивать экспорт, чтобы улучшить состояние торгового баланса и избежать паники в непредвиденной ситуации.

Наиболее системно отношение Армении к кризису изложил премьер Тигран Саркисян после своего визита в США. Он прежде всего отметил беспрецедентную меру борьбы с кризисом – совместные действия Центробанков США, Великобритании, Китая и других стран по снижению ставки рефинансирования, чтобы снизить цену денег и накачать ими рынок, чтобы, стимулируя промышленность, не дать финансовому кризису спровоцировать экономический. Примерно то же самое предлагает премьер и для Армении – резко увеличить объемы кредитования малого и среднего бизнеса, о чем уже есть предварительная договоренность со Всемирным банком, чтобы не дать зачахнуть реальной экономике и смягчить возможное уменьшение объема частных трансфертов, в основном идущих на потребление.

Что касается банковской системы, то премьер отметил, что на 218 млрд драмов капитала приходится 958 млрд активов, что является весьма надежным показателем. Т.е. у банков есть чем тушить пожары. Кстати, именно за это в бытность премьера Председателем Центробанка его и критиковали – слишком высокое соотношение капитал/активы уменьшало возможность банков выдавать побольше кредитов и тем самым поднимало процентную ставку. Примерно так же, как и в России, критиковали финансовые власти за нерастраченный Стабфонд, который понадобится сегодня для противодействия кризису. Одно плохо – то, что деньги Стабфонда тратились на инвестиции в американские бумажки дутой надежности, а не на собственные проекты.

Общий вывод для Армении – финансовый кризис нам нипочем, но рецессия нас заденет. И поскольку всякий кризис приводит к затягиванию поясов, то лучше это сделать пораньше, чем судорожно искать способы потом. Бюджет 2008 г. в Армении, по заверению премьера, будет выполнен, с одной стороны, с превышением по доходам на 13 млрд драмов и экономией по расходам – на 24 млрд. Итого
37 млрд – около $120 млн, которые создадут определенный запас для непредвиденных ситуаций. Кроме того, есть договоренность с Международным валютным фондом, который поможет оперативно покрыть дефицит платежного баланса, если в этом возникнет необходимость.

Отсутствие в Армении финансовых инструментов, способных спровоцировать кризис, может, несколько неповоротливая, но надежная банковская система и профилактические меры по экономии бюджета и стимулированию малого и среднего бизнеса выглядят как сумка врача с нарисованным на ней красным крестом. Но главный инструмент кризиса – паника – может свести на нет самую квалифицированную скорую экономическую помощь. И потому премьер призвал СМИ быть объективными в освещении ситуации.

Одним словом, гордиться остромодными финансовыми заболеваниями нам не грозит. Но это сегодня. Если финансовая архитектура мира останется такой, какая она есть, то следующий масштабный кризис произойдет, как считают знающие люди, лет через 8-10. И Армения, которая ставит перед собой задачу интеграции в мировой рынок, к тому времени должна научиться предохраняться от финансовых инфекций, вирус которых каждый раз слегка модифицирует. Одним словом, в мировой рынок – со своим антидотом.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Почему нет откликов?Экономика уже не интересна? Вот люди, только об истории поговорить любят и с азерами поспорить.
  2. Будет ли кризис в Армении?Это меня волнует больше всего,а наших волнуют азеры.Нет специалистов по экономике? Зато полным полно политологов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты