Если армия и народ едины, то страна - непобедима
Армянская Национальная Армия за сравнительно короткий исторический промежуток прошла тяжелые испытания войной, где на полях сражений защищала право нашего народа на мирную жизнь. Закалившись в борьбе, она стала главным гарантом независимости. Об этом эксклюзивное интервью с министром обороны Республики Армения Сейраном Оганяном, которое он дал газете «Ноев Ковчег».
Армянская Национальная Армия за сравнительно короткий исторический промежуток прошла тяжелые испытания войной, где на полях сражений защищала право нашего народа на мирную жизнь. Закалившись в борьбе, она стала главным гарантом независимости. Об этом эксклюзивное интервью с министром обороны Республики Армения Сейраном Оганяном, которое он дал газете «Ноев Ковчег»
– Сейран Мушегович, в своих выступлениях Вы неоднократно подчеркиваете высокую боеспособность нашей армии, одновременно отмечая, что предстоит решить еще целый комплекс вопросов, направленных на реорганизацию оборонного ведомства и Вооруженных сил Армении.
– Вооруженные силы Армении всегда с честью выполняли свою главную задачу по охране рубежей нашей Родины. Несение боевого дежурства по линии государственной границы проводится на достаточно высоком уровне. В прошлом году на первой линии обороны страны была проведена серьезная работа по совершенствованию технического оборудования и инженерных сооружений, модернизации техники и вооружений. И в данном контексте весьма важно отметить, что в 2008 году Вооруженные силы Армении смогли успешно выполнить все поставленные перед ними задачи.
Вместе с тем, прошедший год был насыщенным и в плане реформ, которые мы провели в военной сфере. В частности, был принят закон «Об обороне», в соответствии с которым конкретизируется участие всех граждан республики в обороне страны, начиная от рядовых граждан и представителей законодательной власти до президента Армении. Кроме того, внедрение контрактной системы для сержантского состава предполагает в перспективе создание профессиональной армии на контрактной основе.
В текущем году мероприятия по реформированию оборонного ведомства и процесс стратегического пересмотра обороны будут продолжены.
Одним из основных приоритетов нашей программы по реформированию армии стало улучшение качества военного образования, повышение подготовленности командного состава и уровня боевой подготовки воинских частей. Государство прилагает все усилия для повышения боеспособности армии, включая техническую оснащенность.
– В Армении всегда существовала передовая школа высокоинтеллектуальной технической элиты, представители которой были заняты в советском оборонно-промышленном комплексе. Предполагается ли сегодня техническое переоснащение нашей армии на основе отечественной научной мысли и собственных промышленных разработок?
– В советское время Армения действительно обладала солидным инженерно-техническим потенциалом и развитым промышленным комплексом, в котором, по разным оценкам, примерно 40% инфраструктур приходилось на военное производство по широкому спектру образцов и видов вооружения. Сегодня в нашей стране обеспечение потребностей Вооруженных сил Армении производится на основе хорошей базовой подготовленности производственных мощностей и собственных национальных кадров. На нужды обороны ориентировано более 30 предприятий, из которых 10 функционируют в непосредственном подчинении Министерству обороны РА. В настоящее время там занимаются ремонтом советской и отечественной военной техники, а также модернизацией и разработкой новых видов и образцов вооружения с учетом мировых достижений в этой области.
– В апреле 1994 года впервые было официально объявлено о том, что «небо над Ереваном, как и все воздушное пространство Армении, надежно защищено установками ПВО». Эта тенденция сохраняется до сих пор?
– Естественно. Ее существование – гарант нашей национальной безопасности. В свое время определенную роль в восстановлении системы ПВО и повышении ее боевой готовности сыграла помощь российских военных специалистов, а также тот факт, что эти подразделения были укомплектованы нашими высококвалифицированными национальными кадрами. В настоящее время на основе Договора о коллективной безопасности стран СНГ продолжается двустороннее сотрудничество в этой области между Арменией и Российской Федерацией.
– Учитывая положения Договора о коллективной безопасности в зоне ответственности Кавказского региона, можно ли понимать, что в случае агрессии фактор взаимопомощи реально сработает?
– Прошедший в августе прошлого года четвертый этап совместных учений «Рубеж-2008» показал успешность выполнения всех поставленных задач, что свидетельствует о готовности сохранять региональную стабильность в рамках ОДКБ. В проводимых учениях приняли участие оперативные группы не только наших государственных органов, но и соответствующие структуры стран-участниц Договора. Тогда же на заседании Совета глав оборонных ведомств рассматривался ряд вопросов, где отдельным пунктом была озвучена тема взаимного планирования оборонительных операций и оказание взаимной помощи в ходе отражения агрессии противника в нашем регионе. Следует заметить, что до недавнего времени каких-либо конкретных договоренностей по данному вопросу не было ни с кем, кроме Российской Федерации. Однако сегодня уже можно говорить о том, что у нас появилась реальная возможность положиться на наших союзников по ОДКБ. Принятое 4 февраля этого года на внеочередной сессии СКБ ОДКБ Решение о создании коллективных сил оперативного реагирования создает крепкую политическую, договорно-правовую и военную основу для коллективного отражения агрессии против каждого из государств-членов ОДК Б. Формирование реального механизма противодействия становится дополнительным гарантом и сдерживающим фактором по пресечению попыток военного разрешения региональных конфликтов.
– По итогам прошедшего в феврале этого года внеочередного заседания саммита Организации Договора о коллективной безопасности был подписан документ, где отражены важные перемены в этой структуре…
– Я так понимаю, что Вы имеете в виду Решение Совета коллективной безопасности ОДК Б «О Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности». Согласно подписанному документу, в целях повышения совместного потенциала ОДК Б в формате Организации будут созданы мобильные соединения и воинские части постоянной готовности. Их действия будут направлены на участие в отражении военной агрессии, в борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Придавая важное значение дальнейшему повышению потенциала ОДК Б в обеспечении коллективной безопасности государств-членов Договора, сегодня уже по существу можно констатировать, что в зоне влияния Организации будет сконцентрирована большая часть постсоветского пространства, поскольку Решение подписано президентами Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Планируется, что выделенные государствами-членами Организации соединения, воинские части и формирования сил специального назначения будут находиться под национальной юрисдикцией в пунктах постоянной дислокации, а планирование применения и координацию совместной подготовки вышеуказанных подразделений будет осуществлять Объединенный штаб.
– ОДКБ – это не только оборонительная структура, но и блок, отвечающий за предотвращение новых вызовов. Какие военные угрозы существуют сегодня в нашем мире?
– В прошлом году в рамках стратегического пересмотра обороны мы провели оценку военных угроз. Общая оценка по совокупности обозначенных вызовов явно свидетельствует о том, насколько хрупкой остается среда безопасности в нашем регионе. Одновременно оценивались и те угрозы, которые представлены в Военной доктрине. В этой связи вполне очевидно, что наши основные направления оценки по-прежнему акцентированы на военных угрозах со стороны Азербайджана.
С другой стороны, среди внутренних угроз был признан низкий уровень патриотического воспитания среди местного населения. В нашей концепции патриотического воспитания главной составляющей успеха является уровень качества военного мастерства и боевого духа. Именно с этой целью в 2008 году Министерством обороны и Министерством образования Армении было подписано совместное распоряжение о прикреплении всех учебных заведений и 1407 школ республики к воинским частям. На мой взгляд, подобный опыт взаимосвязанной работы повысит роль наших Вооруженных сил в патриотическом воспитании населения, в том числе с позиций доверия к воинской службе. Я глубоко убежден: если армия и народ едины, то они непобедимы.
– В редакцию газеты часто приходят письма от читателей диаспоры. В частности, житель Хабаровска спрашивает: «Я – гражданин России. Но хотел бы проходить воинскую службу на моей исторической Родине в российских войсках, дислоцирующихся на территории Армении. Хотелось бы уточнить, что для этого необходимо?».
– Честно говоря, вопрос оказался для меня неожиданным, так как никогда не было прецедентов для его обсуждения. Однако со своей стороны я могу отметить, что мы можем рассмотреть эту проблему, обратившись к Министерству обороны Российской Федерации. Но естественно, перспектива реализации потребует времени для соответствующих согласований. Вместе с тем, хочу отметить, что в последнее время наблюдается положительная динамика по возвращению наших соотечественников на Родину для прохождения срочной службы в рядах Армянской Национальной Армии. Причем, особенно большая работа по данному вопросу проводится в Южном федеральном округе России.
– Г-н Оганян, как Вы оцениваете уровень армяно-российского военного сотрудничества?
– Военное и военно-техническое сотрудничество между Республикой Армения и Российской Федерацией я оцениваю очень высоко. Отношения между нашими странами в этой области всегда носили характер союзнического взаимодействия, долгосрочного партнерства и сегодня продолжают динамично развиваться. У нас нет принципиальных расхождений в стратегии, а есть взаимное понимание в вопросах военной безопасности. Сегодня могу сказать, что совместные планы, которые были намечены на 2008 год, уже выполнены. А запланированные руководством Вооруженных сил наших государств на этот год – продолжают последовательно выполняться.
– Стоит ли рассматривать на этом фоне начатую Азербайджаном очередную истерию по поводу российских поставок вооружения в Армению как повод для подготовки к новому этапу эскалации напряженности в регионе?
– Да, это очередной вызов Азербайджана. Появление подобных сообщений стоит рассматривать не иначе, как информационную провокацию, цель которой – подготовить население своей страны к очередному витку противостояния. То есть, возложив в данном случае ответственность за дальнейшее развитие ситуации в регионе на Москву, Азербайджан пытается убедить всех, что якобы вынужден готовиться к нападению агрессора. Почему я говорю об этом так уверенно? Потому что сегодня мы реально располагаем информацией о том, что в подразделениях азербайджанской армии системно проводится специальная пропаганда и даже специальные «политзанятия» на данную тему. Впрочем, достаточно веско на этот вопрос ответили российские официальные лица, а также СМИ , аргументированно разоблачив эту надуманную проблему.
С другой стороны, заключив солидные контракты на закупку вооружения и военной техники с нерегиональными государствами, Азербайджан сам нарушает все установленные лимиты на вооружение по боевым танкам, БМП , артиллерии. Должен заметить, что армянская сторона шум по этому поводу не поднимала. – Руководство Азербайджана не раз заявляло, что не исключает силовой вариант решения карабахского конфликта и в этой связи существенно увеличивает свой военный бюджет. Вооруженные силы Армении готовы к такому развитию сценария?
– Азербайджан действительно говорит об этом постоянно. Стремление добиться существенного военного превосходства над Арменией за счет нефтедолларов и решить карабахскую проблему силой оружия продолжается. На мой взгляд, руководство Азербайджана, как всегда, готовит фарс по сбору внутренних политических дивидендов. С другой стороны, пытается повлиять с позиций своих интересов на решение международных организаций, занимающихся проблемой карабахского конфликта. В данном случае напрашивается вывод об адекватности действий. Естественно, шаги соседней республики, направленные на вооруженные инциденты, не останутся без ответа. Вооруженные силы Армении и Армия обороны Нагорного Карабаха вполне готовы выполнить задачи, которые необходимы для отражения агрессии со стороны Азербайджана.
– Недавно в связи с 17-летием Армянской Национальной Армии Вы отметили, что «наша регулярная армия стояла у истоков независимости Армении и сделала все для сегодняшней мирной жизни народа». Вместе с тем, неся мир в свой дом, Армения развивает миротворческую деятельность в рамках миссий по международной безопасности. Какова доля участия Армении в подобных проектах?
– В 2008 году в рамках миротворческих операций наши военнослужащие завершили миротворческую деятельность в Ираке и благополучно вернулись на Родину. В то же время численность находящихся в Косово армянских миротворцев в составе греческого батальона была увеличена почти вдвое. Подразделения были выделены из состава миротворческой бригады, которая в настоящее время находится в стадии формирования. По моему твердому убеждению, находясь далеко не в самом спокойном регионе мира, Армения достойно вносит свою лепту в общий процесс стабилизации и международной безопасности.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии