Страны – участницы ОДКБ имеют свои интересы
14 июня на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ были приняты очень серьезные решения, направленные на совершенствование механизмов коллективной безопасности и существенное укрепление потенциала организации.
Несмотря на отсутствие кворума и консенсуса, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 14 июня все же заложила правовую основу под Коллективные силы оперативного реагирования. Многосторонняя работа, которая велась долгие месяцы, едва не стала заложником двусторонних отношений отдельных государств.
Сюрприз своим партнерам по ОДКБ преподнес Минск, всерьез обидевшийся на Москву за введение ограничений на импорт белорусской молочной продукции.
В итоге президенты Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана нашли выход из положения, договорившись о подписании соглашения вшестером. Так или иначе стало ясно, что ОДКБ является уязвимой. На самом деле соглашение по КСОР не подписали сразу два участника ОДКБ. Помимо Белоруссии, свое особое мнение на договор есть и у Узбекистана. В частности, тут не готовы в нарушение своих законов отправлять собственные войска на территорию других государств. В итоге президент Узбекистана решил еще повременить и не стал подписывать соглашение.
Однако острые вопросы остались позади. Во время саммита был утвержден состав сил и средств, входящих в КСОР. Они будут состоять из воинского контингента в составе высокомобильных частей и соединений государств ОДКБ, оснащенных современными и совместимыми вооружениями, а также техникой, и формирований специального назначения, куда войдут спецподразделения правоохранительных органов, служб безопасности и органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Для управления контингентом будет создаваться командование во главе с командующим, а в повседневной деятельности, до принятия решения о применении КСОР, задачи по планированию их развертывания, координации совместной подготовки будут возлагаться на Объединенный штаб ОДКБ.
По итогам встречи было также принято совместное заявление, которое, по словам руководителей стран ОДКБ, отражает «общность подходов к основным актуальным международным вопросам, в котором даны оценки текущей внешнеполитической ситуации, международной ситуации, с учетом, конечно, тех региональных угроз, которые существуют в зоне действия ОДКБ».
На саммите был одобрен доклад президента Армении Сержа Саргсяна о ходе выполнения мероприятий по формированию коалиционного военного строительства.В свете любого мероприятия в формате ОДКБ, тем более на фоне возникающих время от времени противостояний между некоторыми из стран-участниц ОДКБ, в Армении актуальным становится вопрос состоятельности этой структуры и целесообразности ее членства в этой организации.
В данном случае указанные вопросы также очень актуальны и обоснованны. Подписываются документы о создании Коллективных сил, однако в это время некоторые из членов организации находятся в глубокой конфронтации – Россия и Беларусь, хоть и в экономическом, но находятся в противостоянии, а в Центральной Азии царит сплошная неопределенность.
Узбекистан, который в свое время полностью заминировал границу с одним из союзников по ОДКБ – Таджикистаном, накануне сессии ОДКБ принял решение построить стену высотой в семь метров на границе с другим членом организации – Киргизией. В подобных условиях может возникнуть вопрос, насколько Договор о коллективной безопасности может быть продуктивным, особенно в случае Армении.
Во-первых, надо понять, что представляет собой ОДКБ, после чего только возможно будет уточнить, целесообразно или оправданно ли членство Армении в этой структуре.
Следует понять мотивацию участия каждого из членов Организации Договора. Безусловно, в случае России договор является механизмом обеспечения своего участия в части государств бывшего СССР. Это имеет и психологическое значение, и политическое, и военно-политическое. В случае с Беларусью последний скандал показал, что для Минска участие в ОДКБ имеет не столь военно-политическое, сколь экономическое значение. Дело в том, что в течение последних двух десятилетий Беларусь хорошо оплачивалась Москвой за проявление пророссийской позиции – у Минска были льготные условия как на импорт российских энергоносителей, так и в вопросе реализации собственной продукции на российском рынке.
Для центральноазиатских стран ОДКБ необходима именно для решения тех задач, которые перечислены в обоснованиях создания КСОР: терроризм, религиозный экстремизм, наркотики, трансграничная преступность и другое.
Что касается обеспечения коллективной безопасности, то в этом случае также сложно представить, что, например, киргизско-узбекские объединения смогут сразу отреагировать на совершенную в отношении Армении агрессию и, предположим, оказать противостояние Турции. Как видим, в этом случае интересы членства в ОДКБ также находятся исключительно на двусторонней плоскости – с Россией.
То же самое и в случае Армении. Армяно-российское военно-политическое сотрудничество хоть и выстраивается в основном в многостороннем формате – в рамках ОДКБ, но на самом деле оно носит двусторонний характер. Следовательно, должны констатировать, что участие Армении в ОДКБ оправданно. Ереван в этой структуре преследует свои интересы.
Отдел политики «НК»
Оставьте свои комментарии