№ 5 (140) Май 2009 года.

Выборы градоначальника – дело политическое

Просмотров: 5168

Сперва немного истории. Известно, что в периоды революций именно беззаконие становится законом, и в независимый период Генплан города Еревана был отменен, с тем, чтобы сполна могло проявиться «революционное творчество масс». И оно проявилось, так, как оно обычно и проявляется в центрах столиц, куда приходит жаждущий реванша провинциал. Структуры контроля над застройкой были практически распущены, и можно удивляться тому, как уцелела городская площадь, где можно было бы построить несколько многоэтажек и продать за хорошую цену.

Внимательное отношение к исторической застройке, соблюдение градостроительных норм, понимание того, что Ереван давно перешел от повозки к автомобилю – это мы оставили поколениям. Правда, Генплан снова ввели, но ничего не изменили в строительной практике. Т.е. по-прежнему совершен в строительной практике. Т.е. по-прежнему совершенно не исключены «творческие» подходы. А при наличии большого индивидуального ресурса – и сверхтворческие. Типа того, как родственник крупного чиновника выкопал грандиозную яму около Лебединого озера и останавливать строительство пришлось уже всем городом.

Но это еще ничего. Открылась еще одна подробность – оказалось, что Ереван управляется недемократично. Мэр города, в отличие от иных городов, не избирался, а назначался, для чего была придумана хитрость. Марзпеты (губернаторы) в Армении назначаются, и, как выясняется, это делу демократии не вредит. По крайней мере, Венецианская комиссия Совета Европы, ответственная за конституции и самоуправление, по этой части Армении ультиматумов не выставляла. И для того, чтобы мэра назначать, Ереван перевели в разряд марза. Хитрость до недавнего времени работала, но и Венецианская комиссия не лыком шита, она, как выяснилось, в состоянии отличить город от области. Так что пришлось делать должность мэра Еревана выборной. Тянули, естественно, до последнего, из всех вариантов выбрали минимально демократичный, с непрямыми выборами, когда мэра выбирает не население, а т.н. авагани, что-то вроде городского парламента из 65 человек, в который партия может попасть, преодолев 7% барьер. Для блоков – 9%.

«Авагани» – это недавнее лексическое изобретение, что-то вроде грузинского «сакребуло». И то, и другое название призвано доказать, насколько демократические формы правления для нас историчны. Аваг – это старший, авагани, как это естественно предположить – совет старейшин. Т.е. аксакалов. Мы – кавказская страна, и многим со стороны по кажется, что у нас культ стариков и фанатическое почитание традиций. И в авагани со всего Еревана собирают стариков, в папахах и с палками, дабы вверить им управление горо дом. И чем они старше – тем лучше, мудрость, как известно, прибывает с годами.

Но закон не предписывает необходимости достигнуть старческого возраста, чтобы стать членом авагани, и в очередной раз приходится удивляться живучести ненужного словотворчества.

Законом предусмотрено, чтобы в выборах авагани участвовали только партии - мажоритарная самодеятельность отвергнута в принципе. Местным авторитетам и прочим гражданам, желающим попасть в авагани поодиночке, настоятельно рекомендовано отдохнуть. При такой формуле выборов подавляющее превосходство Республиканской партии Армении в парламенте должно было автоматически перенестись на столицу, и власти РПА ничего бы не грозило. А чтобы увеличить превосходство РПА и не будить среди иных партий порочных иллюзий, возглавляющий избирательный список РПА префект общины «Кентрон» Гагик Бегларян, по кличке «Черный Гаго», был назначен мэром города,был назначен мэс тем чтобы население успело свыкнуться с этой мыслью, с одной стороны, с другой – так ему было бы легче управиться с административным ресурсом. Эксмэра Ерванда Захаряна «бросили» на кадастр недвижимого имущества, являющийся весьма прибыльным п р е д п р и я т и е м, что означало скорее благодарность, нежели порицание. И тут произошло неожиданное. От имени контролируемого им Армянского национального конгресса заявку на участие в выборах подал Левон Тер-Петросян.

Естественно, поругавшись до этого с парламентскими оппозиционерами из партии «Жарангутюн». Как водится среди оппозиционеров, во главе списка АНК видели себя, «Жарангутюн» - себя, и брак по расчету не состоялся. Этот список во главе с ЛТП, претендующим на должность мэра, для власти оказался полной неожиданностью.   И республиканцы не нашли ничего лучшего, чем признать выборы в авагани излишне политизированными, хотя сами принимали закон о политическом характере выборов. Причем возражать против закона стали те, кто буквально накануне голосовал за него. Одним словом, в оборот был запущен тезис, что городу нужен менеджер, а не политик.

Под менеджером РПА имеет в виду Гагика Бегларяна, хотя итоги его менеджмента трудно назвать благоприятными для столицы. Застраивается центр совершенно бездумно, иногда кажется, что наследие Таманяна и безусловно лучшего мэра Еревана Григора Асратяна намеренно уничтожается или принижается, чтобы не будить в современных градоправителях комплекса неполноценности. Видимо, осознав, что выказывать свое непонимание менеджмента далее не следует, власть запустила в оборот тезис о том, что городу нужен мусорщик, а не политик. Му- сорщик – Бегларян, политик – ЛТП. Наверное, авторам идеи показалось, что сибарита ЛТП оскорбит напоминание о необходимости возиться с мусором и он откажется от своих претензий на мэрство. Но ничего подобного не произошло, разве что Гагика Бегларяна все чаще стали называть «мусорщиком», намекая на связь профессии с кличкой «Черный». Кстати, и в вопросе менеджмента республиканцы оказалась как минимум неискренни. В РПА сложилась уникальная ситуация: у нее есть в кадровом активе сильный менеджер – Тарон Маргарян. Причем с замечательной республиканской генеалогией – он сын покойного премьера Андраника Маргаряна, если не основоположника партии, то человека с самым весомым вкладом в ее историю. Сам же Тарон Андраникович является, пожалуй, единственным префектом ереванской общины, которого члены общины не только уважают, но и, по признанию многих из них, любят. И если республиканцы столь привержены квалифицированному менеджменту, казалось бы, им и карты в руки – поставить молодого Тарона Маргаряна первым в список и совместить тем самым в одном лице политика и менеджера. Но нет, Тарон Маргарян стоит в списке вторым. Если бы республиканцы не поскупились и заказали недорогой соцопрос, то рейтинги первых двух номеров списка можно было бы вить и сделать окончательный выбор уже на научной основе. Это чтобы не доверять существующим любительским опросам, показывающим явно неприличное соотношение рейтингов в пользу Маргаряна. Но и это не сделано. Т.е. можно сказать определенно, что РПА не нужен ни менеджер, ни политик. Им нужен «удобный» человек - Бегларян.

Теперь, наконец, власть признала, что выборы мэра – политические, и ничего с этим не поделаешь. И с сожалением приходится отмечать, что Григор Асратян, правивший городом с 1962 по 1975 г., был назначен на эту должность недемократическим коммунистическим способом. А живи он сегодня – у него вряд ли был бы малейший шанс стать мэром.

Теперь о главном – почему это так важно, кто будет мэром? По одной простой причине - в Ереване живет как минимум треть населения страны, с точки зрения же иных ресурсов - здесь их больше, чем во всех оставшихся городах и весях, вместе взятых. И в случае прихода к власти в городе иной, кроме РПА, политической силы, неизбежно образуется второй центр власти и принятия решений. Но и это еще не все. Особенность предстоящих выборов состоит в том, что выяснять отношения придется не только власти (РПА) и оппозиции (АНК), но и внутри властной коалиции. Основатель информационно-аналитического сайта 7or.am политолог Андраник Теванян полагает, что если партии – члены властной коалиции наберут на выборах низкие проценты, то для президента Сержа Саргсяна это послужит поводом снизить их властные полномочия или вообще обнулить их присутствие в исполнительной власти. Если же победит АНК во главе с ЛТП, то тут президент попытается коалицию укрепить, и внутри власти может начаться изменение конфигурации сил, вплоть до серьезного пересмотра состава правительства. На фоне стремления АНК, в согласии со своей максималистской природой, захватить власть целиком.

Если РПА наберет 50% + 1 голос в авагани, то остальным членам властной коалиции остается надеяться только на мягкосердечие президента и прочие его качества подобного рода. Если же этого не произойдет, то некоторые представители властной коалиции уже сегодня не видят ничего плохого в сотрудничестве с оппозицией. Т.е. конфигурация власти, независимо от итогов выборов, претерпит изменения. Проблемы членов властной коалиции при этом различны. РПА хочет взять монополию на Ереван, как это случилось на парламентских выборах 2007 года. Другие члены коалиции попытаются помешать реализации этого замысла, чтобы удержать свои позиции во власти. И тут тактические задачи оппозиции и некоторых кругов внутри партий коалиции (в особенности «Процветающей Армении» и АРФД) совпадают. Если АНК наберет серьезное количество голосов, не победив, то в этом случае провластным партиям потребуется сплоченность, и позже будет сформирована провластная коалиция, но уже исходя не из желания президента, как это было в парламенте-2007, а из объективного фактора расстановки политических сил.

Сама технология выборов – в одном городе, а не по всей стране – уменьшает значение административного ресурса. Оппозиционеры могут свести его влияние до минимума, если увлекутся не политтехнологиями, как они это любят, а предвыборной рутиной. Участки в центре города наименее проблемны, а вот за окраинными участками необходимо проследить. И вообще, проделать тысячи дел, чтобы выборы обошлись без фальсификаций, причем запрещая это не только другим, но и себе.

Участвуют в выборах 7 партий. 4 партии властной коалиции – РПА, АРФ «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения» и «Страна законности». Противостоит им Армянский нацконгресс во главе с ЛТП. Вновь «сыграет» и «Народная партия» Тиграна Карапетяна, владельца телекомпании «АЛМ», но неизвестно, на чьей стороне. Это часто бывает настолько неясно, что его проще назвать независимым политиком. И прямо-таки на финише объявился новый участник – неизвестная Трудовая социалистическая партия со списком из 29 человек, возглавляемая Мовсесом Шахвердяном приятной наружности. Аббревиатура названия партии на армянском изобразительно почти совпадает с АНК, и как малограмотный электорат, так и избирательные комиссии при подсчете могут накидать ей бюллетеней. Даже провластная пресса называет эту партию «темной лошадкой», не признаваясь, правда, кому эта лошадь принадлежит.

Обе стороны – власть и оп позиция – заявляют о своей победе. Сайты, в которых про водится предварительное голосование, указывают на победу ЛТП, что естественно: гости сайтов – чаще всего оппозиционеры, власть же ведет себя солидно и во всякие там сайты не лезет. Она заказывает соцопросы и побеждает уже в них. Если же быть реалистами, то при минимизации административного ресурса у АНК есть шанс победить. Город, как мы уже говори ли, – не вся страна, и с помощью международных наблюдателей процесс выборов можно сделать относительно прозрачным. Второе соображение – ЛТП в качестве мэра менее опасен, чем в качестве президента, и многие проголосовавшие на президентских выборах за Сержа Саргсяна на выборах авага ни могут проголосовать за ЛТП, полагая, что таким образом политика станет живее, а свобод – больше, чем при доминировании одной политической силы. Не исключено, что и власть не рассматривает победу ЛТП для себя как политическую смерть и проявит к выборам хоть немного философского отношения. А что будет с городом – этот вопрос пока, к сожалению, на десятом месте.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 36 человек