История Армении в гравюрах
В московском издательстве «АдамантЪ» в подарочном варианте вышел альбом «Историческая Армения в гравюрах». Инициатор проекта Владимир Казарян, копии уникальных гравюр предоставлены директором женевского филиала Armenian General Benevolent Union госпожой Талин Авакян. Издание осуществлено под попечительством заслуженного строителя России Вардкеса Арцруни.
Представленные в этом альбоме гравюры хранятся в Женевской дирекции Armenian General Benevolent Union. Их собирали люди, которые не забывают свою историю и любят свою культуру. Каждая найденная картина драгоценна для них, так как воссоздает образ той Армении, которая осталась в преданиях и снах, то радостных и безмятежных, то наполненных тоской и отчаянием. Но альбом будет интересен и для всех тех, кто увлекается изучением всеобщей истории и истории искусства.
Европейские путешественники, этнографы, литераторы, посещая малознакомые или неизвестные места, старались запечатлеть с помощью художников виды природы, населенных мест и их жителей. Ближний Восток обладал для них особым очарованием. И в создании пейзажей, жанровых картин, исторических полотен на восточные темы принимало участие большое число в разной степени одаренных художников.
В представленном альбоме есть гравюры, которые созданы на основе картин французского художника Жана-Батиста-Анри Дюрана-Браже (1814 – 1879). Он служил во флоте и объехал весь мир. В 1840 году присутствовал на событии, которое волновало тогда всю Европу – эксгумации праха французского императора Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены, и издал отчет об этом с иллюстрациями. Во время Крымской войны 1853 –1856 годов в качестве военного корреспондента посылал статьи и иллюстрации в парижские периодические издания. В Версале есть серия больших полотен, на которых художник изобразил Севастополь и его окрестности, а также боевые действия войск Англии и Франции. Для императора России он нарисовал в 1857 году панораму Синопской битвы.
Другой французский художник, автор вида на озеро и крепость Ван, Жозеф-Августин-Жюль Лоранс (1825 – 1901) в 1847 году сопровождал археологическую экспедицию в Турцию, Персию и Малую Азию. Он зарисовал ранее почти неизвестные европейцам места и обычаи Ближнего Востока.
Рисунки художников-путешественников затем могли тиражироваться граверами. Романтическое восприятие природы исторической Армении как месторасположения рая, заданное в европейской культуре английским поэтом лордом Байроном, вдохновляло не одного гравера, который делал эстампы на основе рисунков путешественников и других художников.
В изображении Трапезунда Карл Жирарде (1810 – 1871) явно стремился показать первозданную мощь природы исторической Армении. Его также привлекла сила личности Католикоса армян Нерсеса Аштаракеци (1771 – 1857), сыгравшего огромную роль в развитии армянской культуры. Гравюра с изображением Нерсеса, сделанная по рисунку Жирарде, явилась большим вкладом в познание европейцами истинного облика армянского народа.
Мастерская Августина-Франсуа Лемэтра (1797–1870) внесла свой вклад в ознакомление европейцев со своеобразием облика и истории Армении. Представленная в альбоме гравюра о Григории Магистере, армянском князе, правившем Месопотамией в ХI веке, и его сыне – Патриархе Григории Вкаясере («мартирофиле») интересна психологическим сопоставлением. Если первый был сторонником ориентации на Византию, то сын, избранный Патриархом, боролся за самостоятельность Армянской Церкви, против ее подчинения Греческому патриархату.
Поражавшая европейцев религиозность армянского народа также нашла отражение в гравюрах. В альбоме представлены гравюры – русская и французская, посвященные преданию об армянском царе Абгаре, царствовавшем в Эдессе с 13 по 50 год после Р.Х., которому, по преданию, Иисус Христос прислал плат, где запечатлелся Его облик. В православной традиции плат был назван «Спасом Нерукотворным».
В альбоме представлена копия картины Овнатана Овнатаняна (около 1730 – 1801), осуществившего новую роспись кафедрального собора в Эчмиадзине и давшего свое толкование образа царя Абгара.
Европейские мастера стремились донести до европейского читателя подлинную атмосферу Армянской Церкви. В изображении ее выдающихся исторических деятелей – Григория Просветителя (240–332), его сыновей, Патриархов Аристакеса и Вартанеса, также Патриарха Нерсеса Клаэнского (1098–1173) – подчеркнуты их ученость, сила убеждения и духовная мощь. В гравюрах нашла отражение и многогранная деятельность Мхитара Себастаников, благодаря которой образованная Европа основательно познакомилась с историей и культурой Армении.
В альбоме помещены несколько карт исторической Армении, чтобы читатель, знающий лишь территорию современной Республики Армения, мог оценить уровень информированности европейских художников ХIХ века. Карты армянского государства Урарту, армянского царства Тиграна Великого, карта армянского географа VII века Анания из Ширака точно соответствуют тем описаниям исторической Армении, которые давались, например, в капитальном труде французских ученых и деятелей культуры ХIХ века, в Великой Энциклопедии. Статья об Армении там начинается так:
«Армянские географы обычно делят свою родину на две больших территории: на Великую Армению от Евфрата до Каспийского моря и Малую Армению к западу от Великой. К Малой, как правило, прибавляют Киликию, поскольку там было основано армянское царство в период крестовых походов».
Надо сказать, что тогда уже были изданы переводы на французский язык трудов армянских авторов, в том числе историков Мовсеса Хоренаци и Иоанна VI Католикоса, описания Древней Армении Индиджяна, появились солидные труды французских ориенталистов.
В Великобритании тиражирование гравюр об Армении использовалось в качестве средства для ориентации общественного мнения в поддержку протурецкой и антироссийской позиции правительства. В этом смысле показательна гравюра «Война в Армении: битва при Кизил-Тепе», сделанная английским рисовальщиком в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Сцены безжалостного подавления гражданского протеста армянского населения в Османской империи в 1885–1896 годах при Абдул-Гамиде II воспроизвели художники Германии. Именно из общественных деятелей Германии выделились самые последовательные борцы против погромов армян в 1890-х годах, а затем и геноцида в 1915 году.
Гравюры, воспроизводящие массовые убийства армян, относятся в основном к последствиям двух случаев борьбы армянского населения в защиту своих прав – демонстрации в Баб Али в Константинополе 18 сентября 1895 года и захвата Оттоманского банка там же 24 августа 1896 года.
Гравюра «Беспорядки в Баку: грабеж имущества армян» относится к более поздним временам, когда международные конкуренты российских нефтепромышленников вызвали беспорядки на нефтепромыслах в Баку.
Политические карты конца ХIХ – начала ХХ века иллюстрируют, каким образом уничтожалось и изгонялось коренное население с земель исторической Армении и как происходил захват большей части ее территорий современной Турцией. Карта расселения армян в шести вилайетах Османской империи, изданная в 1915 году в Лондоне, подтверждает компактность проживания армян на своей исторической родине. Карта «Армения накануне Первой мировой войны» указывает местности исторической Армении, отошедшие к Российской империи по Берлинскому трактату 1878 года, а также зоны массовых убийств армян в Османской империи в 1895 – 1896 годах.
Карта «Земли исторической Армении, отданные РСФСР Турции по Московскому и Карсскому договорам» (1921) свидетельствует о грабительском характере этих договоров, навязанных Армянской ССР и совершенных с нарушением всех основных условий действительности международных договоров и цивилизованных представлений о политике, праве и нравственности.
В качестве символа разрушенной, но некогда полной жизни, процветающей армянской цивилизации на первых листах альбома даны фотографии храма Святого Креста на острове Ахтамар, который находится в самом сердце исторической Армении. Многое сейчас в этом замечательном памятнике утрачено, но даже то, что осталось, ярко показывает, каких духовных высот достиг тогда, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, армянский народ.
Созерцание гравюр заставляет задуматься о многом. Искусство имеет идеалом единство высших ценностей – красоты, истины и добра. Посмотрев этот альбом, мы убеждаемся, что историческая Армения прекрасна, что ее народу пришлось пережить невыносимые страдания и что пришла пора всему миру единодушно дать должную оценку величайшему преступлению против человечества и человечности, каковым явился геноцид ее коренных жителей в начале ХХ века.
Вардкес Арцруни, Анатолий Василенко
Оставьте свои комментарии