N 11 (134) Ноябрь 2008 года.

Музыкальные фестивали: время инициатив

Просмотров: 5464

В начале 90-х в скорбной Армении, потрясенной спитакским землетрясением и драматическими переменами перестройки, самым светлым местом был Большой зал Армянской филармонии, названный именем Арама Хачатуряна. Каждое воскресенье вечером, а в субботу и днем, сюда стекались людские потоки. Зал на две с половиной тысячи мест был переполнен. Приходили с детьми, целыми семьями. Здесь было тепло и уютно, сверкали люстры, а ведь Армения несколько лет жила без света. Здесь звучала музыка Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, Шостаковича, Хачатуряна...

За пультом стоял дирижер и художественный руководитель филармонического оркестра Лорис Чкнаворян, своим талантом, неуемным энтузиазмом и открытым, непосредственным проявлением любви к своему народу целое десятилетие согревавший сердца благодарных слушателей.

В начале 90-х в скорбной Армении, потрясенной спитакским землетрясением и драматическими переменами перестройки, самым светлым местом был Большой зал Армянской филармонии, названный именем Арама Хачатуряна. Каждое воскресенье вечером, а в субботу и днем, сюда стекались людские потоки. Зал на две с половиной тысячи мест был переполнен. Приходили с детьми, целыми семьями. Здесь было тепло и уютно, сверкали люстры, а ведь Армения несколько лет жила без света. Здесь звучала музыка Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера, Шостаковича, Хачатуряна...

За пультом стоял дирижер и художественный руководитель филармонического оркестра Лорис Чкнаворян, своим талантом, неуемным энтузиазмом и открытым, непосредственным проявлением любви к своему народу целое десятилетие согревавший сердца благодарных слушателей.

Он впервые ввел в обиход нашей культурной жизни девиз: «МИР и МЫ», хотя и до этого Армения жила на все четыре стороны света, активно впитывая мировую культуру и вписывая в нее свое искусство. Но в те трудные дни провозглашенный Лорисом Чкнаворяном фестиваль под этим названием как бы снова распахнул перед нами окна в огромный мир, зазвучал оптимистической нотой, обещающей будущее возрождение. Так оно и случилось.

Мир искусства Армении сегодня перенасыщен культурными событиями. Один фестиваль сменяет другой. Уже получивший международное признание кинофестиваль «Золотой абрикос» занимает все лето, а когда наступает осень, распахиваются двери драматических театров и концертных залов.

Музыкальные фестивали нанизываются друг на друга. Одни проходят из года в год, став традицией, как, например, фестиваль «Национальная галерея» и его романтическое ответвление – фестиваль «Возвращение», под эгидой которого в Ереван приглашаются талантливые армянские музыканты, живущие в разных концах света. Этот цикл фестивалей, председателем которых является музыкант Мариам Шагинян, в этом году прошел уже в четвертый раз. Слушатели с восторгом аплодировали молодому выдающемуся скрипачу Сергею Хачатряну (Германия), широко известному в Америке и Европе виолончелисту Сурену Багратуни, великолепному пианисту Вартану Мамиконяну, живущему в Париже, как и замечательным местным мастерам, среди которых звезда первой величины дирижер Арам Карабегян.

Большой интерес вызывает Ереванский Международный музыкальный фестиваль, организованный главным дирижером филармонического оркестра Армении Эдуардом Топчяном в тандеме с известным лондонским виолончелистом Александром Чаушяном. Артдиректор нескольких европейских фестивалей, Александр Чаушян имеет возможность строить замечательные программы. В этом году Ереван бурно приветствовал блистательное созвездие выдающихся европейских музыкантов. Среди них скрипачи Александр Ситковецкий, Левон Чилингирян, Джюли Фишер, Дайшин Кашимото, Тамаки Кавакубо, скрипач и альтист Юрий Жислин, пианисты Александр Гиндин, Филип Кассар, Эшли Вос, Стивен Аф, виолончелист Александр Чаушян, певица меццо-сопрано Сандра Макмастер, дирижер Фабио Мастранчело. С большим симфоническим оркестром выступал главный дирижер филармонического оркестра Армении Эдуард Топчян.

Яркой краской вписались в фестивальный марафон инициативы известного московского скрипача Карена Шахгалдяна. Года три назад вместе с пианисткой Армине Григорян и виолончелистом Кареном Кочаряном они составили трио, сразу же получившее в Армении широкую известность. Почувствовав в Армении благодатную почву для фестивалей, Карен Шахгалдян в содружестве со своими московскими и ереванскими коллегами и при поддержке Министерства культуры Армении и ряда видных армянских фирм организовал Международный фестиваль искусств «Карен Шахгалдян приглашает друзей», который включил в себя и фотовыставку, и общение с поэтами и писателями, и выступления артистов пантомимы. 12 концертов прошли в главных концертных залах Еревана, а также в городах Чаренцаване, Гюмри, Капане, Мегри и Степанакерте.

Ереванских слушателей покорили блистательные московские музыканты, несмотря на молодость, уже имеющие большие творческие биографии: скрипачки Елена Ревич и Ксения Акейникова, виолончелист Борис Андриянов, альтист Максим Новиков, пианистка Ксения Башмет. Примечательно, что в программе фестиваля был концерт, посвященный современной армянской музыке – прозвучали сонаты для альта и фортепиано А.Хачатуряна, А.Арутюняна и Э.Айрапетяна в прекрасном исполнении Максима Новикова и Ксении Башмет. Современная музыка – всегда событие. Это еще раз доказал концерт в рамках фестиваля «Национальная галерея», где были исполнены произведения активно и интересно работающих сегодня Левона Чаушяна, Рубена Саркисяна, Ерванда Ерканяна, Мартына Вартазаряна, Константина Петросяна и Армине Карапетян, ансамблевые и хоровые. Современная музыка всегда событие. Кстати, исключительный успех этого концерта еще раз подтвердил интерес к современной музыке, ее необходимое присутствие в фестивальных программах. Доказательством ее востребованности стал огромный успех одного из концертов Второго Ереванского Международного музыкального фестиваля, в котором было исполнено произведение выдающегося композитора Гии Канчели, – его Концерт для альта с участием смешанного хора и большого симфонического оркестра «Стикс».

И уж совсем грандиозным событием для любителей музыки стали отдельные фестивали, посвященные выдающимся композиторам современности – Кшиштофу Пендерецкому и Родиону Щедрину. Эти праздники – уже дело рук известного организатора международных фестивальных программ, композитора Степана Ростомяна.

Сегодня – время инициатив. Культурное общение становится главным объединяющим фактором. Оно посильнее политики. Самоотверженность, вдохновение, альтруизм – вот что стоит в основе этого столпотворения вокруг музыки, театра, кино. Организаторы всего этого – люди особые. Блеск фестивалей заслоняет их лица, их каждодневный, порой изматывающий труд. Но отдадим им должное, пусть на этот раз аплодисменты зазвучат в их честь.

Маргарита Рухкян,

Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек